Структура и содержание педагогического процесса в высшей школе

 

Педагогический процесс - одна из важнейших категорий педагогической науки. В литературе можно найти множество толкований его сущности. Но все они, так или иначе, сводятся к тому, что под педагогическим процессом понимается специально организованное взаимодействие педагогов и обучаемых в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития человека.

В широком смысле педагогический процесс - это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции РФ о праве на образование и действующего законодательства по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Содержанием педагогического процесса вуза является вооружение обучаемых системой научных знаний, навыков и умений, формирование у них необходимых компетенций, научного мировоззрения, высоких морально-нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств.

Основное требование к педагогическому процессу - его высокий научно-теоретический уровень и практическая направленность. Все структурные и содержательные элементы в единстве призваны обеспечить всестороннюю подготовленность человека к будущей практической деятельности.

Системообразующим звеном педагогического процесса являются с одной стороны целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный педагог, который выступает одновременно как субъект и объект данного процесса, и с другой - его объектом и субъектом является обучаемый. Вместе с педагогом он образует неразрывную связку “педагог – учащийся” при ведущей роли педагога.

Основными компонентами педагогического процесса являются:

- целевой компонент - включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармоничного развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств человека;

- содержательный компонент - отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в содержание каждой конкретной педагогической задачи. Содержание обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры. Понятие основ человеческого опыта в педагогике – одно из ключевых, определяющих и рассматривается оно во взаимосвязи с другими понятиями, а именно: основы наук; социальные отношения; культура; технология производства; труд; физическая культура;

- деятельностный компонент – включаетвзаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без чего, не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Это своего рода каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты;

- методический компонент - включает в себя методы и приемы педагогической деятельности, разработку всей учебно-методической документации;

- результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты и их соответствие поставленной цели. Результативность процесса определяется с помощью критериев, устанавливаемых педагогикой и психологией. К таким критериям относятся: оценка знаний, навыков и умений, экспериментальная оценка и характеристика качеств и черт личности. Наиболее показательным критерием является владение выпускниками необходимыми компетенциями, их практические дела, поступки, отношение к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу и к себе.

 

 Этапы педагогического процесса в высшей школе

 

На этапе подготовки решаются следующие основные задачи:

целеполагание (обоснование и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к определенной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т.д.;

педагогическая диагностика (от греч. «диа»- прозрачный и «гносис»-знание) - это исследовательская процедура, направленная на выявление условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;

прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Завершается подготовительный этап проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и обучаемых; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели.

Важную роль играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа своевременной коррекции и качественного управления педагогическим процессом.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к совершенствованию педагогического мастерства и повышению эффективности педагогического процесса.


По своей сущности педагогический процесс - закономерный, диалектически развивающийся процесс, в котором проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние законы и закономерности общественного развития, закономерности формирования личности и коллектива, законы и закономерности частных наук, а также специфические законы и закономерности самого педагогического процесса.

Наиболее общими закономерностями, определяющими цели, содержание, организацию и методику педагогического процесса, являются:

- зависимость подготовки специалистов от характера общественно-экономических отношений социально-политических условий в стране;

- зависимость педагогического процесса от требований современной науки и производства, уровня развития техники и технологий.

Общие закономерности проявляются во всех структурных элементах педагогического процесса, определяют его общее направление, преподавание каждой учебной дисциплины, содержание всей учебно-воспитательной работы.

Педагогический процесс организуется и осуществляется с учетом закономерностей формирования личности, развития учебных коллективов.

Такими закономерностями являются:

- взаимообусловленность внутренних устремлений человека и внешних воздействий на него. Доказано, что внешние, в том числе и воспитательные воздействия, не проецируются механически на личность человека. Любое воздействие тогда эффективно, когда оно понято и принято личностью в соответствии со сложившимися потребностями и установками;

- закономерно то, что этот процесс носит целостный характер, то есть все свойства и качества человека развиваются комплексно, образуя целостную систему. Данная закономерность обусловливает органическое единство всех структурных элементов педагогического процесса, комплексный подход к организации всей учебно-воспитательной работы;

- закономернои то, чтотемпы и уровень развития учебно-воспитательной работы зависят от: а) наследственности; б) воспитательной и учебной среды; в) включенности личности в учебно-воспитательную деятельность; г) применяемых форм, методов и средств педагогического воздействия на личность.

Личность обучаемого формируется в коллективе, представляющем собой важный фактор воспитания. Развитие учебных коллективов осуществляется в соответствии со своими закономерностями, такими, как зависимость жизнедеятельности и взаимоотношений в коллективе от характера и особенностей общества; повседневная нацеленность коллектива на достижение высоких показателей в учебе, общественной работе, дисциплине; обеспечение в коллективе гармонии общественных и личных интересов.

Педагогическому процессу присущи и специфические педагогические закономерности, отражающие его внутренние связи и отношения. К ним относятся:

- закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

- закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: а) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; б) степени, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;

- закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: а) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; б) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов;

- закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: а) интенсивности и качества чувственного восприятия; б) логического осмысления воспринятого; в) практического применения осмысленного;

- закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: а) качества педагогической деятельности; б) качества индивидуальной познавательной деятельности воспитуемых;

- закономерность обусловленности педагогического процесса. Ход и результаты педагогического процесса зависят от: а) потребностей общества и личности; б) возможностей (материально-технических, экономических и др.) общества; в) условий протекания педагогического процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

Диалектичность педагогического процесса проявляется не только в действующих в нем закономерностях, но и в присущих ему противоречиях. Эти противоречия, хотя эмпирически и учитываются, однако действуют в известной мере стихийно.

Противоречия, о которых идет речь, многоплановы, они трудно поддаются классификации. Однако практика позволяет выделить следующие группы основных противоречий.

Во-первых, противоречия между растущими требованиями к объему знаний, навыков, умений, компетенций и ограниченным временем на овладение ими; между теоретической и практической подготовкой; между целевыми установками и уровнем познавательных сил и возможностей обучаемых и др.

Во-вторых, противоречия, вызванные субъективными факторами: нечеткой организацией жизни и деятельности в отдельных структурных подразделениях вуза, издержками планирования учебного процесса, чрезмерным документооборотом, отрывом обучаемых от учебных занятий, недостаточной профессиональной подготовкой и квалификацией отдельных преподавателей.

Существуют и некоторые другие противоречия, касающиеся в основном взаимодействия процесса преподавания с одной стороны, и процесса учения – с другой. Например, между стремлением преподавателя как можно лучше преподнести учебный материал и фактическим восприятием его обучаемыми. К сожалению, нередким является противоречие между стремлением преподавателя активизировать учебно-познавательную деятельность аудитории и реальным ее отношением к соответствующему предмету, а также между усилиями педагогов по развитию творческого мышления обучаемых и их стремлением получить знания в готовом виде и др.

Познание же логики педагогического процесса со всеми его противоречиями позволяет превращать сами противоречия в важные факторы его совершенствования и движущие силы его развития.

Важнейшим направлением совершенствования педагогического процесса в высшей школе является повышение теоретического, научного и методического уровня преподавания, его приближения к общественной практике как основе формирования гражданских, нравственных и профессиональных качеств будущего специалиста.

Следовательно, при организации педагогического процесса важно учитывать те факторы, которые непосредственно влияют на его эффективность. Практика показывает, что основными из них являются:

- четкость определения целей и задач обучения и воспитания;

- качество планирования учебно-воспитательного процесса;

- уровень руководства учебной и воспитательной работой в образовательном учреждении;

- уровень общего развития обучаемых;

- материально-техническая база учебного заведения;

- педагогический профессионализм преподавателей;

- педагогическая система в учебном заведении;

- социально-психологический климат в педагогических и учебных коллективах;

- единство и согласованность в деятельности должностных лиц;

- внеаудиторная сфера (культурно-массовая, общественная и спортивная работа).

Основными руководящими документами, регламентирующими организацию педагогического процесса, являются:

а) Конституция Российской Федерации;

б) Закон РФ «Об образовании»;

в) Федеральные государственные образовательные стандарты для всех видов и уровней образования, а так же для всех направлений подготовки обучаемых;

д) Квалификационные требования (компетенции) к выпускнику;

е) Учебные планы образовательного учреждения по каждому направлению подготовки обучаемых; Основные образовательные программы.

ж) Рабочие программы учебных дисциплин;

и) Учебно-методические материалы и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: