Функционалистская школа

Э. Дюркгейм "Элементарные формы религиозной жизни" 1912 год. В ней он задается фундаментальными вопросами: Что такое религия? Каковы самые первые, самые ранние, самые элементарные формы религиозных верований? Каково значение религиозного культа? Каковы первые формы религиозного культа? Дюркгейм интересовал источник происхождения религии. Какова Соц роль религии и что с ней будет происходит в будущем.

Две точки зрения в науке 20 века.

Первая точка зрения – религия – система верований в сверхъестественные силы.

Вторая – религия – это верование в связь человека с богом, или верование в существования духов.

Таким образом, отклонив две точки зрения Дюркгейм пришёл к выводу, что признаком, кот отличается от всех прочих, является двойственность священного с одной стороны, а с другой стороны- мира нечистого, вульгарного. Религия – есть солидарная система верований и постулатов, относящихся к миру священного, т.е. отделенных от мира вульгарного, запрещенного, верований и постулатов, соединяющих в одну церковь тех, кто принадлежит к ней.

Религия всегда свойственна коллективу, поэтому её можно назвать солидарной.

Религиозный культ – совокупность обрядов, направленных на поддержание, осуществления дуализма, двойственности сященного и профанного поведения людей, и не допущение смешения этих двух различных миров. Отрицательные и положительные обряды.

Отрицательные обряды: разделить мир священного и «грязный» мир; запреты временного и пространственного характера, запрет не священному существу прикасаться к священному.

Положительные обряды: приблизить верующего к священному Богу; обряд поедание тела священного животного.

Религиозный аскетизм – разделение двух миров священного и профанного.

Элементарные формы религиозных верований:

1) Анимизм (аниме-душа) – вера в существование души и духов. Вера в одушевленность всего мира. Сугубо биологические явления – сон. Но анимизм не является самой первой формой религии.

2) Натурализм – обожествление реальных явлений и сил природы, таких как солнце, огонь, гром. Источник религии – чувство псих зависимости.

3) Тотемизм (по Дюркгейму самая первая форма религии) – вера в родство между человеком/человеческим родом и животным, или даже растением.

Религия не рассматривалась как бесполезная вещь. Тяжело было объяснить, почему религия существует во всех уголках мира. С точки зрения Дюркгейма, религия носит социальный источник происхождения.

Дюркгейм обращает внимание, что тотем – это не просто имя, это символ коллективности. Священными считались все объекты и предметы, материальные носители тотема. Это религия анонимной, безличной силы, которая оказывается в каждом человеке.

Тотемизм – это сила, которая возникает в каждом человеке. Тотем символизирует общество, коллективность.

Таким образом, Дюркгейм доказывает, что религия вял сугубо социальным, поклоняясь богам, человек поклоняется обществу, в котором он живёт.

Социальные роли религии. Укреплять социальную солидарность человеческого сообщества. Религия, являющаяся социальным феноменом, будет существовать, пока существует человеческое общества. Дуализм религии – это ядро вечно.

Эти положения впоследствии получают развития в функционалистской школе. Религия обеспечивает интеграцию человеческого общества.

 

2) Вебер и Тельч.

До вебера не существовало религии.

Ключевые работы Вебера "Протестанская этика и дух капитализма" 1905, "Хозяйственная этика мировых религий", «Типы религиозных сообществ».

Хозяйственная этика сложившаяся совокупность традиций и норм, влияющая на хозяйственную деятельность людей, которая предшествует и определяет формирование определенного типа хозяйства. Те способы мышления в экономике определяются религ установками, ценностями. Вебер уделяет большое внимание протестантизму. Он обращает внимания на то, что религии востока пассивные, внемирские, они ориентирует человека на то, чтобы созерцать Бога, а протестантизм имеет другие черты. В отличие от восточных религий протестантизм активный, мирской; возможность переустроить мирскую жизнь. С точки зрения протестантизма, призвание явл энергичное исполнение человеческих обязанностей.

Формирование «духа капитализма» с присущей ему ориентацией на максимизацию прибыли и преумножению капитала (в результате рыночного обмена).

Источник духа – религия, протестантизм.

Вебер пытается объяснить загадку западно-европейского капитализма. Разрешение загадки находится в оценки связи религиозной этики, экономического менталитета и экономического поведения. Дух капитализма выражается плавным образом в менталитете экономической рациональности (МЭР) (достижение рациональной/экономической цели и выбор для этого оптимального средства). МЭР характерен для капиталистических акторов (предприниматель) и рабочим.

МЭР – рационализм поведения, выражается в постоянном подсчете возможных прибылей, возможных потерь, это экономия. Подчинение интересов потребления интересам накопления, т.е. то, что заработано, не может быть потрачено на развлечения.

Особенностью протестантизма, как религиозной системы, в отличие от католицизма, человек открыт богу без посредников (без церкви). Искупить свой грех без церкви. Прощение для любого верующего определяется выбором господа Бога. Всевышний ориентирует верующего. Знаком веры выступает неустанная, хорошо спланированная, рациональная работа - свидетельство веры в Бога.

По такому сложному пути Вебер приходит к выводу, что материальный успех - знак веры.

Рациональная администрация - веберовская бюрократия.

Так Вебер доказывает, почему капитализм достиг успеха именно на западе.

Протестантская этика - центральный, но не единственный феномен, определивши развитие западноевропейского капитализма: формирование средневековых городов с социально связующим городским средним классом и присущей ему универсальной этикой торговли.

Вебер предложил типологию религиозных сообществ, которая стала базовой. Выделил три типа религ сообщностей:

1. Церковь – универсальная, консервативная, массовая организация, приемлющая мир и приспособленная к его порядкам, глубокая религиозность, аскеза (предельная преданность богу) 

2. Секта – свободное объедение стойких и сознательных верующих, которые отделены от мира, ограничены узким кругом, в своей среде с большим или меньшим радикализмом осуществляют богоугодный порядок жизни.

3. Мистерия (мистика) – духовные религии, для которых не важен культ, которые пренебрегаются организацией ради самой веры

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow