Творческое наследие Пушкина огромно, но только малая часть изучается в школе. Изучение произведний Пушкина длится на протяжении всего школьного курса.
Невозможно создать конкретную систему уроков по изучению творчества А.С. Пушкина – для каждого учителя она будет индивидуальна.
Лирическое произведение трудно для восприятия тем, что часто не несет в себе ясного зрительного образа. Вовлечение читателя в творческий процесс поэта с помощью рассмотрения вариантов текста компенсирует работу по представлению поэтических образов и помогает решить еще одну задачу, важную при разборе лирики, - нахождение связи образов, разгадывание цепи ассоциаций поэта. При этом наблюдения за стихотворным текстом становятся не самоцельными операциями, а переходят в поиски смысла стихотворения, прослеживаниечувств поэта в нем.[5]
Всё творчество А.С. Пушкина неоднократно становилось темой обсуждения критиков и литературоведов: как у его современников, так и в наши дни.
Обращаясь к биографии поэта, можно отметить, что А.С. Пушкин начал проявлять свой талант, будучи ещё совсем ребёнком и не прекращал творить до самой смерти. Пушкин показал свои творческие способности во всех жанрах: в начале его творческого пути это были стихотворения, к которым позднее присоединились поэмы, а так же драматические произведения и проза. Справедливо будет сказать, что лирика занимает лидирующую позицию в творчестве поэта. Именно она сопутствовала поэту в течение всей его творческой жизни, в то время как остальные формы творчества активно проявлялись в тот или иной период.
|
|
Судьба щедро наградила поэта внешними жизненными переменами, поэтому в биографии поэта общепринято выделять семь этапов его творческого развития: Лицейские годы (1813 – 1817), Петербург (1817 – 1820), Южная ссылка (1820 – 1824), Северная ссылка (1824 – 1826), творчество второй половины 1820-х гг. или «период скитаний» (1826 – 1830), Болдинская осень (сентябрь – октябрь 1830 г.), 1830-е годы (конец 1830-го – январь 1837). Развитие лирики Пушкина соответствует этим периодам и «отражает характерные закономерности пушкинского творчества». Безусловно, каждый из этих периодов имеет своё неповторимое лицо и оригинальный характер содержания лирического творчества Пушкина, «… что обусловлено и возрастом поэта, и его духовным опытом, и биографическими реалиями». [15]
Для примера, рассмотрим урок в 7 классе, на котором изучается стихотворение «Зимнее утро».
Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловском Тверской губернии. Пушкин часто бывал в тверскиз поместях по приглашению своей соседки по Михайловскому – Прасковьей Александровной Осиповой-Вульф.
|
|
Живописные берега и тишина деревенской жизни, общество Алексея Николаевича и Анны Николаевны Вульф радовали поэта. С ними он подружился будучи ещё в Михайловской ссылке в 1824-1824.
Здесь жила поэзия, которой не было места в Петербурге, ведь здесь поэт наслаждался приодой, наслаждался искренностью человеческих чувств.
Однако, деревенское одиночество и наступившая зима сильно удручали поэта. 2 ноября 1829 г поэт написал стихотворение «Зимнее утро», но накануне поэт создал эти грустные строки:
Зима.
Что делать нам в деревне?
Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами,
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев потравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; печально вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет...
Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный. (II, с.255)
И «Зимнее утро», которое Пушкин создавал уже после, поначалу тоже звучало уныло:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.
Очевидно, что в стихотворении зима - это холод, пустота, о чем говорит нам саван – погребальное одеяние. Но поэт, увидив редкое зимой солнце, наполняет свои строчки радостью и восторгом, желая разбудить «красавицу» и «прелестного друга»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! (II, c.257)
Чтение стихотворения сопровождается словарным комментарием, после прочтения ученики длеятся впечатлениями и отвечают на вопрос «Почему стихотворение началось восторженно, а закончилось грустно?»
Стихотворение написано почти полтора столетия назад, но вы слышите его как современную, сегодняшнюю речь. Впрочем, может быть, некоторые старинные обороты, выражения непривычны слуху.
«Сомкнуты негой взоры» - неоткрытые глаза, просыпаясь, нежатся в дремоте; богиню утренней зари звали Авророй, а греки - Эос и изображали ее «прекраснокудрой», «розовоперстой», иногда крылатой, иногда на коне. Вот, пожалуй, и все слова, которые могут затруднить чтение этого стихотворения.
Но в чем его смысл, отчего, начавшись восторгом («Мороз и солнце - день чудесный!»), стихотворение заканчивается строками, полными грусти:
И навести поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. (II, c.257)
Размышляя над этим вопросов, чтобы дать ответ, нужно рассмотреть стихотворение по строфам.
Поэт и «красавица» по разному чувствуют и по разному реагируют на зиму. Если поэт находится в восторженном состоянии, то её состояние - это дремота.
Поэт называет красавицу «северной Авророй, несущей яркий, ясный свет», «звездой севера».
Прекрасный и далекий свет звезды немного горит, а заря сияет. Но поэт не упрекает красавицу.
Вероятно, «красавица» не отозвавшись на радостный утренний зов, восхищенного зимним днём поэта, заставила вспомнить поэта тот самый вечер в ненастье:
Вечор, тыпомнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
|
|
А нынче... Погляди в окно. (II, c.257)
Пушкин упорно работал над этой строфой, стремясь передан, злое кружение зимней вьюги, хаос природы, стирающий прекрасные краски. И еще поэт хотел усилить печаль красавицы.
Вглядитесь в строчки черновика и подумайте, чем они отличаются от основного текста:
Вечор шумела вьюга.
Вечор метель шумела.
Мгла кипела.
Мгла клубилась.
Ты сидела...
Глядя задумчиво в окно. (II, c.257)
Появление солнца приносит поэту надежду, что красавица очнется от своей печали, от своей дремоты. Чистые, яркие краски несет зимний пейзаж. Торжественна, величава красота зимы, и Пушкин выражает свое восхищение прямым эмоциональным эпитетом «великолепными коврами».
Зима в глазах поэта чем-то похожа на ту самую «красавицу», которая не может пробудиться. Поэт ищет тепло, радость жизни, поэтому от изображения зимы переходит к изображению комнаты:
Вся комната янтарным блеском Озарена.
Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Уже в следуюзщей строфе «кобылка бурая» сменилась «нетерпеливым конём». Зачем это нужно было поэту?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Пушкин очень усиливает чувство потери полноты чувств и прежней жизни природы, но не поддаётся отчаянию. Наоборот, он благодарит за былую радость, а грусть побеждена чувствами к любимому берегу «И берег, милый для меня».
Таким образом, стихотворение о зиме, которое поэт начал с мрачных и даже погребальных нот, стало светлее и радостнее благодаря чувству любви и его способностью находить прекрасное во всём.