Творчество-это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое. Творческий процесс – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации.
Под педагогическим творчеством следует понимать создание новых способов решения педагогических задач, а под педагогическим искусством - сумму умений и знаний, без которых невозможно творчески решить эти задачи.
Педагогическое творчество является показателем глубоких и всесторонних знаний преподавателя и их осмысления.
Педагогическое творчество включает:
- умения перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
- способность к самосовершенствованию, к разработке новых методик, форм, приемов и их оригинальные сочетания;
- вариативность, изменчивость деятельности преподавателя;
- эффективность применения имеющегося опыта в новых условиях;
- способность к импровизации, основанная на знаниях и интуиции;
|
|
- умение видеть веер вариантов решения педагогической задачи;
- способность к рефлексии, к анализу результатов своей деятельности, к формированию собственного стиля профессиональной деятельности.
Качества преподавателя, способствующие творчеству:
- творческое мышление;
- хорошо развитое воображение;
- оригинальность, умение фантазировать;
- активность, умение концентрироваться на задаче;
- гибкость мышления, чувствительность;
- способность к педагогической импровизации.
Качества преподавателя, препятствующие творчеству:
- инерция мышления;
- педагогические штампы;
- завышенная или заниженная самооценка;
-боязнь потерпеть неудачу;
- необходимость приспосабливаться к требованиям администрации;
- повышенная агрессивность.
Пе5речень продуктов творчества преподавателя:
1. План каждого занятия и его реализация;
2. Новый методический приём.
3. Разработка новых дидактических материалов.
4. Совершенствование содержание дисциплин.
5. Педагогическое открытие и т.д.
[1]Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах: - М., 1948. Т.2. С. 21.