Психологическая акция «Тайный друг»

Психологические игры на самопознание

 

Монета

Вооруженные карандашом, бумагой и монетой участники располагаются друг против друга. В каждом такте игры участники скрытно выкладывают свои монеты (на столе, на полу, у себя на ладони) "орлом" или "решкой" вверх и по сигналу одновременно показывают их друг другу. Время, отводимое на каждый такт, не ограничено: сигнал подается лишь после готовности каждого из игроков. Один из них работает "на согласование". Он выигрывает такт в том случае, если обе монеты выпадают или "решками", или "орлами". Другой участник работает "на рассогласование" и выигрывает такт при выпадении "орел"-"решка" или "решка"-"орел". Исходы каждого такт записываются участниками, что дает им возможность анализа хода борьбы и тактики соперника на всем протяжении игры. Длительность игры устанавливается заранее и может составлять в зависимости от "квалификации" участников от 25 до 50 тактов. Или же можно условиться играть до тех пор, пока разрыв не составит определенное количество (3-5) очков.

 

Выбор

Все участники рассаживаются в круг. По команде ведущего каждый из них должен указать рукой на одного из своих товарищей по группе - допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих - добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Эта игра требует от участников учета очень многих моментов и завершается обычно лишь после долгих и безуспешных попыток.

 

Операция «Комфорт» (16 )

Надо ли говорить о том, что уютные чистые комнаты не только способствуют созданию устойчивого ощущения комфорта, но и поднимают настроение. Поэтому не откладывайте надолго бла­гоустройство спальных комнат, своего корпуса и прилегающей к нему территории. Эта совместная работа, как и во всех других случаях, позволит ребятам сблизиться, познакомиться. Вы уви­дите, кто из них, что и насколько хорошо умеет делать. Постепенно выявятся, выделятся лидеры, инициаторы и т.д. Главное - при­дайте этим действиям игровой характер, создайте ореол роман­тики. Многие не сложные предметы интерьера можно предложить сделать самим ребятам на занятиях в кружках или в свободное время. Впоследствии можно провести конкурс между звеньями или комнатами на лучшее обустройство своего жилого помеще­ния, а также обязательно принять участие и постараться побе­дить в таком же общелагерном конкурсе.

 

Психологические акции как эффективная технология

В условиях лагеря

Одним из эффективных видов игровой работы в лагере, направленных на расширение межличностного взаимодействия, является технология «психологическая акция». Подчеркнем, что этот вид групповой работы с воспитанниками не требует от взрослых специальной психологической подготовки, а характеризуется глубоким эффектом воздействия на чувства, настроение и переживания участников.

Психологические акции, как правило, эпизодичны, внезапны, непродолжительны по времени проведения. Развивающие возможности психологических акций – внесение новых смыслов и ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, моделей межличностных отношений, развитие креативности в принятии нового опыта.

Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность. Акции создают в лагере определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; коллектив становится единым целым, а участники – близкими и интересными собеседниками.

Завершение любой акции предполагает организацию группового обсуждения мыслей, чувств и переживаний участников.

Успех акции во многом зависит от взаимовлияния, способности организаторов акции к «взаимозаражению».

Психологическая акция «Интервью»

Данную акцию рекомендуется использовать в первые дни заезда, так как она поможет получить больше информации о каждом ребенке, познакомиться друг с другом

Инструкция

1. Вытяни из ящика листочек, на котором указаны фамилия, имя одного из членов вашего отряда.

2. Тебе нужно найти его и взять у него интервью. Необходимо выяснить:

а) его хобби; б) любимую книгу, фильм; в) о чем мечтает

Кроме того, ты можешь задать свои вопросы, чтобы выяснить, чем же он интересен.

3. На листе бумаги представь материалы своего интервью. Это может быть просто текст, рассказ о данном человеке, рисунок или другая выбранная тобой форма

4. Свой листочек завтра ты можешь прикрепить к специальному стенду

Психологическая акция «Тайный друг»

Данная акция может использоваться в любой период. Каждый участник выбирает себе «Объект» - по жеребьевке или добровольно – и в течение оговоренного времени оказывает ему всякие знаки внимания. С психологической точки зрения добровольность выбора желательнее, однако, это может привести к тому, что многие дети останутся без внимания. В случае жеребьевки, друзья окажутся у всех.

Накануне проведения, вывешивается или дается по радио объявление:

«Внимание! В нашем лагере удивительно много симпатичных людей. Но всегда ли есть возможность выразить свое доброе отношение к тому или иному человеку? Иногда этому мешает занятость, иногда – забывчивость, иногда – застенчивость. Сегодня, мы можем проявить свои чувства – каждый из нас станет Тайным другом одному из тех, кто рядом. Что это значит? А вот, что: Тайный друг старается сделать что-нибудь приятное своему Избраннику. Тайный друг оказывает знаки внимания: это может быть помощь, небольшой подарок, шутка, просто приятная мелочь, записка или что-то еще, что ты придумаешь. Главное помни, что ты Тайный друг и все знаки внимания должны быть неожиданными и анонимными. В конце, если захочешь, ты можешь открыться.

Тайный друг».

 

Организаторам акции: Для обеспечения максимальной включенности необходимо провести жеребьевку воспитанников в определения избранника. Обратить особое внимание, чтобы был выбран другой человек, а также обеспечить четкое соблюдение конфиденциальности во время проведения акции.

 

Инструкция:

1. Вытяни из ящика листочек, на котором указаны фамилия, имя одного из членов вашего отряда.

2. Ты будешь тайным другом этого человека в течение сегодняшнего дня (может быть и больший срок, например, несколько дней).

 

Акция “Письмо”

 

Как правило, большинство детей уже имеют опыт переписки, и, тем не менее, эта работа вызывает живой интерес со стороны детей и нередко захватывает педагогов. Психологи рекомендуют использовать данный прием для достижения конкретных целей – знакомство, развитие навыков и соблюдение культуры общения, выплеск положительных эмоций и др. Психолог Олеся Жданова («Школьный психолог», 2010, № 03) предлагает несколько вариантов её проведения, которые достаточно успешно можно проводить и в лагере.

 

Форма 1. Почта

 

Цель акции: выявление статусного положения воспитанников, преодоление барьеровобщения, организация взаимоподдержки, сплочение коллектива.

Традиционный обмен письмами существует почти в каждой школе. Чаще это организуется по праздникам - поздравительные открытки ко Дню учителя, 8 Марта, последнему звонку и так далее. Однако практика показывает, что, казалось бы, простая форма общения, не всегда имеет положительный отклик. Необходимо учесть, что дети зачастую не могут выразить свои симпатии, прибегают к защитным механизмам. Иногда они пишут ироничные, обидные и даже злые письма, что возможно потребует создания “цензуры”, через которую проходит вся общественная переписка. Однако при этом принцип конфиденциальности нарушается. Что делать? До начала акции с участниками хорошо прорабатываются правила переписки, сроки проведения, обсуждаются этические нормы, а также при обнаружении первого же нарушения договоренности - прекращения акции.

Когда проводить данную акцию? В любое время: в организационный период – выявление симпатий и антипатий и преодоление барьеровобщения, в ходе любого лагерного «дела» - выявление статусного положения воспитанников и организация взаимоподдержки и на этапе завершения лагерной смены – определение уровня сплоченности коллектива.

Единицей анализа может быть количество писем, написанных каждым воспитанником и полученных адресатом.

 

Форма 2. Доска хорошего настроения

 

Цель акции: развитие навыков общения через выплеск положительных эмоций через их вынос на всеобщее обозрение.

В определенном месте вывешивается большая (пятиметровая) “доска хорошего настроения” из обоев. Всем желающим предлагается выразить свои положительные чувства и эмоции в адрес детей и взрослых.

В удобное время, вооружившись ручками и карандашами, дети пишут послания, размещают их на доске, находят упоминания своего имени. Здесь могут появиться признания в любви, стихи, пожелания, анекдоты и др. Осознание того, что личную запись увидят все, придает дополнительную сложность. Авторы соревнуются в грамотности, оригинальности и креативности. Активность участников возрастает день ото дня. Как правило, первая «доска» исписывается уже за два - три дня, что делает необходимым подготовку нового рулона обоев.

Сначала взрослые самостоятельно удаляют некорректные высказывания, но потом эту роль на себя могу взять на себя сами воспитанники. Большинство учащихся не хотят портить идею “Доски хорошего настроения”, поэтому сами редактируют записи. Данная акция вызывает особую заинтересованность участников, поэтому по их просьбам эту акцию можно провести несколько раз в смену.

Однако, помимо положительной динамики, имеют место быть некоторые сложности и недоработки: взрослые не всегда проявляют интерес к акции, ограничиваясь наблюдением, не удается также избегать некорректных высказываний со стороны детей.

Придерживаясь этой же формы (доска хорошего настроения) можно организовать акцию «Стена плача». Цель проведения – выброс негативных эмоций и переживаний. Взрослые и воспитанники могут написать в корректной форме свои претензии к отдельным лицам, к подгруппам и группе в целом.

Как вариант эти акции можно проводить одновременно.

 

Форма 3. Письмо волшебнику

 

Цель акции: развитие непосредственности, обобщения и дифференцирования своих потребностей.

Проводится только тогда, когда участники научились соблюдать культуру общения. Чтобы создать атмосферу волшебства, взрослым вместе с воспитанниками старших отрядов необходимо приготовить стенгазету, украсить помещение отрядных комнат, а также продумать миниспектакль для малышей.

Дети младшего школьного возраста пишут письмо в свободной форме в специально отведенное время для акции. Им предлагается красочно оформить свои пожелания, чтобы жизнь в лагере была комфортной, светлой и радостной. Все листы складываются в большой конверт, который должен забрать почтальон Печкин и его друзья. Однако первыми появляются злые разбойники (переодетые старшеклассники) и пытаются заполучить конверт с письмами. В конце концов, добро побеждает, а зло разоблачается. Этот спектакль помогает малышам погрузиться в заданную атмосферу, а старшим подросткам — получить бесценный опыт актерского мастерства и перевоплощения.

Воспитанники 5–11-х классов пишут по желанию. Мотивацию среднему и старшему звену задают, как правило, заинтересованные взрослые (вожатые, воспитатели), которые своим примером раскрепощают детей.

О процессе доставки конвертов в резиденцию Волшебника можно снять костюмированный фильм, который показать в конце заезда. Хорошо, если получится какие-то пожелания исполнить в ходе лагерной смены, а большинству детей волшебник должен прислать ответное письмо на домашний адрес.

Если в отряде налажена работа с родителями, то можно и им рассказать о детских желаниях, которые можно исполнить в семье.

 

Форма 4. Письмо директору (начальнику) оздоровительного лагеря.

 

Цель акции: организация непосредственного диалога между директором (начальником) оздоровительного лагеря и воспитанниками.

Это достаточно сложная форма диалога взрослых и детей, в котором фокус внимания перенесен с предметной деятельности на личностный уровень. В центре внимания – видение взрослых и детей по организации летнего отдыха. Всем участникам – руководству, коллективу взрослых и детей предлагается в письменной форме изложить свою точку зрения, предложить свой проект развития лагеря. Каждый получает возможность рассказать, каким он видит лагерь, отметить сильные и слабые стороны отдыха, высказать свои пожелания.

Как правило, воспитанники воспринимают идею с энтузиазмом, пытаются рассказывать о накопившихся проблемах, выступить с рациональными предложениями, задать интересующий их вопрос. Каждый стремится быть услышанным! Ответ должны получить все желающие.

Анализ активности участников позволит получить дополнительный диагностический материал о навыках общения взрослых и их индивидуальных характеристиках. В ходе акции обобщаются и наглядно представляются желания воспитанников и сотрудников оздоровительного лагеря, а также проблемы в каждом звене.

Начальник лагеря, получив всю корреспонденцию, изучает письма и готовится к проведению конференции в актовом зале с детьми и взрослыми или выпускает большую газету на тему “Вы писали — я отвечу!”. Обращаем внимание на необходимость выражения благодарности всем участникам, подтверждая ценность каждого письма, предоставления ответил на актуальные вопросы в начальной, средней и старшей школе; рассказать о перспективах лагерной жизни и о том, что на данный момент невозможно осуществить.

Данная акция предоставляет уникальную возможность получить актуальную информацию от каждого участника педагогического процесса, анализировать умения дети обобщать свои мысли, смело заявлять о них, строить диалог с взрослым. Рекомендуется проводить один – два раз в смену: в начале – изучить пожелания, в конце – оценить эффективность деятельности, определить перспективы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: