II.Актуализация знаний
Математический диктант
— Запишите цифрами числа.
• Шесть тысяч триста восемьдесят шесть. (6386.)
• Семь миллионов двести пятьдесят четыре тысячи сорок восемь. (7254 048.)
• Пятнадцать миллионов две тысячи триста двадцать. (15 002320.)
• Двести четырнадцать миллионов пятьдесят шесть. (214 000 056.)
• Шесть миллиардов четыре миллиона семь. (6 004 ООО 007.)
— Увеличьте каждое число на 7000. (13 386, 7 261 048, 15 009 320, 214 007 056, 6 004 007 007.)
— Уменьшите каждое из полученных чисел на 200. (13 186, 7 260 848, 15 009 120, 214 006 856, 6 004 006 807.)
Индивидуальная работа у доски
— Найди площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см. Чему равны две третьих его площади?
Решение
1) 4-6 = 24 (см2) — площадь;
2) 24: 3 = 8 (см2) - третья часть площади;
3) 8 • 2 = 16 (см2) - две третьих площади.
Устный счет
— Заполните таблицу.
Слагаемое | 63:7 | 45-2 | 500: 10 | 720: 80 | 889 | |
Слагаемое | 87 | 320:8 | 500:5 | |||
Сумма | 160 | 220 | 16 | 1000 |
- Найдите значения только тех выражений, в которых первое действие деление.
45: (13 - 8) 4- 89 64-(16: 8)-8
|
|
100- 50: 10-(12-6) 64:8- 16:8
15--(15: 5): 9 0:5-567 + 5
— Найдите:
• пятую долю от числа 55 (11)',
• две пятых доли числа 55 (22);
• шестую долю числа 12 (2);
• три шестых доли числа 12 (б);
• десятую долю числа 1000 (100)',
• семь десятых долей числа 1000 (700).
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте слово.
15: 3 + 12 + 4 • 7 (Л) 15: 3 + (12 + 4) • 7 (О)
15: (3 + 12) + 4 • 7 (И) (15: 3 + 12 + 4) • 7 (Д)
Ответ: доли.
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задан на нахождение доли числа.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
'№296 (с. 65).
— Прочитайте задание. Рассмотрите чертежи.
— Как узнать, какую часть отрезка АВ составляет отрезок CD? (Посмотреть, сколько отрезков CD укладывается в отрезке АВ.)
— Ответьте на вопрос. (Отрезок CD составляет третью часть отрезка АВ, так как содержится в нем 3раза.)
— Какую часть отрезка АВ составляет отрезок МКР. (Четыре шестых.)
№297 (с. 65).
— Прочитайте задание.
— Как вы понимаете слова «длина восьмой части составляет 8 мм»? (Отрезок разделен на 8 частей, и каждая из них длиной 8 мм.)
— Как найти длину отрезка? (8мм ■ 8 = 64мм = 6 см 4мм.)
№298 (с. 65).
— Прочитайте задания.
— Назовите формулу площади прямоугольника. (S = а ■ Ь.)
— Найдите площадь прямоугольника ABCD. (6- 2 = 12 (см2).)
— На сколько треугольников разделен прямоугольник? (На 12.)
— Чему равна площадь одного треугольника? (12:12= ] (см2).)
— Можно ли вычислить площадь закрашенной фигуры по формуле? (Нет. Это не прямоугольник.)
|
|
— Как можно вычислить площадь закрашенной части? (1-5 = = 5 (см2).)
— Какими способами можно найти площадь незакрашенной части прямоугольника?
Решение
Первый способ: 1-7 = 7 (см2).
Второй способ: 12 — 5 = 7 (см2).
№299 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
— Сделаем схематический чертеж к задаче. Сколько метров провода купили? (5 мотков по 56м.)
— Отметьте это на схеме.
— Какую часть провода израсходовали? (Две седьмых части.)
— Отметьте это на схеме.
?? 56 • 5 м |
— Как можно узнать, сколько метров провода израсходовали?
— Как узнать, сколько метров провода осталось?
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.)
1) Сколько метров провода купили?
2) Сколько метров составляют седьмую часть всего провода?
3) Сколько метров в двух седьмых частях?
4) Сколько метров осталось?
Решение
1) 56 • 5 = 280 (м) — купили;
2) 280: 7 = 40 (м) — одна седьмая часть всего провода;
3) 40 • 2 = 80 (м) - две седьмых части;
4) 280 - 80 = 200 (м).
Ответ: осталось 200 м провода.
(Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка,
(Стоять на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади!
(Шаги на месте.)
А теперь постой на левой,
(Стоять на левой ноге.)