Общая характеристика теории и методики воспитания как раздела педагогической науки

                                                                                            Мы все листья одной ветки

                                                                       и плоды одного дерева.

                                                                      (восточная мудрость)

 

В историческом контексте воспитание связано с  «питанием души» молодых людей, с сохранением нравственных устоев и передачей культурных традиций от поколения к поколению. Особое значение приобретает воспитание в современных условиях слома старых нравственных установок и отсутствия четких ценностных ориентиров. Так, В.Т. Лисовский указывает, что если личностно и общественно значимая цель не определена, то даже самое удачное профессиональное, семейное и религиозное самоопределение не поможет человеку найти достойное место в жизни, свое призвание, так как не может быть полнокровной жизни без ощущения нужности людям, без ценностного самоопределения.

В современной социальной ситуации, ориентированной на ценности общества потребления, в молодежной среде особое внимание уделяется внешним факторам, которые не имеют отношение к развитию личности.

Сверхценность вещей влияет на формирование неадекватных представлений о полноте жизни, что является источником негативных чувств и  эмоций таких как: зависть, гнев, агрессия.

Под влиянием рекламы, с помощью манипулирования сознанием создаются новые виды удовольствий: шоу, компьютерные игры, комплексы развлечений, что способствует формированию гедонистической субкультуры

среди молодежи. Поскольку ценностно-ориентированная функция искусства

заменена на развлекательную функцию, то формируется душевная пассивность молодежи. Фантастические герои зарубежных фильмов уводят от реальности. Молодежь отдает предпочтение индивидуальным формам проведения досуга «рядом, но не вместе»: совместный просмотр фильмом, виртуальное общение, разговор в ситуации эмоциональной глухоты.

   Следствием перечисленных выше факторов является бегство молодых людей от свободы и ответственности в мир грез и зависимостей.

Вместо целостной картины мира у молодежи формируется мозаичная картина, в которой образы распадаются. Вместо эстетических потребностей в гармонии и общении с прекрасными образцами культуры и искусства формируются ориентиры на шаблонные образы и стратегии поведения. Вместо четкой системы заповедей молодым людям предлагаются двойные стандарты с размытыми границами дозволенного, что формирует склонность к преступлениям. Вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни развивается ранняя сексолизация и эротизация сознания.

Собирательный образ современного молодого человека можно условно представить как дезадаптивного, инфантильного, несамостоятельного, ригидного человека с неадекватной самооценкой, склонного зависимостям.

 «Нравственное возрождение личности и общества объективно требуют таких общечеловеческих святынь, образующих корень человеческой жизни, как гуманность, совесть, ответственность, порядочность, честь и достоинство, долг и ответственность, благородство».

Таким образом, основными задачами воспитания становится развитие гармоничных черт характера и коррекция негармоничных черт каждого молодого человека и определенных молодежных групп в целом.

Целевым ориентиром должна стать модель современного молодого человека, которого можно назвать адаптивным, здравомыслящим, самостоятельным, склонным к естественному поведению, имеющего адекватную самооценку, способного делать самостоятельный, ответственный, нравственный выбор.

Нами разработана культурологическая модель современного молодого человека, выпускника учреждения профессионального образования, которая носит целостный и обобщенный характер.

Она состоит из пяти компонентов:

- ценностные ориентации и общий уровень образованности;

- социальная культура;

- профессиональная культура;

- интеллектуальная культура;

- культура здоровья.

Центральной, базовой частью модели является блок ценностных ориентаций и общего уровня образованности, потому что, только опираясь на общую образованность и ценностные позиции личности, можно формировать все остальные компоненты модели.

Блок социальной культуры включает: коммуникативную компетентность, правовую грамотность, деловую направленность личности, социальную мобильность, социальную активность и толерантность.

Блок интеллектуальной культуры включает способность к рефлексии и интеллектуальные способности.

Культура здоровья характеризуется сбалансированным образом жизни, физическим и психологическим статусами здоровья. Самостоятельностью в принятии ответственных решений и адекватностью самооценки.

Профессиональная культура включает профессиональную направленность, наличие профессионально важных качеств и способностей, профессиональную мобильность и креативность.

Для проектирования воспитательных систем, направленных на формирования качеств личности в соответствии с предложенной моделью, необходимо определить сущностные характеристики воспитания.

В педагогической науке существует множество определений воспитания, воспитательного процесса, воспитательной системы. Приведем некоторые из них.

Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности.

К.Д. Ушинский так говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

Воспитательный процесс – это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного процесса – это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего его мира.

Субъект – сознательно действующее лицо, он обнаруживается, созидается и определяется в своих делах и творческой самодеятельности.

Основная характеристика субъекта определяется направлением его деятельности. Быть личностью означает быть творцом

самого себя и окружающего мира, быть субъектом общения, созидания, самосознания.

Ребенок является и объектом воспитания.

Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки предписаний, который подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды и через эти воздействия усваивает социальный опыт и информацию, необходимую для организации его жизнедеятельности.

Ведущей задачей воспитания является организация взаимодействия, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Основным звеном воспитательного процесса является воспитательная ситуация, которая характеризуется направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей, стимулированием их к взаимодействию и совместное решение социально-значимых проблем.

Необходимо, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

В рамках гуманистической парадигмы, воспитание предполагает формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, стимулирование активности, субъектную позицию во взаимодействии.

«Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставить место индивидуальному своеобразию, свободе личностного «Я», становлению субъективности», - отмечает К.Д. Ушинский

Воспитание – это целостный сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

Воспитание – это целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, переводя ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его самосознания и самостоятельности.

Перечисленные выше характеристики и определения воспитания позволяют нам сформулировать основные закономерности воспитания:

- воспитание детерминировано культурой общества;

- воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

- эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

- эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, методов, средств, адекватных особенностям ребенка и педагога.

Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Содержание воспитательного процесса зависит от философии образования. Следует отметить две противоборствующие философские концепции, реализуемые в современных образовательных учреждениях - это концепции традиционного и инновационного или гуманистического образования.

В традиционной концепции реализуются идеи философии долженствования, когда игнорируются внутренние духовные силы человека как источника, побудителя его активности. В рамках такого подхода снимается ответственность с человека за его деяния и образ жизни, тогда человек не осознает ценности своей жизни, своей личности, своего здоровья.

Гуманистические философские концепции объединены противостоянием традиционной философии, потому что сосредотачивают свое внимание на личности как индивидуальности.

Точка отсчета данной концепции – признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности. «Да, человек есть цель в себе. И он является своей единственной целью. Если он желает быть кем-то в этой жизни…», -утверждает А. Камю.

Анализ двух альтернативных подходов в образовании позволяет утверждать, что переориентация ценностных позиций всех участников образовательного процесса должна быть осуществлена, прежде всего, в сторону осознания

жизни человека, его здоровья и личности как абсолютной ценности.

Эта идея отражена в работах К. Роджерса, который определил две базовые психологические установки в образовании:

1. Неверие в человека в традиционном подходе, делающее смыслом образования исправление, формирование, коррекцию.

2. Вера в человека в гуманистическом подходе. Смыслом образования тогда становится помощь в актуализации и в выборе жизненных перспектив и планов.

С позиции психологических установок доверия и недоверия к человеку определяется и два вида учения:

1.Бессмысленное, имеющее принудительный характер, контролируемое и оцениваемое из вне.

2. Осмысленное, когда ребенок является источником активности, а учитель не только обучает, но и воспитывает и оказывает психологическую поддержку.

С позиции перечисленных выше установок определяется и два вида воспитания:

- в основе первого лежит установка на принуждение и должествование, когда действия направляются педагогами и другими влиятельными людьми, что лишает воспитуемых ответственности и самостоятельности;

- в основе второго лежит установка на самостоятельный и ответственный выбор, которая обеспечивает личную свободу и возможность саморазвития.

Осуществление гуманизации воспитательного процесса возможно при соблюдении комплекса принципов:

- безоговорочное принятие ребенка, устойчивое положительное отношение к нему;

- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

- осознание и признание права личности быть не похожей на других;

-предоставление права на свободный выбор;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности и поступков;

-владение способности эмпатии к каждому конкретному ребенку;

- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей каждого ребенка.

Современная система воспитания опирается на следующие принципы:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью и трудом;

- опора на ресурсы воспитанников;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

Таким образом, современное воспитание, как и обучение, должно оказывать на личность обучающегося максимально развивающее влияние, обеспечивающее позитивные изменения, приобретение опыта и качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.

Динамика же воспитательной системы должна утверждать единство ценностных ориентаций обучения и воспитания.

                                   …………………………………………………………………….

 Воспитание как педагогическое взаимодействие.

                                                                                          Кто работает один – прибавляет.

                                                                      Кто работает вместе – умножает.

                                                                              (восточная мудрость)

 

В процессе воспитания решающее значение придается социокультурному механизму взаимодействия взрослого и ребенка. Ситуация обучения и воспитания прежде всего раскрывается как ситуация взаимодействия.

Психологический смысл взаимодействий определен системой символов, в которых закрепляется вся совокупность социальных отношений, культуры, т.е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия, в конечном счете, обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций.

Смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности в некоторую общую деятельность, осуществляя которую, индивиды преследуют определенные цели, совместно выполняют действия и операции. Присущая системе взаимодействий эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров по совместной деятельности, придает «окраску» взаимодействию.

В.Н. Мясищев, создавший психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения.

Таким образом, взаимодействие выступает основой и условием установления самых разнообразных связей между разнообразными сторонами действительности.

В наиболее общем виде все разнообразие связей между различными сторонами действительности может быть вмещено в понятие живой и неживой материи, объекта и субъекта, а все многообразие связей сведено к трем следующим типам: объект – объект, субъект – объект, субъект – субъект. С этих позиций и с учетом концепций доверия и недоверия к воспитаннику, общение представляет субъект – объектные отношения в традиционном образовании и субъект – субъектные отношения в гуманистическом (инновационном) образовании.

В общении результат относится, прежде всего, к тем или иным изменениям в сознании, поведении и свойствах общающихся людей. Эти изменения так или иначе касаются всех участников общения: при этом у разных людей они могут быть количественно и качественно разными.

Иными словами не только педагог влияет на ученика, но и ученик оказывает влияние на преподавателя, однако организатором взаимодействия является учитель.

Для понимания различий в качественных характеристиках взаимодействия воспитателя и воспитанника в рамках различных подходов в образовании, необходимо определить некоторые понятия.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к своей профессиональной деятельности. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят».

2. Общение на основе дружеского расположения. Педагог, в данном случае, выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной деятельности. Профессионализм проявляется в том, чтобы не допустить панибратства.

3. Общение – дистанция. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

4. Общение – устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему воспитателя.

5. Общение – заигрывание. Такой стиль общения характерен для молодых педагогов, стремящихся к популярности, он обеспечивает педагогам ложный, дешевый авторитет.

В рамках личностно-ориентированного образования используется модель активного взаимодействия, когда воспитатель постоянно находится в диалоге с воспитанниками, оказывает им поддержку, поощряет инициативу, гибко реагирует на изменения в психологическом климате группы. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Дж. Хоманс сформулировал четыре принципа взаимодействия:

1. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

2. Если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремиться воссоздать эти условия.

3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Межличностное влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки человека с помощью исключительно психологических средств – вербальных и невербальных, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Виды влияния:

1. Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Убеждение должно отвечать следующим условиям:

- цель убеждения должно быть отчетливо осознана самим инициатором влияния и прямо направлена на адресата;

- прежде чем предпринимать попытку убеждения, необходимо заручиться согласием адресата выслушать.

2. Самопродвижение – объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененными по достоинству. Благодаря этому человек получает преимущества на выборах на должность или в органы самоуправления.

3. Внушение – сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

4.Заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, каким-то образом перенимают это состояние или отношение.

5. Пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.

6. Формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

7. Просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

8. Принуждение – угроза применения контролирующих возможностей, для того чтобы добиться от адресата требуемого поведения.

Перечисленные выше определения характеризуют процесс взаимодействия в рамках традиционного подхода в обучении и воспитании. Гуманистический же подход отличается введением этической основы в анализ человеческих отношений. Эту мысль подчеркивает К.А. Абульханова- Славская, по ее мнению, этическая характеристика общения проявляется в том, каким образом другой включается в общение – как субъект, т.е. человек, представляющий интерес сам по себе, выступающий как цель общения, или как объект, контакт с которым служит лишь личным целям, как функциональное средство.

Одна из систем воспитания, основанная на субъект – субъектных отношениях, вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем автора – Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определила воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

В качестве основополагающих принципов автором выделяются следующие:

1. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Предписывающие педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию. Обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.

2. Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – хозяином своей жизни.

3. Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признания особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

 Данная воспитательная система включает следующие компоненты:

Философский, диалогический и эстетический.

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений для реализации идей философского воспитания.

Первое включает обнаружение ценности за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе состоит в предъявлении социально-культурной ценности воспитанникам, чтобы она была воспринята ими как глубоко значимая.

Третье направление состоит в том, чтобы находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни. Когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Четвертое направление состоит в упражнениях детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый знак от «знаю» к «умею».

Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, с книгой, музыкой, другим человеком.

При осуществлении этического воспитания педагог возвышается до той высокой этики, когда восприятие ребенка и взаимодействие с ним выстраиваются в широком смысле «человек – человек», когда ученик воспринимается учителем равным себе в ценностно смысловом единстве, не равным только по уровню образования и жизненному опыту.

Основные направления мысли и педагогического воздействия в этическом воспитании школьников следующие:

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

2. Опора на ресурсы личности. Ориентиры на то. Что в малом или большом достоинства есть в каждом воспитаннике.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, следование утверждению о том, что отличающийся от меня челок=век не является плохим.

Данная педагогическая система ориентирована на педагогические задачи – доминанты, которые формулируются в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. А также на содержание, формы и методы работы, способствующие конструктивному их решению. К таким задачам-доминантам необходимо отнести следующие:

- формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества;

- ценностное отношение к культурным нормам жизни;

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

-формирование образа жизни достойного человека;

-формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1. Освоения и накопления знаний о человеке и окружающем его мире.

2. Организация предметной деятельности воспитанника и ученического коллектива в целом.

3. Организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критериями эффективности реализации данной воспитательной системы является уровень воспитанности каждого учащегося, которая изменяется из года в год.

Показатели для детального анализа и оценки результативности деятельности педагогов следующие:

- внешний облик воспитанника,

- физическое и психическое развитие детей,

- поведение детей,

- способности и самочувствие воспитанников.

- качество выполняемой деятельности,

- ценностные предпочтения детей,

- отношение каждого ребенка в себе и близкому социальному окружению.

Данная воспитательная система может быть реализована в условиях безопасной образовательной среды, которая обеспечивает динамическое равновесие во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса.

Безопасная образовательная среда характеризуется:

- низким уровнем психологического насилия,

- преобладанием диалогической формы взаимодействия участников образовательного процесса,

- высоким уровнем удовлетворенности школьной средой, уровнем взаимодействия воспитанников и воспитателей.

- проявлением эмпатии в межличностном взаимодействии.

Следует отметить основные характеристики проявления эмпатии

Педагогами во взаимодействии с воспитанниками:

- Умение внимательно выслушать и понять то, о чем говорят,

- стремление к пониманию чувств, переживаемых говорящим человеком,

- проявление сочувствия к нуждам говорящего,

- способность понять точку зрения говорящего.

Умения в построении конструктивных взаимоотношений зависят так же от способности выявлять и корректировать виды нарушений в процессе познания социального окружения всеми участниками воспитательного процесса.

Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений процесса познания социального окружения:

1. Максимализм. Человек видит мир в черно-белых тонах, считает себя неудачником, если успехи несколько ниже ожидаемых.

2. Формулирование общего вывода на основе единичных факторов. Одно негативное событие может представляться непрерывной

«черной полосой».

3. Психологическая фильтрация событий. Человек выдергивает из случившегося события только негативные факты.

4. Скачущие умозаключения. Человек уверен в том, что плохие предчувствия обязательно сбудутся.

5. «Эффект подзорной трубы». Человек преувеличивает значимость плохих, негативных событий и преуменьшает значимость позитивных, хороших событий.

6. Принятие ответственности за независящие от человека события.

Человек видит в себе причину, вызвавшую негативные события, не смотря на то, что повлиять на их течение фактически не было возможности.

7. Навешивание ярлыков. Человек вместо описания своих или чужих ошибок вешает ярлыки, которые могут быть ничем не обоснованы.

8. Формулирование выводов на основании эмоций. Человек верит в то, что отрицательные эмоции отражают истинное положение дел.

9. Использование утверждения: «Можно было бы….». Человек постоянно создает себе комплекс вины, потому, что живет с убеждением, что сделал что-то не правильно.

 

 «Основы проектирования систем воспитания»

                                                                            Если ты дашь человеку рыбу,

                                                         он сможет прокормить себя один день.

                                                                     Если ты научишь его ловить рыбу,

                                                         он сможет кормиться всю жизнь.

                                                                                          (восточная мудрость)

 

Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных элементов в образовательном пространстве, обеспечивающая комплекс условий для гармоничного развития всех участников образовательного процесса.

Воспитательная система любого образовательного учреждения направлена на решение следующих основных задач:

- ориентирование педагогического коллектива на создание культурной образовательной и воспитывающей среды, направленной на максимальное раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося;

- обеспечение взаимосвязи процессов обучения и воспитания;

- реализацию системы мероприятий комплексного воспитательного взаимодействия;

- создание условий для разностороннего развития личности всех участников образовательного процесса.

Для решения перечисленных выше задач воспитательной системы необходимо учитывать следующие условия:

- использование традиций и позитивного опыта, накопленного педагогическим коллективом и другими коллективами в сочетании с поиском новых форм и направлений;

- изучение (мониторинг) интересов, динамики ценностных ориентаций обучающихся как основы планирования воспитательной работы;

- создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей ее направление, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;

- реализация в системе внеучебной деятельности возможности студенческого или ученического самоуправления;

- использование воспитательного потенциала учебных дисциплин для расширения культурного кругозора обучающихся, их творческой и социальной активности;

- осуществление действенного контроля за содержанием и эффективностью

внеучебной работы, использованием ее результатов для корректировки планов и решений.

При проектировании системы воспитания важную роль играет правильный выбор разнообразных методов воспитательной работы.

Метод – это способ достижения цели. Метод воспитания – инструмент формирования необходимых качеств личности, обогащения опыта социально значимых отношений. Метод воспитания рассматривают также как совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств, для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и совершенствования.

Существует множество классификаций методов воспитательной работы, наиболее часто встречается выделение следующих групп методов:

1. методы формирования сознания личности.

2. методы организации деятельности.

3. методы стимулирования.

Методы формирования сознания личности направлены на приобретение воспитанниками знаний требуемых норм и правил поведения, на понимание понятий и суждений, обеспечивающих уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения.

В эту группу методов включают:

- рассказы;

-лекции;

-этические беседы;

-внушение;

-убеждение;

- диспуты;

- дискуссии.

Комплексное использование методов этой группы способствует осуществлению словесно-эмоционального воздействия.

Методы организации деятельности помогают:

- формировать определенный тип поведения у воспитанников;

- обеспечивают перевод знаний и социального опыта в личный опыт.

К этой группе методов относятся:

- упражнения;

- требования;

- поручения;

- воспитывающие ситуации.

Грамотное и целесообразное применение данной группы методов помогает воспитателю включить воспитанника в различные виды деятельности, формирующие умения построения конструктивных отношений с окружающими людьми.

Методы стимулирования ориентированы на ускорение или торможение определенных действий воспитанника. Они поддерживают положительные побуждения, активизируют проявления позитивного поведения, нейтрализуют влияние негативных факторов на поведение.

К данной группе относятся:

- методы поощрения и наказания;

- методы контрактов и «взрыва».

Комплексное использование всех групп методов, позволяет педагогу решать задачи целостного подхода к развитию личности каждого воспитанника, стимулирования активности и использования личностных ресурсов для формирования навыков конструктивного поведения в любой жизненной ситуации.

Опираясь на опыт организации воспитательного процесса и представления о сущности воспитания, ученые выделяют три группы методов:

1. Методы изменения деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение содержание деятельности и предмета общения, а также смысла видов деятельности и общения). Эти методы позволяют педагогу помочь воспитаннику перейти к самостоятельному, активному освоению знаний. Приобретению новых смыслов деятельности, самосовершенствованию.

2. Методы изменения отношений через их демонстрацию (специальные воспитательные ситуации, коммунарский сбор, ключевые общешкольные дела, деятельность органов самоуправления, игры, метод коллективного самоанализа, сохранение традиций школьного коллектива, социально-психологический тренинг).

3. Методы изменения компонентов воспитательной системы (постановка новых целей, разъяснение смысла идей, создание новых традиций, стимулирование творчества).

При проектировании авторской воспитательной системы необходимо использовать методы из всех перечисленных выше групп в различных сочетаниях в зависимости от содержания и основной идеи воспитательной системы.

Одним из направлений воспитательной работы является помощь воспитанникам в социальной адаптации в контексте влияния педагогов на внутренний мир обучающихся и на образовательную среду учреждения. Целевое решение задач данного направления воспитательной работы предполагает использование следующих групп методов:

1. Методы, развивающие сознание и личностные смыслы жизни воспитуемого (рассказ, сообщение, информация, описание, разъяснение-убеждение, внушение, беседа, дискуссия, размышление-диалог).

2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы и чувства воспитуемого (рефлексия, пояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой).

3. Метод, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, поручение, тренировка).

4. Методы самовоспитания и самореализации (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя).

5. Метод творчества (выбор задач, моделирование плана действий, самоорганизация времени, анализ своих достижений).

6. Метод создания новой образовательной среды (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, предотвращение деформации среды развития).

Используя конкретный метод воспитания, педагог должен помнить о том, что:

- любой метод не терпит шаблона, требует гибкости в подборе приемов и средств реализации;

- каждый метод нуждается в логическом завершении и анализе результатов его применения;

- метод воздействия не должен ухудшить самочувствие воспитуемого, обострить отношения с группой и в группе;

- не существует универсального метода, следует применять методы в комплексе в логической цепочке.

Содержание воспитательной системы может быть реализовано в виде разнообразных форм организации воспитательной работы:

1. Учебное и трудовое направление:

- предметные олимпиады,

- конкурс эрудитов,

- предметные недели,

- смотр-конкурс творческих и научно-исследовательских работ,

- научные конференции,

- конкурс социальных и трудовых проектов.

2. Культурно-массовое направление:

- проведение праздников,

- клубы по интересов.

- проведение творческих и профессиональных конкурсов,

- смотры художественной самодеятельности,

- участие в мероприятиях городского и областного уровня.

3. Спортивно-массовое и оздоровительное направление:

- спортивные соревнования и конкурсы, деятельность спортивных клубов и секций,

- организация деятельности групп здоровья,

- туристские походы,

- комплекс мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры всех участников образовательного процесса.

4. Профориентационное направление:

- Встречи с представителями профессиональных сообществ,

- проведение «круглых столов»,

- проведение тематических экскурсий,

- консультации профессионально-ориентационной службы.

Одним из примеров авторской системы воспитательной работы, может служить система, основанная на идеях здоровьесбережения, разработанная нами несколько лет тому назад.

Стержневой содержательной идеей данной системы является идея здоровьесбережения в образовании. Под здоровьесбережением в образовании следует понимать единство педагогических мер, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся и рост качества их образованности. Иными словами, основной целью данной системы является формирование валеологической культуры всех участников образовательного процесса.

Валеологическая культура – это динамический стереотип поведения, способствующий здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих людей. Высокий уровень валеологической культуры участников образовательного процесса является необходимым условием для создания культурной здоровьесберегающей образовательной среды в учреждении.

Культурная здоровьесберегающая образовательная среда – это среда, обеспечивающая психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности участников образовательного процесса.

Данная воспитательная система объединяет всех участников образовательного процесса и включает работу с педагогами, родителями и учащимися.

Системная работа с педагогами включает несколько содержательных блоков:

- рефлексивный блок направлен на совершенствование рефлексивных способностей, на осознание учителями своей роли как образца культурной нормы и создателя здоровьесберегающего образовательного пространства;

- коммуникативный блок направлен на совершенствование коммуникативных способностей, позволяющих педагогам строить гармоничные взаимоотношения с окружающими и позитивно разрешать коммуникативные проблемы в рамках субъект – субъектных отношений;

- интегративный блок направлен на формирование у педагогов умений саморегуляции, знаний теорий оздоровления;

- профессиональный блок направлен на изучение основ здоровьесбережения и гуманистического подхода в образовании, на овладение инновационными технологиями обучения и воспитания.

Системная работа с родителями включает:

- информационный блок, содержание которого направлено на формирование у родителей знаний о технологиях здоровьесбережения;

- психологический блок, содержание которого направлено на осознание ответственности родителей за формирование валеологической культуры детей.

- спортивно-оздоровительный блок включает серию мероприятий, в которых принимают участие как ученики, так и их родители.

Система работы с обучающимися строится с учетом их возрастных особенностей и интересов.

Данная система включает:

- тематические учебные занятия,

- тематические классные часы,

- общешкольные мероприятия валеологической направленности

(конкурсы здоровьесберегающих проектов, спортивные соревнования, агитбригады, конкурсы социальных реклам);

- мероприятия, организованные специалистами социально-психологической службы.

 

 «Методы ценностной рефлексии как средство воспитания»

                                                                        Человеку недостаточно познать

                                                                        самого себя, нужно найти такой

                                                                         способ, с помощью которого он

сможет разумно показать,       проявить                                                                     себя и, в конце концов, изменить

                                                                      себя и сформировать

                                                                                    Ф.Бэкон

                                                                                                                                       

В процессе воспитания необходимо побудить воспитанников к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает наличие определенного уровня развития личности, её самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков, с поступками других людей. Самовоспитание связано с адекватностью самооценки и знанием своих потенциальных возможностей.

Основными предпосылками организации самовоспитания является умение видеть свои недостатки и стремление к самосовершенствованию.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);

- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, само-стимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

 

Важным компонентом в процессе самовоспитания является реализация технологии саморазвития, автором которой является Вазина К.Я.

Она выделила три параметра саморазвития человека:

1. Потребности, мотив, желания, необходимость.

2. Способности.

3. Сознание и рефлексивная способность, позволяющая осознавать себя и свое поведение в окружающем мире.

Развитие комплекса базовых способностей обеспечивает сам механизм реализации технологии саморазвития. Данный комплекс включает следующие способности:

- исследовательскую;

- проектировочную;

- исполнительскую;

- коммуникативную;

- рефлексивную.

 

Основной функцией исследовательских способностей является диагностика и контроль реальной ситуации. Исследовательская и контролирующая способность позволяет человеку составить четкую объективную картину событий, происходящих в конкретной ситуации, сформулировать главную цель саморазвития.

Проектировочные способности позволяют наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий по закреплению успеха или для решения проблемы.

Исполнительская способность обеспечивает организацию и качество выполняемых программ.

Коммуникативные способности позволяют установить взаимоотношения между людьми. Духовный и культурный уровень личностного развития часто не позволяет строить доброжелательные и конструктивные отношения с людьми. Люди свои силы тратят на сопротивление и борьбу, а не на понимание другого человека.

Исправить ошибки саморазвития человеку позволяют рефлексивные способности. Рефлексия – это размышление о своем внутреннем состоянии, самонаблюдение, самопознание, раскрывающее специфику духовного мира человека. Рефлексивные способности формируют ценностные ориентиры и мировоззрение человека.

Воспитательная работа должна быть направлена на развитие перечисленных выше базовых способностей.

К числу методов, направленных на развитие исследовательских, проектировочных, исполнительских, коммуникативных и рефлексивных способностей следует отнести ролевые и ценностно-ориентированные игры, тренинги коммуникативных навыков и социально-психологический тренинг.

Среди ценностно-ориентированных игр, направленных на формирование комплекса базовых способностей, необходимых для саморазвития, педагогами часто используется проведение игры «Жизненная перспектива».

Игра состоит из трех этапов:

- ранжирование жизненных целей,

- ранжирование средств, необходимых для достижения целей,

- доказательство возможности достижения выбранных участниками игры целей с помощью выбранных ими же средств, для достижения целей.

Перечень жизненных целей и средств их достижения может меняться в зависимости от особенностей ценностных позиций участников игры.

Список жизненных целей:

- руководящая должность,

- любимая профессия,

- любая, хорошо оплачиваемая работа,

- гармоничная семья, широкий круг друзей,

- один надежный друг,

- возможность расслабляться в хороших компаниях,

- возможность проявлять себя творчески,

- возможность путешествовать,

- материальное благополучие,

- любить,

 - быть любимым,

- здоровье,

- интеллектуальные развлечения (театр, концерты, выставки).

Список возможных средств, необходимых для достижения жизненных целей:

- наследство,

- авторитет родителей,

- везение,

- различные виды учебы,

- здоровый образ жизни,

- способность приспосабливаться к любым жизненным ситуациям,

- умение строить отношения с различными людьми,

- владение навыками ведения домашнего хозяйства,

- авторитет родителей,

- помощь друзей,

- самосовершенствование,

- подработки,

- умение подчинить свои желания требованиям социального окружения,

- умение оказывать поддержку близким людям.

Самым важным этапом игры является третий этап, в рамках которого ведется обсуждение о построении перспективных жизненных планов и освоении тех средств, с помощью которых их можно достичь. Проведение подобного рода игр требует от педагога высокого мастерства, гуманистическая направленность, владение навыками диалогового взаимодействия.

В ряду методов, направленных на саморазвитие воспитанников, ведущее место занимает тренинговый метод. Тренинговый метод – это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

Необходимо отметить некоторые преимущества данного метода:

- помогает решать проблемы межличностных отношений,

- группа отражает проблемы общества в миниатюре,

-возможность получения обратной связи и поддержки со стороны участников тренинга,

- облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания,

- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить и решить психологические проблемы каждого участника.

 

При проведении групповой работы наиболее часто используются дискуссии, различного рода игры и тренировочные упражнения.

Групповая дискуссия в социально-психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющие прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых четко определяется тема для обсуждения и регламентируется порядок проведения дискуссии.

В нестуктурированных дискуссиях ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивают.

Н.В. Семилетов предлагает рассматривать:

- тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников группы проблемы;

- биографические дискуссии, ориентированные на пошлый опыт;

- интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия является основным, а иногда и единственным приемом работы.

Ценностно-ориентированные игры и социально-психологические тренинги являются методами формирования ценностных позиций воспитанников, что играет важную роль в формировании и коррекции психологического здоровья участников образовательного процесса.

Исходя из концепции личностного роста К. Роджерса, главный смысл психологического здоровья состоит в освобождении, обретении себя, своего жизненного пути. Взаимодействие личности с собственным внутренним миром не менее значимо, нежели с внешним окружением.

Основной закон личностного роста можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении личностной зрелости. Эти изменения и являются критериями личностного роста, они затрагивают взаимоотношение личности как с внутренним, так и внешним миром.

Таким образом, в качестве критериев личностного роста и саморазвития необходимо выделить следующие:

- принятие себя,

- открытость внутреннему опыту переживаний,

- понимание себя,

- ответственная свобода,

- принятие других,

- понимание других,

- социализированность,

- творческая адаптивность.

Искусство воспитателя проявляется в создании искренних, открытых и доброжелательных отношений, которые и являются условием для саморазвития, самовоспитания и личностного роста воспитанников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: