Это направление было направлено на конкретно соц. оценку религиозности в амер. обществе.
5 основных религиозных измерений:
1. Религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний)
2. Религиозная вера – вера в религиозные мифы и догматы
3. Участие в религиозном культе – формы культового поведения (совершение молитвы, участие в исповеди и причастии, посещение богослужения и др.)
4. Уровень религиозной информированности – знание основных положений религиозного вероучения
5. Вес религиозной мотивации в поведении индивида.
Женщины более активно проявляют себя как верующие. Доля посещающих храм пожилых людей больше. Бездетные дольше участвуют в церковной жизни.
5) Французкая католическая "религиозная" социология (Габриэль Ле Бра, аббат Ф. Бушар, иезуит Эмиль Пэн)
Г. Ле Бра (1891-1970) "Этюды религиозной социологии"
Направление можно назвать католическим, в основном изучались католические культы.
Социология культа.
Оценка культовой активности католиков – исполнение ими церковных обрядов (посещение воскресных месс, причащения)
На основе эмпирических данных была создана карта религиозности населения Франции.
Роль церковных обрядов снизилась.
6) Феноменологическая СР. Конец 1960 – начало 1970 гг. (П. Л. Бергер, Томас Лукман)
Томас Лукман (р.1927). "Невидимая религия» (1963). Без религии не может быть целостного понимания мира. «Проблема религии в современном обществе». Мировоззрение имеет религиозный характер. "Мировоззрение элементарная форма религии". Человек может создавать свою собственную религию, такая религия даёт человеку независимость, возможность реализоваться.
Формы религиозности: церковная и «неспецифическая», т.е. всеобщая социальная форма религии, которая коренится в антропологической природе.
Человек изначально (от рождения) религиозен, испытывает потребность в священном.
Питер Людвиг Бергер (р.1929) слишком большое внимание уделял секуляризаци, кризису религии и слишком небольшое значение отводил универсальной значимости религии. "Слухи об ангелах. Современное общество и открытие заново сверхъественного"1969, "Священная завеса"(1967) – обосновывается идея компенсаторной функции. Религия – средство легитимации, т.е. объясняет и оправдывает социальный порядок. Религия играет важную роль при конструировании человеком социальной реальности. Религия с одной стороны противостоит профанному, а с другой стороны противостоит хаосу. Секуляризация не охватывает равномерно всех областей жизни: значительно в «публичной сфере» и не затрагивает «частную сферу».
Идея компенсаторной функции религии. Религия скрывает от человека его истинное предназначение. Секуляризация заметно продвинулась в публичной жизни, но не зашла далеко в частной жизни. Происходит приватизация религии, что расходится с определением религии, которую давал Дюркгейм.
Концепция постсекулярного общества. Немецкий философ Ю.Хабермас. Религия утверждается во все более секулярной среде, сохраняются различия и уважением к религиозным сообщества, модернизация охватывает как религиозный, так и светский менталитет и рефлексивно видоизменяет их.
- Э.Дюркгейм и функционалистская традиция в социологии религии.
Эмиль Дюркгейм (1858–1917) разрабатывал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (“Элементарные формы религиозной жизни”, 1912 г.)
В отличие от других, Дюркгейм отказывался видеть в религии нечто таинственно заоблачное, но предлагал рассматривать религиозные ритуалы как социальный факт. Он утверждал, что религиозные верования, обычаи, язык, письмо, формы хозяйствования ведут себя независимо от поведения индивида. В книге "Элементарные формы религиозной жизни", посвященной религиозным верованиями примитивных обществ, Дюркгейм представил религию как систему символов, базис которых составляют важнейшие социальные потребности – сохранение целостности общества, трансляция культуры.
Дюркгейм полагал, что в примитивном обществе австралийских аборигенов религия обеспечивает механическую солидарность в форме тотемизма. На более развитой стадии – органической солидарности – религия, в том числе христианство, способна служить надежной опорой, придавать чувство защищенности и осмысленности существования, утрата которых ведет к аномии.
Простейшей стадии соответствует полное растворение индивида в культовых обрядах, языческих верованиях, коллективных церемониях – как муравей, не имеющий четко выраженной индивидуальности, растворяется в своем муравьином сверхорганизме. Клан, табу и тотем, растворение личности без остатка в коллективе – основные признаки данной фазы.
На стадии органической солидарности происходит изменение роли и возможностей религии, поскольку растет социальная дифференциация общества, появляются неравенство, классы, частная собственность, рынок и система общественного договора. Но самое главное – религия отделяется от государства и возникает гражданское общество. Ускоряющийся процесс секуляризации общества приводит к появлению светских идеологий.
Разнообразные формы религии встречаются во всех обществах, а потому религию можно считать универсальным культурным феноменом. Помимо того религия – важнейший структурный элемент социальной организации общества, представляющий собой совокупность институализированных норм, верований и ценностей, разделяемых всеми членами общества.
В любых религиозных убеждениях мир делится на две части: священное (сакральное) и несвященное (профаническое). Первому поклоняются, второе отторгают. Ритуалы существуют лишь в мире священного. Дюркгейм выделял "негативные культы" (табу, запреты) и "позитивные" (жертва, имитационные обряды и др.), приписывал ритуалам четыре основные функции: социализирующую, интегрирующую, воспроизводящую, психотерапевтическую. Если в профанном мире цель действия доминирует над формой, то в сакральном действии форма важнее цели; поэтому смысл первого доступен любому человеку, а понять смысл религиозного ритуала может только посвященный.
Религиозная вера одновременно привязывает профанное к сакральному и связывает профанный мир в солидарное единство. Через веру в Бога, как говорил Дюркгейм, укрепляется вера в единство людей, организованных в общество. Если Бог символизирует общество, тогда по мере увеличения размеров и усложнения структуры второго, усложняется и иерархизируется вера в Бога. В примитивном обществе религиозный культ отправлял один шаман, в современном для услужения ему требуется многотысячная армия священников.
Чем глубже разделение труда и разнообразнее потребности людей, тем более обобщенную форму должна принимать вера в Бога, которого нельзя уже представить в виде тотемного животного или греческого Аполлона. Дюркгейм полагает, что в индустриальном обществе масштаб разделения труда становится настолько велик, что даже самая общая идея Бога имеет тенденцию растворяться в абстракции, превращаясь в общечеловеческую концепцию гуманности.
Лишая понятие религии ее главного компонента - веры в сверхъестественное, в Бога, отстаивая расширенное толкование религии как системы верований и обрядов, касающихся любого социально значимого объекта, Дюркгейм, по существу, отождествлял религию с абстрактной идеологией, имеющей вневременный, вечный характер, идентично проявляющийся в любом типе общества.
(Для общего ознакомления
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы (рис. 9.2): 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Для ранней стадии характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения груда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга.)
- Школа М.Вебера о природе западноевропейского капитализма и хозяйственной этике мировых религий.
- Социология религии о секуляризации и десекуляризации.
Секуляризация – это процесс высвобождения общества, культуры, политики, образования и др. секторов общества и самого индивида из-под влияния религии. Секуляризация становится неоспоримой тенденцией, особенно в 20 веке. В социологии религии существуют значительные различия в понимании причин и последствий секуляризации. По мнению В.И. Гараджи, выделяются три группы концепций:
1. Секуляризация как утрата священного и угроза социальному порядку и согласию (П. Бергер). С точки зрения американского социолога Питера Бергера, религия выполняла важную функцию в обществе - она создавала «священный космос». Общность религиозных верований была тем «клеем», который связывал общество воедино. Таким образом, секуляризация враждебна религии и вместе с разрушением религии ставит под угрозу стабильность общества
2. Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Эта точка зрения, согласно которой религия ослабевает и будет ослабевать по мере развития науки и роста образованности общества, является сегодня господствующей.
3. Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальных перемен. При этом изменение религии не обязательно ведет к уменьшению ее значения. Согласно Т. Парсонсу, религия в качестве социального института оказывает меньше прямого влияния на государство, экономику, образование и т.д. Однако современный человек живет в социальной системе, впитавшей в себя религиозные идеи, и поэтому находится под опосредованным влиянием религии. Упадок церковной религиозности сопровождается усилением «невидимой религии» (человек направляет свои действия, зачастую не отдавая себе отчета в этом, под воздействием христианской этики).
Десекуляризации присущи следующие признаки: упрочение социального и правового статуса религиозных организаций; реставрация тех или иных сторон вероучения, институциональных признаков религии; растущий уровень религиозности; модернизация тактических аспектов церковной деятельности, ее приспособление к конкретным условиям; стремление расширить социально-экономическую, политическую и культурную основу влияния религиозных институтов; возрождение религиозно-философской традиции; усиление фундаменталистских тенденций.
Сущность десекуляризации заключается в вытеснении светских начал религиозными. Эта тенденция включает в себя: 1) рост влияния доминирующей и традиционных конфессий, степень влияния которых может быть различной - от практически безграничной до более-менее регулируемой, что зависит от уровня секуляризации общества; 2) оживление новых религиозных движений, ведущих борьбу за сознание масс, за место в общественной системе; 3) распространение мистицизма, суеверий, паранаучных мифологем и т.п.
- Социология здоровья, болезни и медицины: история, ключевые понятия, проблематика.
В современной отраслевой социологии важное значение имеет социология здоровья. Одной из основных особенностей данной дисциплины является ее междисциплинарный характер. Возникла в 50-е годы ХХ в. в США, далее выделяется новая научная дисциплина социология медицины. Развивается быстро, связано с практической значимостью.
В фокусе зрения оказываются: 1)компетентность мед профессий; 2)изучаются больные: «Концепция роли больного» Парсонс; 3)оценка и объяснение соц факторов болезней; 4) соц факторы эфертильности – плодовитости, смертности; 5)взаимодействие доктора и пациента; 6)политика в сфере здравоохранения и оценка систем здравоохранения.
С момента ее возникновения проявилась двойственность в терминологии, которая связана с двумя подходами:
1) социология медицины - основанная на медицинской модели помощи и отражающая лидерство медицинских и общественно-политических структур в определении проблемных тем; социология В медицине имеет сугубо прикладной характер. Используется весь социологический арсенал для объяснения медицинских проблем. Социологи в медицине обслуживает медицинскую администрацию.
2) социология медицины и здравоохранения - применение социологических подходов "к осмыслению опыта, распространения и лечения недуга" с использованием модели образа жизни. Социология медицины способна видеть проблему в широком контексте: асимметрию власти между доктором и пациентом.
Медикализация – наклеивание мед ярлыков на поведение, которое считается соц нежелательным, этически нежелательным (гомосексуализм, политическая девиация, вандализм). Медицина – институт соц контроля. Болезнь можно рассматривать как девиацию.
Социологию медицины стали именовать социологией здоровья. Это отражает то, что ранее название отражало интересы мед персонала. Подобный сдвиг говорит о том, что нет научно-обоснованной концепции здоровья.
В 70-80-ые г. наблюдается теоретический сдвиг, структурные подходы сдвигаются назад и вперед выходят марксистская и феноменологическая традиция.
Женщины – природные пациенты. Современная медицина навязывает женщинам хирургические операции. Медицину упрекают в том, что она не дает женщинам полного контроля над их телами.
Социальная гигиена (появилась в 19 веке) – наука о соц проблемах медицины. Усматривали объединяющую медицину. Первая кафедра в 1922 году в России, под руководством Семашко.
Эпидемиология – наука о возникновении и распространении заболеваний и разработке противоборства с эпидемиями. В 20 веке меняется характер эпидемий. Вместо инфекционных заболеваний приходят неинфекционные.
Мишель Фуко. «История безумия» (1961); «Рождение клиники: Археология взглядов медиков»
О нем говорили: «роется в исторической навозной куче», т.к. источниками были: записи из домов умалишённых; толкование снов; записи из тюрем.
Фуко описывает существовавшую в 17 веке практику заключения в тюрьмы: всех слоев населения: нищих, проституток. Помещение в тюрьму было: борьбой с нищенством; регулирование уровня цен и з/п; поддержка соц порядка. Фуко описывает, как в 17 веке начинает меняться отношение к умалишенным и к этим болезням. Их перестают изолировать. В конце 18 века появляются специальные лечебницы. В 1794 г. франц врач Бенель снимает оковы с душевнобольных.
С 1760 по 1810 – в книге «Рождение клиники». Взгляды ученых затрагивают смерть, мёртвое человеческое тело (это позволяет узнать многие болезни). Раньше болезнь была связана с высшими силами. Франц врач Бише утверждал, что необходимо вскрыть трупы, чтоб узнать истину болезней.
Заслуга изучения взаимоотношений между врачом и пациентом как социальной системы принадлежит Т.Парсонсу. В основе его ролевой теории (1951-1958) рассматривались: парадигма нетрудоспособности; парадигма девиации, которая описывалась с позиции психоанализа, и идея о социальном контроле. Роль больного – в 1935 г исследователь Гендерсон наметил эту проблему.
Роль больного имеет следующие характеристики:
1) индивид освобождается от выполнения обычных обязанностей;
2) не обвиняют за то, что он болен, т.е. он освобождается от ответственности;
3) болезнь соц. нежелательна, больному потребуется помощь;
4) носитель роли больного должен следовать режиму, который предписан ему доктором.
Врачи узаконивают роль больного.
Критика концепции роли больного:
1) не учитывает возможность конфликтов между доктором и пациентом;
2) не имеет универсального применения (для острых заболеваний – да; для хронических – нет)
3) возможность анормального поведения пациента (ипохондрик – мнительный)
4) структурная-функциональность: отсутствует феноменология (опыт быть больным)
Фуко в своих работах он обращает внимание к классической эпохе Его интересовало какие типичные способы использования власти тюрьмы и так далее.
«История безумия в классическую эпоху»
1) Период раннего средневековья: безумный – наделенный внутренней мудростью человек
2) Европа 17 века: Умалишенные заключаются в тюрьмы, в исправительные дома вместе с нищими, бродягами, разбойниками, безработными, больными и проститутками.
3) Европа 18 века: постепенно с безумными начинают обращаться как с особой категорией. Безумство истолковывается как высвобождающееся зверство, которое нужно решительно пресекать.
4) Европа конца 18 века: безумие берется под опеку. Это связано с научными представлениями о нервных болезнях, корни которых усматриваются в мозгу человека.
5) 20 век: дискурс безумия подчеркивает, что это состояние является болезнью, требующей лечения.
Фуко пишет, что психиатрия связана с властью. Фокус на человеческом теле и смерти: изучение смерти открывает тайны жизни. В этот период складывается медицина такой, какой мы ее знаем.
В современном обществе растет значение медицины. Социологи обращают внимание на социальные факторы сохранения здоровья.
Социология медицины и социология в медицине:
1) прикладной характер
2) решает медицинские проблемы
3) уклон в менеджмент – в решение медицинских проблем социолог работает ка член медицинской администрации.
Клиническая социология Л. Вирт – наем на работу в клинику социологов, психиатров, пациентов, социальных работников. Социолог как часть терапевтической команды.
Проблематика социологии медицины:
Утверждается в 1950 годах:
1) социология профессий здравоохранения (медсестра, лечащий врач, врач – администратор и так далее);
2) социология болезни, поведения больного или нуждающегося в помощи;
3) изучение социальной структуры и функционирования медицинских институтов и организаци здравоохранения;
4) социальные факторы нездоровья, болезни;
5) социальные факторы фетильности (плодовистости) и смертности;
6) социология взаимодействия «доктора – пациента»;
7) социальной эффективности различных моделей медицины (государственной, страховой, частной).
Социология медицины:
1) стремление к объективности в исследовании человеческого поведения;
2) способность видеть проблему в широком социокультурном контексте;
3) ассиметрия власти между врачом и пациентом, медицины и государства.
В отличие от социологии медицины, социология здоровья и болезни:
Утверждает, что современное общество располагают остаточной концепцией здоровья, так как медицины имеет дела главным образом с нездоровьем;
Критика «Медикализации» соц. проблем. Медикализация – наклеивание медицинских ярлыков на поведение, которое считается социально и этически нежелательными (вандализм, гомосексуализм, опасное вождение машины и другое).
Теоретические подходы:
Концепция роли «больного» Гендерсон, затем Парсонс.
Болезнь – форма социальной девиации. Характеристики роли больного:
1) индивид освобождается от ответственности за свое состояние;
2) требуется компетентная медицинская помощь, заболеваний должен обратиться к врачу;
3) индивид освобождается от своих обязанностей;
4) больной должен следовать режиму, который предписан компетентным доктором. Врачи в западном обществе имеют профессиональную монополию, узаконивают роль больного.
Критика:
1) быть больным не означает автоматически стать пациентом;
2) не признает возможность конфликта интересов доктора и пациента;
3) не имеет универсального применения: некоторые обстоятельства (алкоголизм, физическая немощь и другое) не обязательно предполагает освобождение от социальной ответственности.
4) применима в анализе острых, а не хронических заболеваний;
5) не учитывает анормальность поведения больного (синдром Мюнхаузена);
6) не дает феноменологического переживания болезни и опыта быть больным.
В отличие от социологии медицины, социология здоровья болезни:
Ø критическое отношение к существующей модели медицины;
Ø концепция здоровья и нездоровья расценивается как весьма проблемная и политическая;
Ø особое внимание уделяется феноменологии здоровья и нездоровья тому, как пациенты переживают и выражают их недомогание и страдание;
Ø концепция «роль больного» сильного влияет на социологическое изучение здоровья и болезни, но оно критично по отношению к ней.
- Политическая теория М.Вебера.
Макса Вебера принято считать основоположником политической социологии. Его заслуги перед наукой действительно значительны: разработка типологии политического господства, критериев легитимности, анализ природы власти, государства и нации.
Государство для М. Вебера предстает в виде единственной организации, имеющей легитимное право осуществлять насилие. Это означает, что отношение господства одной группы людей над массой представляется в глазах последней естественным положением: этим и обосновывается легитимность насилия.
Насилие, по словам Вебера, является первичным фактором для возникновения любого политического института, в частности, государства. Отсюда следует, что государство имеет ряд соответствующих характеристик: наличие порядка в административной и правовой сфере и монополия легитимного применения насилия в границах данного государства во имя сохранения этого порядка.
Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:
1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство);
2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях;
3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).
В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.
Как в методологическом, так и в идеологическом аспектах концепция государства Макса Вебера представляет собой противоречивую картину. Реалистические положения в ней мирно сосуществуют с чисто идеальными теоретическими конструкциями. М. Вебер рассматривал государство через призму отношений подчинения в нем, а именно, легитимности власти.
Вклад Вебера в полит социологию: "Хозяйство и общество", " Хозяйственная этика мировых религий", "Политика как призвание и профессия"
Тезис о разграничение категории власти и господства. Под властью он понимает возможность одного человека или группы людей реализовать свою волю, даже вопреки сопротивлению других людей. Отношения власти в любом случае означают отношения неравенства, один из индивидов может навязывать свою волю другому. Вебера интересует отношение господства. Политика - это совокупность чел действий, предполагающих господство одних над другими. Господин и не господин. Подчиняющийся признает право господина на реализацию его господства.
Выделяет 4 типа социального типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.
Ø Целерациональное предполагает ясное понимание цели и рациональный подбор средства для достижения цели.
Ø Ценностно-рациональное опирается на веру в его самодостаточную ценность, а значит содержит в себе элемент иррационального. Часто современным примером называют практики соц движений, общ инициатив.
Ø Традиционное - следование определенным сложившимся образцам действия, находящимся в русле традиции и не подлежащим рациональной критике
Ø Аффективное действие движимо эмоциональным состоянием субъекта под влиянием таких эмоций как гнев, отвага, любовная страсть.
Бюрократия - это крайний вариант организации. Хотя она проявляет себя во всех сферах жизни. Усиливающаяся социологизация приводит к расширению полит бюрократии. Полит бюрократия регулируется формальными нормами, предполагает строгую иерархию управления, безличность отношений, рациональное разделение прав и обязанностей, дифференцированное вознаграждение за труд.
Дает социологическое определение госудаства- институт, который владеет на данной конкретной территории монополией на легитимное насилие. Политика- это стремление к участию власти или к оказанию влияния на распределение власти между государства и и внутри него. Власть как полит средство и цель.
Виды "профессиональных политиков":
Занимающиеся политикой "по случаю"
Побочная профессия- "по совместительству"
Основная профессия:
А) жить "для" политики
Б) "за счёт" политики
В) и то, и другое
3.1 чиновник на жалованье
3.2 "руководящие политики".
"Демократический Элитаризм" Вебера
Требование компетентности в управлении сложным обществом
Высшие должностные лица избираются
Штатные чиновники, бюрократы, эксперты выполняют работу на постоянной основе
Многопартийная демократия защищает общество от произвольных решений полит лидеров и от власти бюрократии
Правление элит неизбежно, важно, чтобы они представляли наши интересы ужиным и новаторским способом
Парламент- нерестилище для полит лидеров.
Вебер ценил многопартийную демократию за качество лидеров, кот она порождает в конкурентной среде.
- Политические партии и демократия в работах М.Я.Острогорского и Р.Михельса.
Начало социологии политических партий связано с именами двух ученых: русского - Моисея Острогорского и немецкого - Роберта Михельса, пришедших к довольно неутешительным выводам о возможностях демократии в массовых партиях. Этими учеными была создана так называемая теория олигархизации политических партий, которая существенно расширила сферу применения теории элит.
Основной труд Острогорского в области социологии политических отношений "Демократия и организация политических партий". Это было первое сравнительное исследования политических партий. Он был также первым, кто подверг научному анализу деятельность партии как крупной организации.
Поскольку Острогорский отождествлял демократию с непосредственным участием партийных масс в управлении и поскольку он пришел к выводу, что в каждой массовой партии власть находиться в руках партийного аппарата, то, по его мнению, партии независимо от проповедуемой идеологии неизбежно приобретают недемократический характер. Чтобы избежать этого, Острогорский предлагал явно утопический метод - замену постоянно действующих партий свободными объединениями для достижения какой- либо одной, определенной цели. Короче, когда партия только начинает свое существование, все члены входят туда на равных правах. Но с течением времени, остается небольшой круг людей, который образует "верхушку" и "подминает" под себя всех и вся, а также управляет массой. Это Острогорский и называет кокусом.
Роберт Михельс утверждал, что каждая организация неизбежно ведет к олигархизации. По его мнению, олигархизация - это следствие не психологических качеств, а организационных требований.
В начале Михельс рассматривал олигархизацию как нечто отрицательное, угрожающее демократии. В более поздний период жизни, однако, он начал доказывать, что олигархизация является, в сущности, положительным качеством партии и вытекает из непременного исторического опыта, что вожди никогда не уступают свою власть массам, а только другим вождям. Говоря о "железном законе олигархических тенденций", Михельс имеет в виду прежде всего то, что власть в партии сосредотачивается в руках руководителей, поддерживаемых профессиональным, платным аппаратом.
Критика теории Михельса включает многие моменты. Практика свидетельствует, что не везде и не всегда в массовых партиях проявляются олигархические тенденции.
Р.Михельс (1876-1936)
М.Острогорский (1854-1919)
М.Дюверже (1917-2014)
Каковы роль и мнения политических партий в условиях демократии?
М. Острогорский. "Демократия и политические партии" (1898)