Сущность и структура высшего образования

В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, одной из основных целей

которого является «содействие мобильности путём преодоления препятствий

эффективному осуществлению свободного передвижения»[2]. Для этого необходимо,

чтобы уровни высшего образования в странах-участницах Болонского соглашения были

максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени –

легко сопоставимыми. В связи с этим, в России была введена двухуровневая система

подготовки кадров (бакалавриат-магистратура). Однако, специфика образовательного

пространства нашей страны не позволила полностью перейти на «новую» систему

подготовки кадров. Многие вузы и сегодня продолжают готовить специалистов.

Параллельное существование «новой» и «старой» системы, обуславливает особенности

структуры современного высшего образования России.

В настоящее время система высшего образования РФ включает в себя три уровня

[1], каждый из которых подразумевает отдельные федеральные государственные

образовательные стандарты (ФГОС) и самостоятельную итоговую аттестацию:

- высшее образование – бакалавриат;

- высшее образование – специалитет, магистратура;

- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Бакалавриат – базовый уровень высшего образования, где студенты получают

фундаментальную подготовку без узкой специализации. Срок обучения по программам бакалавриата – четыре года. Программы подготовки бакалавров носят практико-

ориентированный характер. По окончании выпускник получает диплом о высшем

образовании с присвоением ученой степени (квалификации) «бакалавр» по

определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. При этом, в рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой

квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем,

бакалавр имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему

направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иноенаправление подготовки.

Магистратура или подготовка «дипломированных специалистов» формируют

второй уровень высшего образования, где обучение направлено на более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки профессионала с высшим образованием и ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность по выбранному направлению (специальности). Образовательные программы подготовки

«магистров» и «дипломированных специалистов» отнесены к одному уровню высшего образования, но, по сути, являются частями двух разных систем образования.

Изначально планировалось, что специалитет уступит место двухуровневой

системе. Но, уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно.

Поэтому в вузах, где подготовка кадров связана с военным и морским делом,

медициной и некоторыми экономическими сферами деятельности до сих пор учатся по программе специалитета. Двухуровневая система подготовки для данных специальностей не предусмотрена. Перечень этих специальностей весьма ограничен, поэтому основная часть российских студентов обучается сегодня по образовательным

программам бакалавриата и магистратуры (рис.2)

1 Профиль — это система организации образования, при которой обеспечивается углубленное изучение профильных дисциплин, и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.

 Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако, для

бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, тогда как для специалиста считается вторым высшим образованием. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом.

В целом, многоуровневая система подготовки кадров, является более гибкой по

сравнению с привычной одноуровневой. С одной стороны, она предоставляет более широкие возможности для индивидуализации учебного процесса. С другой стороны,обеспечивает профессиональную мобильность выпускников вузов, удовлетворяя, тем самым, быстро меняющиеся потребности рынка труда. Можно выделить несколько преимуществ вводимой системы подготовки кадров с высшим образованием.

 Поэтапное обучение позволяет индивиду более четко очертить свои

интересы и потребности. Выпускник, получивший диплом бакалавра, может пойти работать и обрести финансовую независимость. В случае необходимости относительно легко сменить профессию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: