Технология группового обучения на уроках литературы

 

Такая технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. [21]

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Деление на группы.

г) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

 г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

 е) Индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

и) Подведение итогов выполнения группового задания.

3) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия.

м) Получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Дополнительная информация учителя на группу. Рекомендуемые соотношения времени на этапы: вводная часть - 1, групповая работа - 6 и заключительная часть - 2 единицы времени. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. [21].

Групповая деятельность учащихся на уроке, как это показано в работе В.В.Котова, складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового  задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнению учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и   контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссии в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация   учителя и формулировки окончательных выводов.

7. Индивидуальная   оценка работы групп и класса в целом.[7]

Правильная организация групповой работы – это вид коллективной деятельности, которая будет успешно протекать при четком распределении работы между всеми членами коллектива/группы, взаимопроверке каждой работы, поддержке учителя и его помощи.

Без направляющей деятельности учителя участники группы не смогут эффективно организовать свою работу. Содержание групповой деятельности сводится к обучению учащихся самостоятельной работе, умение советоваться с другими участниками группы, не нарушая дисциплину в классе, а также к созданию системы знаний для каждой индивидуальной группы учащихся, умению распределять задания между членами группы, учитывая темп и возможности каждого участника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: