Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе

Историко-филологический факультет

Кафедра русского языка, литературы и журналистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Изучение лирики А.С. Пушкина в школе с применением современных образовательных технологий

Студента (ки)   4 курса РЛ-16-1 группы

Специальность / Направление подготовки   Педагогическое образование

Специализация / Профиль Русский язык. Литература

Автор работы   Потанцева А.С..

Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Н.А. Бражкина

_________________                                                   ____________/_____________

(оценка цифрой и прописью)                              (подпись науч. рук-ля / расшифровка подписи)

 

_______________                                                                       _________________

(количество баллов)                                                                                                 (дата)

____________ № __________

(дата) (журнал регистрации)

________________________

(должность регистрирующего)

______________/____________

(подпись / расшифровка)

 

 

Ульяновск, 2020 г.

Содержание               

Введение. 4

Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе 6

1.1. Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе. 6

1.2. Технология группового обучения на уроках литературы.. 11

Глава 2. Теоретические основы изучения лирики А. С. Пушкина. 14

Глава 3. Изучение лирики А. С. Пушкина с помощью групповой технологии. 20

3.1. Обзор школьных программ по литературе. 20

3.2. Методика обучения литературе об изучении лирики Пушкина. 23

3.3. План-сценарий урока литературы на тему "Образы славянской мифологии"  А. С. Пушкина с помощью технологии группового обучения. 23

Заключение. 39

Список литературы.. 40

 

 



Введение

Поэтическое наследие А.С. Пушкина огромно и лишь малая его часть изучается в школе. Со стихотворениями великого поэта дети знакомятся еще в начальной школе, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках развития речи в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы.

Пушкин – одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Система уроков и внеклассной работы может помочь в решении этой задачи.

Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Поэтому работу над литературным произведением необходимо сочетать с другими видами искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Такая форма изучения литературы нашла свое отражение в идее диалога искусств, которая в свою очередь применяется на практике в школе, что и будет рассмотрено нами в нашей работе. Начитанность в поэзии - одно из главных условии приобщения к лирике.

Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре во время повторения уже изученного материала. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей группы, причем детям доведется побывать как в роли учащегося, так и учителя. Широко используется самопроверка или взаимопроверка заданий или упражнений. Такой метод позволяет ребенку чувствовать себя свободно, а каждый из них имеет возможность не только проверить, но и самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения.

Педагоги считают групповую технологию наиболее приемлемой, так как учащиеся взаимодействуют посредствам диалога, что воспитывает в них дух коллектива. Работая отдельными группами, им предоставляется возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.

Цель работы: рассмотреть изучение лирики А. С. Пушкина в школе с применением современных образовательных технологий.

Задачи:

1) рассмотреть роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе;

2) охарактеризовать технологию группового обучения на уроках литературы;

3) изучить теоретические основы изучения лирики А. С. Пушкина;

4) осуществить обзор школьных программ по литературе;

5) охарактеризовать методику обучения литературе об изучении лирики Пушкина;

6) разработать план-сценарий урока литературы на тему "Образы славянской мифологии" А. С. Пушкина с помощью технологии группового обучения.

Объект исследования: образовательные технологии.

Предмет исследования: изучение лирики А. С. Пушкина с помощью технологии группового обучения.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.



Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе

Роль и значение образовательных технологий в  современном учебном процессе в школе

 

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии рассмотрим технологии.

 Причиной выбора является следующее:

· в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьезным коррективам;

· образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования цели по конкретному учебному предмету;

· педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

· они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

· обеспечивают  доброжелательность по отношению к учителю друг к другу;

· отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

· четкая ориентация на развитие творческой деятельности. [3]

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология». [5]

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. [6]

«Образовательная технология» - это такое построение деятельности             учителя, в котором входящие него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. [12]

Наиболее часто в учебных изданиях встречаются признаки современных образовательных технологий, выявленных В.В. Пиканом:

· технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в      основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

· технологическая цепочка действий,операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми  установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

· функционирование технологии     предусматривает взаимосвязанную деятельность

· учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;

· поэтапное планирование и последовательное воплощение элементо в педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать          достижение этипланируемых результатов всеми школьниками;

· органической частью технологии являются диагностические  процедуры, содержащие критерии,    показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. [14]

 

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. [6]

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. [6]

Рассмотрим основные виды современных педагогических технологий.

1) Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

2) Разноуровневое обучение.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

    3) Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

    4) Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

    5) Лекционно-семинарскозачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

    6) Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр (Игровая технология)

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,.развитие общеучебных умений и навыков.

    7) Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психологопедагогические диагностики личности.

    8) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

    9) Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

    10) Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. [9]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: