Игра «Скажи наоборот»

Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине «Развитие у ребенка-дошкольника русской речи как неродной» для студентов очного отделения 4 курс

Билет

1. Современное состояние проблемы обучения русскому языку как неродному

Проблема обучения русскому языку как второму в полиэтническом классе

новая в современной государственной школе и требует научного обоснования с лингвистических, психолого-педагогических и методических позиций. Второй язык играет в жизни индивидуума часто такую же важную роль, как и родной.

Существуют факторы, влияющие на освоение второго языка. Биологические факторы:

1.Зрелость головного мозга.

Для освоения второго языка наряду с процессами развития центральной нерв

ной системы имеет значение также периферическая нервная система (так называемая «лимбическая система»). Она ответственна за эмоциональные процессы. Эти процессы благоприятствуют более глубокому накоплению языковых фактов. Кроме того, эта система влияет на мотивацию, внимательность ученика. Неформальные условия изучения языка, когда язык усваивается стихийно, сильнее указывают на лимбическое влияние, чем формальные.

2 Возраст.

Многие люди считают, что с возрастом все труднее выучить второй

язык. Учитель должен знать, что существуют специфические возрастные различия.

3. Когнитивное развитие.

У детей разного возраста процесс изучения языка проходит по-разному. Известно, что языковое и когнитивное развитие происходят независимо друг от друга, но оказывают влияние друг на друга. Поэтому для освоения второго языка имеет значение развитие первого языка и развивающаяся вместе с ним когнитивная готовность (например, готовность к абстрагированию, классификации, выводам и т. д.).

4. Уровень владения вторым (русским) языком.

Успешность обучения во многом определяется степенью компетенции учащихся в русском языке.

2Вопрос. Занятия как основная форма развития русской речи как неродной

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста занятия должны быть построены так: во второй младшей группе проводятся один раз в две недели, в средней группе – один раз в неделю, в старшей группе и в первом классе – два раза в неделю. Продолжительность занятий для младших групп составляет от 10 до 15 минут, для средних групп – от 15 до 20 минут, а для старших – от 20 до 25 минут, для первого класса (выпускной группы)– 25-30 минут.

Основными принципами организации занятий являются тематический принцип, принцип активной речевой деятельности, функционально-системный принцип (линейный, линейно-концентричный, спирально-концентрический), принцип практической направленности, повторяемости, наглядности, опоры на ведущий вид деятельности, преемственности и др. Главной особенностью обучения детей на занятиях является взаимосвязь разных речевых задач.

Специфика занятий по русскому языку заключается в их взаимосвязи и подчинении одной сюжетной линии, которые протекают на протяжении всего учебного года. На занятиях закрепляется тот материал, который дети получили в ходе повседневного общения, на занятиях из познавательного цикла, художественно-творческой, музыкальной, физкультурной деятельностью. Кроме закрепления полученных знаний, на занятиях изучается и новый языковой материал, формируются коммуникативные навыки детей.

На каждом занятии используются разные игровые и речевые упражнения, направленные на предупреждение грамматических ошибок, обогащения словаря, развития связной речи, воспитания культуры общения.

К ним относятся:

· лексические игры и упражнения типа «Скажите быстро» – на подбор синонимов, антонимов, омонимов; «Объясните, как понимаете» – на понимание пословиц и т.п.;

· лексические задания: «Закончи предложение», «Исправь ошибку» или «Так или не так» и др.;

· составление связных высказываний об игрушках, по картине, о различных предметах, из личного опыта;

· творческие задания (придумывание сказок на заданные темы);

3 вопрос Разработайте и предложите несколько вариантов игровых ситуаций по развитию у детей русской устной речи в средней группе по теме «Моя семья».

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

1) Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.

2) Развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы

3)Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге

4) Активизировать словарь по теме «Семья»

5) Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами

6) Обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных

7)Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики.

Ход занятия.

1.Приветствие, сюрпризный момент.

Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил, просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему? Расскажем о семье? Давайте для начала покажем нашему гостю пальчиковую зарядку о семье. Вы её помните?

1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)

1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)

Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)

Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)

Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)

2.А теперь поможем Незнайке разгадать загадки о семье.

1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед)

2.Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки, у любимой?

Правильно: бабушки.

3.Шкаф тяжелый кто подвинет? Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет, В ванной утром кто поет?

Кто в машине за рулем? На футбол мы с кем пойдем? (папа)

4.Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

А кто для вас папа и мама? (родители)

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, ребята, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой.

Семья - это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге.

«Шкатулка»

Ребята, у вас тоже есть семьи. Но они разные, не похожие на друг – друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие на друг – друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона)

У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе» (Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.)

Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я и Рома.

Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.

Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.

Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.

Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите. Каким веселым он стал. А в благодарность за ваш рассказ Незнайка приготовил для вас сюрприз. До свидания, ребята!

 

Билет №2

Вопрос

Процесс обучения второму языку происходит совершенно по-иному. Л. С. Выготский писал, что «... усвоение иностранного языка идет путем, прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно, ненамеренно, а иностранный — начиная с осознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх, а развитие иностранного — сверху вниз. В первом случае раньше возникают элементарные, низшие свойства речи и только позже развиваются ее сложные формы, связанные с осознанием фонетической структуры языка, его грамматических форм и построением речи. Во втором случае развиваются высшие, сложные свойства речи, связанные с осознанием и намеренностью, и только позже возникают более элементарные свойства, связанные со спонтанным, свободным пользованием чужой речью» (Выготский Л. С. Мышление и речь.1956.с.169). Формирование навыков иноязычной речи при обучении языку начинается с актуального осознания языковых явлений. Оно происходит через призму системы родного языка. Одни явления находят полное соответствие в родном языке учащегося и при формировании навыка переносятся из родного языка в изучаемый, другие отсутствуют в родном языке учащегося и требуют формирования навыков заново. По мнению психологов, на ранних этапах овладения иноязычной речью переход от программы к высказыванию осуществляется не прямо, а через посредство родного языка. Они считают, что сам этот переход не автоматичен, учащиеся не сразу и не без труда находят иноязычный эквивалент высказыванию на родном языке, а вспоминая правила, последовательно применяют их. Процесс обучения языку начинается с формирования фонетических навыков. Затем вводятся морфологические явления, которые становятся базой для синтаксиса. Без знания морфологических явлений нельзя говорить о словосочетаниях, а без них — о предложениях, то есть нельзя говорить о речевой деятельности на изучаемом неродном языке. Общению на неродном (втором) языке нельзя научиться в процессе обучения, так как невозможно создать соответствующую языковую среду, поэтому нужно выбирать какой-то иной путь обучения, то есть приблизить этот процесс обучения к реальным жизненным условиям, а это совершается при помощи речевых ситуаций. Требование максимального приближения процесса обучения неродному языку к условиям реальной коммуникации основывается на выдвинутых психологией положениях, указывающих, что основными психологическими предпосылками процесса формирования прочного речевого навыка являются такие факторы, как целенаправленность, наличие внутренней мотивации и внешней установки, включение тренируемого явления в омысленную речевую ситуацию. Отработка нового материала, например, определенного речевого образца в соответствии со стадиями формирования речевого навыка тоже приведет к определенной степени автоматизма, возможно, даже очень высокой. Но высокий уровень автоматизма может быть достигнут только в том случае, если новое грамматическое явление будет отрабатываться в упражнениях, воспроизводящих или имитирующих условия реальной речевой коммуникации. Одним из путей приближения упражнений к условиям естественной коммуникации является моделирование условий общения. Условия, в которых протекает речевое взаимодействие, описывается обычно в словесной форме или можно их воссоздать с помощью реквизита или средств изобразительной наглядности. В современной методике обучения иностранным языкам большое распространение получили ситуативно направленные упражнения. Эти упражнения, помимо тренировки и отработки языкового материала, развивают мотивационную готовность к речи, они способствуют возникновению побуждения и созданию целенаправленности речи.

 

Вопрос№2

Фольклор – это устное народное творчество. Происхождение слова «фольклор» (от английского «folk» — народ) уходит своими корнями к слову «народ». Именно поэтому иногда фольклором называют совокупность всех произведений художественной деятельности того или иного народа.
Использование фольклора на занятиях способствует развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание.
фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

3 вопрос
Игра «Один – много»

матрешка - матрешки

кукла –

неваляшка –

мяч –

мишка –

пирамидка –

машина -









Игра «Скажи ласково»

матрешка – матрёшечка

корова - …

лошадь - …

машина - …

кабина - …

кукла - …

рука - …

птица - …

Упражнение «Чего (кого) не стало?» - предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.

 

«Узнай игрушку по её части» (кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)

Проблемные вопросы: - Почему взрослые не играют в игрушки?

 

Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка - это не игрушка)

кубики – апельсин – мячик – машинка

машина – кубики – матрешка - пирамидка

 

Упражнение "Положи игрушки" на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

 

Игра «Скажи наоборот»

Старая кукла —.............,

большой мяч —...........

тяжелая пирамида —...........

мягкие игрушки —..............

грязное ведёрко —...........

старинная юла —...........

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: