Выполнение заданий в рабочей тетради №16 (с. 70).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Как вы закончили схему? (Записали, что 3 части — это 12 тарелок.)
— Что узнали в первом действии? (Сколько тарелок составляют одну часть: 12:3 = 4 (т.).)
— Как вы узнали, сколько тарелок на столе? (4 - 4 = 16 (т.).) №17 (с. 70).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какую рамку вы закрасили? Обоснуйте свой ответ. (Со словом «да». Периметр квадратной рамки 7 ■ 4 = 28 (см), а прямоугольной — 9-3 — 27(см). 7• 4 < 9 ■ 3.)
№18 (с. 70).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Решение: 7 • 6 — 30 = 12.
&
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 82). Самопроверка.)
Ответ: 1122.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 375 (первый столбик) (с. 82).
Рабочая тетрадь: № 19, 20 (с. 71).
Урок 5 7. Письменные приемы деления
Цели: познакомить с приемом деления многозначного числа на однозначное, когда первая цифра в делимом меньше делителя; развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала; прививать познавательный интерес к предмету.
|
|
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на однозначное, когда первая цифра в делимом меньше делителя; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
— Выполни деление столбиком.
65 493: 3 50 832: 9 28 392: 7
— Реши уравнения.
7689 -* = 560: 7 4532 + у = 800 • 7
Устный счет
— Заполните таблицу.
Множитель | 90 | 7 | 5600 | 480 | 250 | |||
Множитель | 7 | 5000 | 0 | 1 | 2 | 4 | 90 | |
Произведе ние | 30 000 | 560 | 3400 | 36 000 |
Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся называют выражения для их решения.)
• У Оли х конфет. Пятую часть всех конфет она дала подруге. Сколько конфет Оля дала подруге? (х: 5.)
• Оля и Лена шли навстречу друг другу. Оля прошла а км, а Лена — b км. Какое расстояние было между девочками первоначально? (а + Ь.)
• Лене 5 лет, это нашлет больше, чем Кате. Сколько лет Кате? (5-у.)
• На сколько число с больше, чем число Ь?(с — Ь.)
• Сколько конфет у Леши, если седьмая часть его конфет равна у? (у • 7.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III.Самоопределение к деятельности
|
|
— Разложите число 222 на удобные слагаемые и разделите его на 3. (222:3 = (210 + 12): 3 =210:3 + 12:3 = 70 + 4 = 74.)
— Разделите 222 на 3 письменно по алгоритму.
— Какой способ удобнее?
— Разделите число 45 689 на 7. Рационально ли в этом случае раскладывать делимое на удобные слагаемые? (Нет, делимое очень большое и разложить его на удобные слагаемые сложно .)
— Как можно выполнить деление? (Столбиком .)
— Выполните деление столбиком.
(Учащиеся пробуют, может возникнуть затруднение.)
— Почему не у всех получилось разделить? Чем этот пример отличается от тех, что мы решали на предыдущем уроке? (Первая цифра делимого меньше делителя.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное, когда первая цифра делимого меньше делителя.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Объясните, как решили первый пример на с. 83.
— Кто хочет объяснить деление многозначного числа на однозначное?
(Объясняет желающий ученик.)
— Прочитайте объяснение ниже.
№376 (с. 83).
(Первый пример — коллективно, с хоровым проговариванием, второй и третий — с комментированием у доски, четвертый — самостоятельно. Проверка, самооценка.)
— Назовите первое неполное делимое. (9 тысяч.) '
— Назовите значение частного. (1324.)
№377 (с. 83).
(Устное выполнение по цепочке.)
Примерные рассуждения учащихся 180: 9 = 18 дес.: 9 = 2 дес. = 20 и т. д.
№378 (с. 83).
(Устное выполнение по цепочке.)
Примерные рассуждения учащихся
96: 96 = 1, так как, если число разделить на то же самое число, получится 1.
96: 48 = 2, так как 48 • 2 = 96. И т. д.
№379 (с. 83).
— Прочитайте условие задачи.
— Каким словом можно заменить слова «количество страниц, прочитанных за один день»? (Производительность.)
— Назовите работу, которую выполнил ученик. (Прочитал 150 страниц.)
— Прочитайте вопрос задачи.
— Заполните таблицу
—.
Производительность | Время | Работа | ||
18 с. в день | 5 дн. | 1 о | ? | } 150 с. |
20 с. вдень | ? | J ^ | ? |
— Решите задачу самостоятельно.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.)
1) Сколько страниц прочитал ученик за первые 5 дней? (•)
2) Сколько страниц прочитал в оставшиеся дни? (—)
3) За сколько дней он прочитал оставшиеся страницы? (:)
4) Сколько дней он читал книгу? (+)
(Проверка, самооценка.)
РеСиение
1) 18 • 5 = 90 (с.) - прочитал за первые 5 дней;
2) 150 — 90 = 60 (с.) — прочитал в оставшиеся дни;
3) 60: 20 = 3 (дн.) — прочитал оставшиеся страницы;
4) 5 + 3 = 8 (дн.).
Ответ: ученик прочитал повесть за 8 дней.
V. Физкультминутка
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились И остановились.
VI.Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№22 (с. 72).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.) №23 (с. 72).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Что в задаче целое? (Все костюмы.)
— Как найти, сколько привезли мужских спортивных костюмов? (Из всех костюмов вычесть женские костюмы.)
— Сколько мужских костюмов привезли? (368.)
№24 (с. 72).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Сколько действий в задаче? (Одно.)
— Каким действием находили массу ржи? (Делением, так как ржи в 8 раз меньше.)
— Сколько килограммов ржи собрал фермер? (353 кг.)
№25 (с. 72).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 83). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 886, 3787.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 26, 27 (с. 73).
|
|
Урок 5 8. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме
Цели: развивать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; выполнять вычисления с многозначными числами; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Ход урока