Инновационные образовательные технологии

Особое место среди инновационных образовательных технологий занимают рефлексивные, потому что с помощью рефлексивных процедур достигаются цели переориентации ценностных позиций будущих специалистов в отношении к своей профессиональной деятельности. Поскольку рефлексия направлена на преобразование существующей практики или проблемной ситуации, то рефлексивная образовательная технология включает в качестве компонента исследовательский процесс. Рефлексивной следует считать ту технологию, которая содержит следующие процедурные элементы: анализ, критику и процесс построения новой нормы деятельности.

В рамках профессионального образования студентов в технологическую цепочку нами включен элемент ролевого моделирования, отражающий ситуации профессиональной практики. Таким образом, технологическая цепочка рефлексивной образовательной технологии может быть представлена в виде схемы:

задача – диалог – моделирование ситуации – формулирование затруднений (проблемы) – лекционная часть – задание (освоение путей решения проблемы с помощью полученных знаний) – обратная связь (решение профессиональной задачи и перечень необходимых для её решения компетенций).

Первым звеном в технологической цепочке является постановка интересной, с опорой на жизненный и профессиональный опыт студентов, учебной задачи. В процессе обсуждения данной задачи и способов её решения выявляются затруднения, недостаток знаний по определенной тематике. В процессе моделирования профессиональной ситуации и участия студентов в своеобразном «тренажере» выявляются затруднения, связанные с недостатком сформированности профессиональных компетенций.

Неоднократное выявление несоответствия между представлениями о способах решения поставленной задачи и своими реальными действиями в смоделированной ситуации позволяет каждому студенту ставить личностные задачи саморазвития и профессионального становления, мотивирует молодых людей к преодолению затруднений и получению новых знаний.[3,c.12]

Результаты наших эмпирических исследований показали, что в системе современного профессионального образования востребованы такие образовательные технологии, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в обучении;

- развивали бы базовые способности, необходимые для саморазвития

- (исследовательские, проектировочные и рефлексивные);

- формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения непосредственно связанные с креативным применением их в практической деятельности;

- реализовывали бы принцип связи обучения с практической профессиональной деятельностью.

Интегративным методом, отвечающим всему комплексу требований, является метод социального проектирования. Метод социального проектирования определяется как форма обучения, основанная на социальном опыте, при котором общественно полезная деятельность используется для улучшения усвоения академических знаний и совершенствования средств коммуникаций.

Таким образом, в основу проектного метода заложена идея о направленности образовательной деятельности на конкретный социально значимый результат, на решение практических задач.

Технология проектного обучения включает следующие этапы:

1. Разработку проектного задания.

1.1 Выбор темы проекта.

1.2 Выделение компонентов основной темы.

1.3 Формирование творческих групп.

1.4 Подготовку материалов к исследовательской работе.

1.5 Формулирование вопросов, на которые необходимо ответить.

1.6 Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

2. Разработку проекта.

3.Оформление результатов исследования и проектирования.

4. Презентацию проекта.

5. Рефлексию по поводу социальной значимости и качества проекта, а также рефлексию способов его разработки и реализации.

Поэтому, оценка проектной деятельности осуществляется по двум видам результатов: внешних и внутренних.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить в практической деятельности.

Внутренний результат становиться достижением каждого студента в виде знаний, умений, проявлений самостоятельности, социальной активности и сформированных компетенций.

Основными задачами преподавателя при использовании данной инновационной технологии являются:

- поиск и четкое формулирование проблем,

- строгое соблюдение последовательности всех этапов технологии,

- создание деловой и творческой атмосферы средствами построения конструктивных коммуникаций[3,c.16]

Как правило, реализация социальных проектов осуществляется за пределами учебных занятий, поэтому большое внимание должно уделяться организации социально-значимых мероприятий и системной работе по формированию социальной активности студентов.

Результаты нашего пилотажного исследования продемонстрировали недостаточность действий органов самоуправления для системной работы по формированию социальной активности студентов. Самоуправление студентов должно быть учтено при организации полисубъектного управления, которое обеспечивается совместной деятельностью преподавателей и студентов.

Е.М.Харланова отмечает, что полисубъектное управление включает четыре этапа:

1. Обсуждение и принятие целевого ориентира.

2. Разработку стратегии и тактики действий.

3. Организацию социально- полезной деятельности.

4. Анализ и коррекцию результатов.

При обсуждении целевого ориентира необходимо учитывать ценностные позиции, ресурсы и интересы студентов.

Ценностные позиции и возможности студентов проявляются и формируются в процессе участия в ценностно-ориентированных и коммуникативных играх.

В качестве примеров можно привести следующие игры: «Идеальная цивилизация» и «Жизненная перспектива». В данных играх моделируются желаемые идеальные и реальные ситуации. Студенты тренируются в умении подбирать средства достижения жизненных целей и конструктивно взаимодействовать с людьми, имеющими разные жизненные ценности, что является проявлением их профессиональных компетенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: