Условия и препятствия такфира

 

Далее шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: Является обязательным прежде вынесения решения о такфире рассмотреть два положения:

Первое: Должны быть доводы из Корана и Сунны на то, что это дело считается неверием, дабы не возводить ложь на Аллаха.

Второе: Должно соответствовать постановление в отношении определенной личности, когда соответствуют все условия такфира в отношении этого человека, а также,  когда отсутствуют препятствия выходу его из ислама.

Одно из важных условий является то, чтобы он знал о своем противоречии, которое является причиной его неверия, исходя из слов Всевышнего: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 11). Всевышний Аллах обусловил наказание Огнем противоречием Посланнику после того, как человеку стал ясен прямой путь.

Однако возник вопрос, является ли условием, чтобы он знал о последствии своего противоречия, как неверие и прочее, или достаточно того, чтобы он знал, что он пошел в противоречие, даже если он не знает о последствии этого?!

Ответ: Второе положение является правильным, то есть, просто знание его о противоречии, является достаточным для вынесения постановления в соответствии требованиями их. Ибо Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) обязал искуплением того, кто в светлое время Рамадана совершил половое сношение со своей женой, тогда как он знал, что он пошел в противоречие шариату, но не знал, что обязан принести искупительные действия за это. Также потому, что прелюбодея, который женат, знающего о запрещенности прелюбодеяния (зина), закидывают камнями, даже если он не знал о последствии зина. Быть может, если бы он знал о последствии этого, то не совершил бы прелюбодеяние. 

Что касается препятствия такфира, то к ним относятся следующие виды:

  Первый: Принуждение к неверию, исходя из слов Всевышнего: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» [3] (ан-Нахль, 106).

Второй: Совершение неверия в состоянии, когда человек не понимает того, что говорит, по причине сильной радости, или сильной печали, или сильного гнева, или сильного страха или прочего, исходя из слов Всевышнего: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Ахзаб,5). В сахихе Муслиме 2104 передается хадис со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), сказал: «Аллах радуется покаянию Своего раскаивающегося раба сильнее, чем человек, который оказался в пустыне и потерял верблюдицу, на которой были его еда и питье. Он отчаялся найти ее, дошел до дерева и лег в его тени. И вдруг верблюдица оказывается около него, и он хватает ее за поводья и от сильной радости говорит: “О Аллах! Ты – мой раб, а я – Твой Господь”, - допустив ошибку по причине его сильного ликования» (Муслим, 2747).

Третий: Неясность (шубха) и неправильное истолкование (тауиль), когда человек ошибочно вынесет решение о неверии, полагая, что он на истине. Ибо он не сознательно хотел совершить этот грех и пойти в противоречие. Поэтому он входит в слова Всевышнего Аллаха: ««Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (аль-Ахзаб,5). Это потому, что это является пределом его возможности, поэтому он также попадает под этот аят: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара,286).

Автор книги «Аль-Мугъни» (8/131) сказал: «Если он считает разрешенным убийство тех, чья жизнь неприкосновенна и дозволенным их имущества, без каких-либо неясностей (шубха) и не правильных истолкований (тауилья), то он тогда является неверующим. Но если он неправильно истолковал, например, как хариджиты, то мы упоминали, что большинство ученые не выносили такфир им, не смотря на то, что они считали дозволенным кровь и имущества мусульман, и они поступали таким образом, чтобы посредством этого приблизиться к Всевышнему Аллаху».

Далее он сказал: «И было известно, что мазхаб хариджитов состоял в том, что они вынесли такфир многим сподвижникам и тем, кто пришел после них, дозволили кровь их и имущества, и были убеждены в том, что они посредством убийства их приближались к Господу. Но, не смотря на это, ученые не выносили им такфир, по причине их неправильного истолкования (тауилья). Также сюда относится и любая запрещенная вещь, которую посчитали дозволенной, по причине подобного неправильного истолкования».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийа в «Маджму’ аль-Фатава» (13\30) сказал: «Бид’а хариджитов произошла по причине их неправильного понимания Корана, и они не желали пойти в противоречие ему, однако поняли из него то, на что он не указывает. В результате чего они посчитали, что это является причиной такфира в адрес тех, кто совершает большие грехи».

