Методика обучения литературе об изучении лирики Пушкина

Творчество А.С. Пушкина представлено на всех этапах литературного образования: на этапе наивного реализма (5-6 классы), в период эгоцентризма (классы среднего звена) и в старших классах.

Наиболее активно жизнь и творчество поэта изучаются в классах среднего звена, к которым могут быть отнесены 6-9 классы. Программа на данном этапе литературного образования рассматривает творчество поэта на основе принципа ступенчатости, когда в каждом классе изучаются отдельные произведения и фрагменты биографии поэта, помогающие их понять. И только 9 класс, который также относят к среднему звену (поскольку часть учащихся завершают в это время свое обучение в школе и уходят в систему начального и среднего профессионального образования) изучает тему «А.С. Пушкин» монографически. Поэтому именно в 9 классе, являясь завершающем среднее звено, особенно важно единство классных и внеклассных форм организации учебного процесса.

Система уроков по изучению творчества А.С. Пушкина индивидуальна для каждого учителя. Этот великий поэт столь дорог сердцу каждого русского человека, что невозможно собрать и вместить все  его творчество в какую-то узко очерченную систему. Поэтому мы остановимся подробнее на некоторых моментахработы над лирическими произведениями Пушкина на уроке. Наша цель здесь: показать различные методы, которые могут применятся на уроке по изучению поэзии А.С. Пушкина.

 

 

3.3. План-сценарий урока литературы на тему "Образы славянской мифологии" А. С. Пушкина с помощью технологии группового обучения

«Мир славянской мифологии в лирике А.С. Пушкина»

Цель: знакомство с образами славянской мифологии через творчество А.С. Пушкина

Задачи.

1. воспитывать у учащихся стремление к изучению литературы;

2. продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности А.С Пушкина и его творческого мира;

3. формировать умение анализировать лирическое произведение;

4. выявить истоки интереса А.С.Пушкина к образам славянской мифологии;

5. проанализировать интерпретацию образов славянской мифологии в лирике А.С. Пушкина;

6. привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру А.С. Пушкина и формировать личность учащихся на примере личности автора.

Планируемые результаты:

предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать лирическое произведение;

метапредметные:

познавательные: умение извлекать необходимую информацию из пройденного материала, умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме, умение вести конспектные записи

регулятивные: умение выполнять задачу педагога;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь обращаться за помощью к учебной литературе, владение диалоговой формой речи, умение слушать и понимать высказывания учителя и других учеников, умение строить высказывание в устной форме.

Тип урока: комбинированный.

Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, составление конспектов.

Оборудование: репродукция работы О.А. Кипренского «Портретр А.С. Пушкина», аудиозапись чтения «У лукоморья…» Алисой Фрейндлих (https://www.youtube.com/watch?v=PARm_bPQafU), сборник стихов А.С. Пушкина, энциклопедический словарь «Славянская мифология» под ред. С.М. Толстой, «Словарь славянской мифологии» В.В. Адамчика, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию

3. Актуализация знаний

4. Анализ

5. Групповая работа

6. Обсуждение

7. Выводы

8. Домашнее задание.

Девятнадцатое мая Классная работа Мир славянской мифологии в лирике А.С. Пушкина 1. Определение 2. От кого происходит 3. Внешний вид 4. Чем занимается 5. Опасен для человека? 6. Изображение в стихотворении Пушкина (если есть) Домашнее задание Написать сказку/стихотворение с изученным на уроке персонажем.

 

Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Приветствуют учителя Коммуникативные: -слушать и понимать речь других
Подготовка к восприятию Конечно, вы уже знакомы с творчеством и биографией русского величайшего поэта Александра Сергеевича Пушкина. С его творчеством каждый из нас познакомился ещё до школы.   Коммуникативные: -слушать и понимать речь других
Актуализация знаний. Ребята, давайте вспомним некоторые моменты из биографии Александра Сергеевича. -Как вы думаете, кто и когда привил юному Пушкину интерес и любовь к народной поэзии? -Вы совершенно правы. Именно Арина Родионовна поведала юному поэту русские сказки, которые поэт, благодаря своему неимоверному таланту донёс до нас в своих волшебных произведениях. Именно Арина Родионовна поведала Пушкину о прекрасном мире славянской мифологии и фольклора. Поэт так вдохновился этими мотивами, что на протяжении всего его творчества встречаются персонажи из славянской мифологии. -Но разве только сказками знаменит Пушкин? -Да, Александр Сергеевич работал не только с лирикой, а так же и с прозой. В его творческой копилке можно найти произведение любого жанра. Особое место славянской мифологии, безусловно, выделено в поэзии Пушкина. Ребята, запишите тему сегодняшнего урока «Мир славянской мифологии в лирике А.С. Пушкина» Но давайте вернёмся в ту пору, когда поэт только начинал своё знакомство с удивительным миром славянской мифологии. -Какое произведение вы вспоминаете, услышав имя поэта? -На мой взгляд, самое запоминающееся и известное произведение поэта – это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный» Давайте прослушаем исполнение этого отрывка Алисой Фрейндлих Ученики дают устные ответы:   -Арина Родионовна, няня поэта   -Нет, поэт так же писал стихотворения, поэмы, повести и работал в других жанрах.     *ученики предлагают разные варианты ответа*   *слушают аудиозапись* Регулятивные: -прогнозирование (предвосхищение результата), -умение выполнять задачу педагога.  Коммуникативные: -владение диалоговой формой речи, -умение слушать и понимать высказывания учителя и других учеников, -умение строить высказывание в устной форме - уметь обращаться за помощью к учебной литературе   Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из пройденного материала,
Анализ Ребята, только что вы прослушали с детства известный вам отрывок из поэмы, в котором автор упомянул множество персонажей. -Перечислите тех, кто по вашему мнению, относится к миру славянской мифологии. -Отлично! А может, кто-то знает лирические произведения А.С. Пушкина, в котором присутсвуют другие персонажи славянской мифологии? -У Алесандра Сергеевича есть стихотворение «Домовой» -Видите, как много персонажей Александр Сергеевич уместил в своём творчестве, каждый из которых в славянских верованиях обладает своими уникальными характеристиками. Давайте ближе познакомимся с этими персонажами.     -Леший, русалка, Баба Яга, Кащей   *предлагают варианты ответов* Коммуникативные: -владение диалоговой формой речи, -умение слушать и понимать высказывания учителя и других учеников, -умение строить высказывание в устной форме Регулятивные:   -умение выполнять задачу педагога  
Групповая работа Для работы нам нужно поделиться на несколько групп, каждая из которых будет готовить ответ по своему персонажу: 1. Леший, 2. Русалка, 3. Баба Яга, 4. Кащей, 5. Домовой, Каждой группе будут даны энциклопедии по славянской мифологии и сборники стихотворений поэта. Ваша задача – подготовить описание этих представителей, опираясь на материал энциклопедии. Так же, нужно назвать произведения Пушкина, в которых встречаются эти персонажи. Пока выступает одна группа, остальные будут конспектировать по плану *на доске* 1. Определение 2. От кого происходит 3. Внешний вид 4. Чем занимается 5. Опасен для человека? 6. Изображение в стихотворении Пушкина (если есть) Первыми выступающими будет подгруппа, которая готовила ответ по Лешему Отвечают и записывают. 1. Леший – в мифологии восточных славаян хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Происходит из проклятых людей, некрещенных или обмененных детей. Лешей имеет вид мужика или старика с белой бородой, одетого в обычную крестьянскую одежду, но некоторые детали подчеркивают его потустороннюю природу: права пола одежды у него запахнута за левую, левый лапоть надет на правую ногу, а правый на левую. Одежда у него белого, красного черного или зелёного цвета. У лешего нет бровей и ресниц, правый глаз неподвижен и больше левого; волосы зачесаны налево, не отбрасывает тени. Характерная черта – способность изменять свой рост. Может превращаться в любого зверя, птицу, дерево, куст или гриб. Местом обитания лешего является весь лес, излюбленные места – коряши, вывернутые с корнем деревья, лесные избушки. Лес сторожит лес и распоряжается всем, что там есть. Леший опасен для человека и часто вредит ему: сбивает с дороги, заводит в чащобу, заставляя блуждать, кружить в течени многих часов. Чтобы возвратить людей, которых увел леший, на перекрёстках дорог для него клали угощение. Поскольку леший считался хозяином леса, то без догова с ним охотник не мог охотиться. В тех областях, где пасли скотину, пастух должен был заключить с ним договор на право пасти скот в его угодьях. За нарушение договора Леший карает пастуха, вредит скоту. Ходит по лесу ночью, до первых петухов. 2. Русалка – персонаж восточнославянской демонологии, по украинским и белорусским поверяьям, русалками становились умершие до замужества девушки, либо некрещенные дети, утонувшие девушки и молодые женщины. Представления о внешнем виде противоречивы: в одних местах они представлялись как молодые красивые девушки, обнаженные или в белых одеждах, как покойницы, похороненные в свадбеном наряде, в других – страшные, уродливые, косматые бабы. Считалось, что они приходили раз в году с «того света» на Троицкой или Русальной неделе. В это время их можно было встретить в ржаном поле, у воды, у деревьев, в лесу, на перекрёстках, на кладбище. Они приходили в свои дома, где прежде жили и сидели за печью или в углах дома. Причислялись к опасным и вредоносным духам, способным наслать болезни, вызвать стихийные детствия. Согласно поверьям, в течение Русальной недели они преследуют людей, не соблюдавших ритуальные запреты. Привычное занятие – купание в водоёмах, расчёсывание своих волос, плетение венков, пение и танцы в житном поле. Во избежание встречи с русалками, люди соблюдали многочисленные запреты во вреемя Русальноц недели: не работали в поле и огороде, не белили стены дома, избегали работ с прядением, тканьем, шитьём, не ездили в лес за дровами. В стихотворении «Русалка» она сидит над озером, расчёсывает длинные волосы, она «прелестна и бледна» 3. Баба Яга – злая колдунья. В верованиях русов Яга отправляла в мир иной покойников, но так же и снаряжала женихов, переходивших в матриархальную общину невесты. Баба Яга предстаёт в виде уродливой старухи, у неё косматые седые волосы, худая рубаха не подпоясана, страшная, морщинистая, торчат гнилые клыки. По поверьям, живёт в диком лесу в избушке «на курьих ножках», летает по воздуху на метле или в ступе. Наиболее зловещий женский сказочный персонаж, помощница Кащея. При помощи заклинаний она может видеть прошлое, настоящеее и будущее в кадке с водой. Колдовством и заговорами она сбивает с пути и губит странников, заманивает в свою избушку и зажаривает в печке. 4. Кащей Бессмертный – демонический персонаж, злой чародей. В славянском фольклоре основными характеристиками Кащея выступают колдовские чары, при помощи которых он одним взглядом превращает людей в камни или приковывает цепями в подземелье и бессмертие. Чаще всгео представляется костлявым и лысым стариком в железных достпехах, который обитвет в зловещем каменном замке в горах. В русских сказках, чтобы убить Кащея, нужно найти яйцо и разбить его. Отголоски этого сюжета в славянской языческой традиции можно проследить в обычае расписыавть вареные яйца. Верили, если прекратить это делать, наступит конец света. В некоторых сказках выступает заодно с бабой ягой. Баба Яга общается с Кащеем на расстоянии при помощи волшебного водяного зеркала. 5. Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных. Часто у русских считается духом умершего члена семьи. Обычно имеет вид старика, черного человека; приземистого мужика с большой седой бородой, в белой или красной рубашке. У богатых людей он покрыт шерстью, у бедных голый. Может принимать облик любого члена семьи, любого животного. Места обитания – дом, двор, хлев, конюшня, баня, места, связанные с пребыванием душ умерших: красный угол, печь, порог входной двери. Проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Домовой – покровитель дома, скота и хозяйства. Выполняет все домащние работы. Если его рассердить – нанаосит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам. Обычно невидимый для домочадцев. В стихотворении «Домовому» пушкин обращается к нему «поместья покровитель», «тайный страж» и просит хранить его лес, сад.   Коммуникативные: -слушать и понимать речь других -высказывать свое мнение (точку зрения); -анализировать и делать выводы -воспринимать информацию на слух. Регулятивные: -планировать свою деятельность на уроке;   Познавательные: –извлекать необходимую информацию -умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. -умение вести конспектные записи
Обсуждение -Ребята, скажите, совпадают ли образы славянской мифологии в творчестве Пушкина с теми, что вы нашли в энциклопедиях? -Как думаете, о чем это говорит? Дают устные ответы -Да, совпадают?     -Александр Сергеевич Пушкин был хорошо знаком со славянской мифологией, ведь без её изучения он не смог бы воссоздать такие точные образы в своём творчестве.  
Выводы Действительно, Александр Сергеевич Пушкин был хорошо знаком с образами славянской мифологии. Безусловно, благодаря Арине Родионовне, своей любимой няне, поэт открыл для своего творчества такой богатый и уникальный материал. Уже будучи взрослым, находясь в ссылке в Михайловском, он начал глубоко изучать славянскую мифологию, её представителей и традиции. Благодаря его знакомству и изучению славянских верований и его великому таланту, мы с вами смогли не только узнать о представителях, но и представить их глазами славян. Отсюда нельзя не сделать вывод, что Пушкин очень любил и был предан своему народу и своей Родине и её культуре.    
Домашнее задание Написать сказку/стихотворение с изученным на уроке персонажем. Записывают домашнее задание.  

 

 

Заключение

 

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

Наиболее активно жизнь и творчество поэта изучаются в классах среднего звена, к которым могут быть отнесены 6-9 классы. Программа на данном этапе литературного образования рассматривает творчество поэта на основе принципа ступенчатости, когда в каждом классе изучаются отдельные произведения и фрагменты биографии поэта, помогающие их понять.

 

 



Список литературы

 

1. Введение в литературоведение: учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература": рек. УМО вузов РФ / [Н. Л. Вершинина и др.]; под общ.ред. Л. М. Крупчанова. - Москва: ОНИКС, 2015. - 416 с.

2. Введение в литературоведение: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология": рек. УМО вузов РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.]; под ред. Л. В. Чернец. - Москва: Академия, 2015. - 720 с.

3. Девяткина О.Ю. Современные педагогические технологии. [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhno logii/library/2012/01/09/sovremennyepedagogicheskie-tekhnologii, (дата обращения: 02.06.2019).

4. Дмитриева, У.М. Стихия воды в лирике А. С. Пушкина: дис.  канд. филол. наук / У. М. Дмитриева; науч. рук. Ю. Н. Чумаков; НГПУ. - Новосибирск: [б. и.], 2015. – 230 с.

5. Дубровская, В.В. Литературоведение: поэтический мир: учебное пособие / В.В. Дубровская; авт. примеч. Т.А. Богумил. – М.: Директ-Медиа, 2016. - 123 с.

6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2014. - 427 с.

7. Еркина С.Л. Современные образовательные технологии, 2019 [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://portal.tpu.ru, (дата обращения: 1.06.2020).

8. Кременцов, Л. П. Теория литературы. Чтение как творчество: учебное пособие / Л.П. Кременцов. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 170 с.

9. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся / В. В Котов.- Рязань, 1977.

10. Литература: Рабочие программы. Предметная линия учебников / под ред. В.Ф. Чертова – М: Просвещение, 2015.

11. Лутошкина В.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова; под общ. Ред. С. В. Буланкова. – Красноярск: КК ИПК ПИРО. –  2015. – 66 с.

12. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. В 2-ух частях. М., «Просвещение» - «Владос». 1995 г.

13. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Метод. пособ. для учителя. / М.И. Оморокова. – М.: Инфра-М. –  2015. – 46 с.

14. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ. –  2015. – 312 с.

15. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентировонная монография. – М., 1994. – С. 10 – 12.

16. Программы общеобразовательных учреждений литература 5—11 классы (Базовый уровень) 10—11 классы (Профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной - М., Просвещение, 2007.

17. Прозоров, В. В. Введение в литературоведение: учебное пособие / В.В. Прозоров. - 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 224 с.

18. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962.

19. Рябинина Л.А. Контекстное чтение как необходимый этап формирования читательской компетентности младшего школьника: научное издание / Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан, Е.В. Осетрова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2016. – № 6. – С. 51-56.

20. Селевко Г.К.: Энциклопедия образовательных технологий Т. 1 / Г.К. Селевко – М: Народное образование, 2005. – 253 – 255 с.

21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998.

22. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 11-18.

23. Фарино, Е. Введение в литературоведение: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / Е. Фарино. - Санкт-Петербург: РГПУ, 2015. - 639 с.

24. Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения: анализ художественного произведения: учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 113 с.

25. Ядровская, Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе / Е. Р. Ядровская. – М.: Юрайт, 2018. – 236 с.

26. Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века [электронный ресурс]: учеб. пособие / А.С. Янушкевич. – М.: Флинта, 2013 - с. 282 – 283.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: