Историко-филологический факультет
Кафедра русского языка, литературы и журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Изучение лирики А.С. Пушкина в школе с применением современных образовательных технологий
Студента (ки) 4 курса РЛ-16-1 группы
Специальность / Направление подготовки Педагогическое образование
Специализация / Профиль Русский язык. Литература
Автор работы Потанцева А.С..
Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Н.А. Бражкина
_________________ ____________/_____________
(оценка цифрой и прописью) (подпись науч. рук-ля / расшифровка подписи)
_______________ _________________
(количество баллов) (дата)
____________ № __________
(дата) (журнал регистрации)
________________________
|
|
(должность регистрирующего)
______________/____________
(подпись / расшифровка)
Ульяновск, 2020 г.
Содержание
Введение. 4
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе 6
1.1. Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе. 6
1.2. Технология группового обучения на уроках литературы.. 11
Глава 2. Теоретические основы изучения лирики А. С. Пушкина. 14
Глава 3. Изучение лирики А. С. Пушкина с помощью групповой технологии. 20
3.1. Обзор школьных программ по литературе. 20
3.2. Методика обучения литературе об изучении лирики Пушкина. 23
3.3. План-сценарий урока литературы на тему "Образы славянской мифологии" А. С. Пушкина с помощью технологии группового обучения. 23
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Введение
Поэтическое наследие А.С. Пушкина огромно и лишь малая его часть изучается в школе. Со стихотворениями великого поэта дети знакомятся еще в начальной школе, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках развития речи в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы.
Пушкин – одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Система уроков и внеклассной работы может помочь в решении этой задачи.
Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Поэтому работу над литературным произведением необходимо сочетать с другими видами искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Такая форма изучения литературы нашла свое отражение в идее диалога искусств, которая в свою очередь применяется на практике в школе, что и будет рассмотрено нами в нашей работе. Начитанность в поэзии - одно из главных условии приобщения к лирике.
|
|
Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре во время повторения уже изученного материала. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей группы, причем детям доведется побывать как в роли учащегося, так и учителя. Широко используется самопроверка или взаимопроверка заданий или упражнений. Такой метод позволяет ребенку чувствовать себя свободно, а каждый из них имеет возможность не только проверить, но и самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения.
Педагоги считают групповую технологию наиболее приемлемой, так как учащиеся взаимодействуют посредствам диалога, что воспитывает в них дух коллектива. Работая отдельными группами, им предоставляется возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.
Цель работы: рассмотреть изучение лирики А. С. Пушкина в школе с применением современных образовательных технологий.
Задачи:
1) рассмотреть роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе;
2) охарактеризовать технологию группового обучения на уроках литературы;
3) изучить теоретические основы изучения лирики А. С. Пушкина;
4) осуществить обзор школьных программ по литературе;
5) охарактеризовать методику обучения литературе об изучении лирики Пушкина;
6) разработать план-сценарий урока литературы на тему "Образы славянской мифологии" А. С. Пушкина с помощью технологии группового обучения.
Объект исследования: образовательные технологии.
Предмет исследования: изучение лирики А. С. Пушкина с помощью технологии группового обучения.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе
Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии рассмотрим технологии.
Причиной выбора является следующее:
· в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьезным коррективам;
· образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования цели по конкретному учебному предмету;
· педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
· они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
· обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю друг к другу;
· отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
|
|
· четкая ориентация на развитие творческой деятельности. [3]
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология». [5]
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. [6]
«Образовательная технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. [12]
Наиболее часто в учебных изданиях встречаются признаки современных образовательных технологий, выявленных В.В. Пиканом:
· технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
· технологическая цепочка действий,операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
· функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность
· учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
· поэтапное планирование и последовательное воплощение элементо в педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение этипланируемых результатов всеми школьниками;
· органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. [14]
|
|
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. [6]
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. [6]
Рассмотрим основные виды современных педагогических технологий.
1) Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
2) Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
3) Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
4) Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
5) Лекционно-семинарскозачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
6) Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр (Игровая технология)
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,.развитие общеучебных умений и навыков.
7) Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психологопедагогические диагностики личности.
8) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
9) Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
10) Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. [9]