Религия – это форма общественного сознания, особый тип социальных связей и социальный институт.
Религиозность – понятие, отражающее степень воздействия религии на сознание и поведение человека и социальной группы, выражающее субъективное сторону религии; это социальное качество индивида или группы, выражающееся в совокупности их религиозных признаков, то есть вере и поклонении священным объектам и символам.
Признаки религиозности:
- содержание и сила религиозной веры;
- интенсивность участия в религиозном культе;
- религиозное воспитание в семье;
- религиозное образование;
- членство в религиозной общине;
- значение и роль религиозной мотивации.
Социологи различают три параметра религиозности: степень, уровень и характер религиозности.
Степень отражает силу влияния религии на отдельного человека или группу, глубину переживаний, интенсивность переживаний, активность культовых действий. Эта характеристика может быть использована как количественный показатель.
Уровень – это соотношение религиозного и не религиозного населения. Этот показатель может применяться в отношении страны, региона. Это процент, доля религиозного населения в составе какой-либо общности. Характер выявляет специфику религиозности, конфессий. Она отражает, как религиозность выражается в чувствах, эмоциях.
|
|
Характер – это качественная характеристика. В сознании индивидов и групп последовательная или нет, разумная-фанатичная и т.д.
Атеистичность имеет свои эмпирические индикаторы.
В сфере сознания:
ü Отсутствие веры в сверхъестественное
ü Субъективная самоидентификация с неверующими или атеистами
ü Негативное отношение к религиозным ценностям и нормам
ü Позитивное отношение к ценностям и нормам, вытекающим из атеистических убеждений
В сфере поведения:
ü Неучастие в коллективных культовых действиях и деятельности религиозных организаций
Степень атеистичности - сила влияния на индивида или группу.
Типология религиозных групп:
Ø Глубоко верующие – религиозная вера играет определяющую роль в жизни, систематически посещают богослужения, соблюдают посты, стремятся передать свою веру детям и внукам.
Ø Верующие – религиозная ориентация уравнивается с "земной", стремятся посещать церковь, но делают это нерегулярно, чаще всего из-за работы.
Ø Колеблющиеся – отсутствует прочная вера, она непоследовательна, религиозность сводится к признанию Бога, к поддержанию наиболее устойчивых, прочных религиозных традиций
Ø Формальные – признают веру на словах, а не на деле.
Ø Безрелигиозные – не сформировались ни религиозные, ни атеистические убеждения, они безразличны, они не могут высказать свои позиции по вопросам веры и неверия (главное отличие от неверующих).
|
|
Ø Неверующие – не веруют, но занимают нейтральную позицию по отношению к религии, церкви, пропаганде.
Ø Атеисты - отрицают Бога, непримиримы к религиозной идеологии и культу, занимают более активную жизненную позицию, принимают участие в антирелигиозных мероприятиях.
Неофиты – люди, которые приобщаются к религии самостоятельно.
Рост мировоззренческой неопределенности, отход от цельности самоопределения и мировосприятия:
- Рост категории "христиан вообще" без конфессиональной принадлежности
- Расширение религиозной терпимости
- Увеличение числа людей с размытым, аморфным религиозным мировоззрением
- Рост числа людей, верующих не в Бога, а в сверхъестественные силы
- Трансформация идеи Бога: "Бог-везде", "Бог-любовь", "Бог-мораль", бесконечное существо
- Основные направления и школы в западной социологии религии.
1) Школа М. Вебера (последователи вебера продолжили-религиозные нормы, религиозная этика влияет на экономику)
2) Сравнительно-типологическое направление (И.Вах, Г. Меншинг)
3) Функционалистская школа восходит к работам Дюркгейма, не малый вклад внесли антропологи Б. Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.
4) Американская эмпирическая социология религии, кот отчасти связана с функционалистской школы. Ч. Глок, Р.Старк, Т.Форд.
5) Французская католическая религиозная социология. Габриель Ле Бра-профессор Сарбоны, аббат Ф. Булар.
6) Феноменологическое направление религии (конец 60 начало - 70 годов 20 века) П. Бергер и Т. Лукман. ("Социальное конструирование реальности")