И.Вах (1898-1955) Немецкий социолог. С 1945 работает профессором истории религии в Чикагском университете. "История религии".
Вах отмечает, что теология нормативная дисциплина, которая разъясняет одну конкретную религию, применяя при этом нормативный метод.
Религиоведение – охватывает много религии, но применяет описательный метод.
Философия религии близка к теологии, в первую очередь при помощи метода, но в её фокусе оказывается несколько религий.
Религиозный опыт имеет несколько форм выражений:
· Теоретическое выражение – религиозная доктрина, которая концентрируется на трёх ключевых темах: Бог, мир и сам человек.
· Практическое выражение в виде религиозного культа, которое выражается в поклонении священным объектам.
· Социологическое выражение – община, коллективное в религии.
Вах полагает, что есть ещё одна сфера проявления религиозности - коллективность, религиозные группы, религиозные ассоциации, индивидуальное, типологическое и сравнительное изучение которых является областью социологии религии.
В социологии религии важно сочетание теоретического с конкретными исследования
И.Вах: «Религия есть опыт священного».
Типология религиозных групп (предлагаемые типы не носят исторического характера):
• Тайное общество
• Мистерийное общество (более сложное)
• "Сампрадайя" (тип индуистской организации)
• "Основанные религии": а) круг учеников, б) братство, в) церковь
Секта рассматривается как форма внутрирелигиозного протеста.
Меншинг (1901-1978): "Общая теория социологии религии". Общее развитие идёт от примитивного коллективизма к высокорелигиозному индивидуализму, который, в свою очередь, преодолевается высокорелигиозным коллективизмом – закон исторического изменения религиозных феноменов.
Контраргументы, критики, которых не устраивали задачи типологизации.
4) Функционалистская школа К. Дэвида и У. Мур + антропологи Б. Малиновский, А. Р. Рэдклифф-Браун.
"Причина, по которой необходима религия, очевидно, заключается в том, что человеческое общество достигает единства, главным образом в результате наличия всеобщих ценностей и общих целей у данного общества. Хотя эти ценности и цели являются субъективными, они влияют на повеселеете и их интеграция позволяет обществу функционировать как системе... Через поклонение священным объектам и существам... Принятие сверхъественных предначертаний..." Также организационных форм.
1960ые гг. – пик развития. 1960-1970 – годы существования.