А на странице (210)он сказал: «Хариджиты пошли в противоречие Сунне, за которой приказал следовать Коран, сделали такфир верующим, с которыми повелел дружить Коран. Последовали за неясными аятами Корана, после чего истолковали их вопреки правильного понимания, не понимая смысла их, не имея обоснованных знаний, не следуя за Сунной и не обращаясь к ученым, которые понимают Коран».

Также Ибн Таймийа в «Маджму’ аль-Фатава» (28\518) сказал: «Поистине, ученые сошлись на том, что хариджиты заблудшая и порицаемая группа. Они разногласили относительно их такфира, расходясь на два известных мнений».

Ибн Таймийа упомянул в (8\217): «что не было среди сподвижников тех, кто выносил такфир хариджитам, ни Али ибн Абу Талиб, ни другие, напротив, они вынесли решение о том, что они являются мусульманами, проявляющие несправедливости и посягательства, как были приведены асары от них об этом в другом месте».  

Также  Ибн Таймийа в (28\518) сказал: «Это было приведено от Имама Ахмада и других».

В (3\282) Ибн Таймийа сказал: «Хариджиты являются теми, с которыми сражаться повелел Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). И с ним вел битву правитель правоверных Али ибн Абу Талиб, который был одним из праведных халифов, ведомых правильным путем. И имамы, из числа сподвижников, таби’нов и тех, кто пришел после их, единогласны в сражении с ними. И не вынес им такфир, ни Али ибн Абу Талиб, ни Са’д ибн Абу Уакъас, ни другие из сподвижников, напортив, посчитали их мусульманами, не смотря на сражение с ними. И они не сражались с ними, пока те не пролили запретную кровь и не совершили набеги на имущества мусульман. По причине чего они начали с ними сражаться, дабы устранить их несправедливость и посягательство, поэтому они не брали в плен их жен и имущества в качестве трофея. Если они, которые подтвердили их заблуждения исходя из священных контекстов и единогласного мнения, не вынесли им такфир, не смотря на то, что Аллах и Его Посланник (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) повелели с ними сражаться, то, что можно сказать про различные группы, для которых стала неясной истина в вопросах, в которых ошибся более знающий, чем они. Поэтому не дозволено никому, из этих групп, выносить такфир другой (группе), считать дозволенным ее кровь и имущество, даже если в ней имеется очевидная бид’а. Что можно сказать  теперь про то, когда это группа, которая делает такфир другой, сама является бид’атческой (заблудшей) группой тоже. Быть может, даже бида’ в ней является наиболее тяжелым (чем у той группы, которой она вынесла такфир). В основном они пребывают в невежестве относительно действительности, в которых расходятся они (во мнениях)».

Далее Ибн Таймийа сказал: «Если мусульманин неправильно истолковал относительно сражения или такфира, то ему такфир не выносят из-за этого».

Затем на странице (288) Ибн Таймийа сказал: «Относительно обращения Аллаха и Его Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), устанавливается ли его постановление в отношении раба до донесения до него довода? Относительно этого вопроса ученые разошлись на три мнения в мазхабе имама Ахмада и других. Правильным мнением является то, на что указывают слова Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах сказал: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (аль-Исра15).

Также Всевышний сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (ан-Ниса,165).

В двух достоверных сборниках имама аль-Бухари и Муслима было приведено, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Нет никого, кому оправдание было бы наиболее любимым, чем Аллаху, по этой причине Он отправил посланников, благовествующих и увещающих» (аль-Бухари,7416 и Муслим,1499)».

Подводя итог: Невежда оправдывается в словах или делах, которые считаются неверием, так же как оправдывается в словах или делах, которые считаются нечестием. Это исходя из доводов Корана, Сунны, аналогии (или разума) и слов ученых!».

Шейх Мухаммад Ибн Солих аль-Усаймина (да смилуется над ним Аллах).

См. «Шарх Кашфиль-шубухат» стр.27-35.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: