I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

Игра «Торопись, да не ошибись»

(Учитель читает вопрос или задание, учащиеся поднимают руки и отвечают. Тот, кто первым ответит верно, получает жетон. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.)

— На сколько 79 больше 52? (На 26.)

— Назовите самое маленькое пятизначное число. (10 ООО.)

— Найдите произведение чисел 25 и 4. (100.)

— Какое число надо увеличить на 36, чтобы получить 90? (54.)

— Сколько лап у трех мышат? (12.)

— Первое слагаемое 48, а второе на 16 больше. Чему равно второе слагаемое? (64.)

— Уменьшаемое 53, вычитаемое 27. Чему равна разность? (26.)

— Если из 86 вычесть задуманное мной число, то получится 37. Какое число я задумала? (49.)

— Для школы привезли сначала 46 парт, потом еще 25, и еще осталось привезти 30 парт. Сколько парт должны были при­везти для школы? (101.)

— Переведите в сантиметры 4 м 7 дм. (470см.)

— Из 80 вычтите разность чисел 43 и 20. (57.)

— Найдите площадь прямоугольника со сторонами 42 см и 20 см. (840см2.)

III. Самоопределение к деятельности

(Работа с раздаточным материалом.)

— Положите круги так, чтобы в верхнем ряду их было 6 и в 2 раза больше, чем в нижнем ряду. Сколько кругов в нижнем ряду? (J.)

— Как вы узнали? (Если в верхнем ряду кругов в 2раза больше, то в нижнем в 2раза меньше, 6:2 = 3.)

— Положите 4 красных квадрата. Их должно быть в 2 раза меньше, чем синих. Сколько синих квадратов нужно по­ложить? (4-2 = 8.)

— Почему вы умножали, если сказано «в 2 раза меньше»? (Меньше красных квадратов, значит, синих квадратов в 2раза больше.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№380 (с. 84).

— Прочитайте задание.

— Прочитайте задачу 1. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В бидоне молока больше. Нужно найти, сколько стаканов молока в кастрюле. Значит, нужно найти меньшее число.)

— Запишите решение задачи. (75: 3 = 5 (ст.).)

— Прочитайте задачу 2. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В кастрюле молока меньше. Нужно най­ти, сколько стаканов молока в бидоне. Значит, нужно найти большее число.)

— Запишите решение задачи. (5 • 3 = 15 (ст.).)

— Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.) №381 (с. 84).

— Прочитайте задачу.

— Какой хлеб привезли? (Черный и белый.)

— Что известно о белом хлебе? (Его привезли 150 кг, его в 2раза больше, чем черного.)

— Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего хлеба привезли.)

— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько черного и бело­го хлеба привезли вместе? (Сколько привезли черного хлеба и сколько привезли белого хлеба.)

— Мы знаем, сколько привезли черного хлеба? {Нет.)

— Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (Белого при­везли 150 кг, его в 2 раза больше. Значит, черного привезли в 2 раза меньше.)

— Мы знаем, сколько привезли белого хлеба? (Да, 150кг.)

— Сделайте краткую запись и решите задачу.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.) Белый—150 кг <—i \ 9 Черный —?, в 2 р. < ' J *

Решение

1) 150: 2 = 75 (кг) - привезли черного хлеба;

2) 150 + 75 = 225 (кг).

Ответ: всего в столовую привезли 225 кг хлеба.

№382 (с. 84).

— Составьте выражения, выполните вычисления и ответьте на вопросы.

(Проверка.)

— Большее или меньше число неизвестно в каждом случае? Докажите.

— Какие числа задумали? (64 и 556.)

V. Физкультминутка

Полотер, полотер!

(Xjiohku в ладоши.)

Зря ты щеткой пол натер!

(Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево.)

По паркету я пойду,

(Прыжки на месте.)

Поскользнусь и упаду!

(Присесть.)

Чтоб не поскользнуться (Руки вверх, в стороны, вниз.)

И шею не сломать,

(Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.)

Нужно пол не щеткой,

(Наклоны вперед.)

А теркой натирать!

(Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику №383 (с. 84).

(Первый и второй столбики — коллективно, с комментирова­нием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Проверка, самооценка.)

№384 (с. 84).

— Прочитайте условие задачи.

Прочитайте выражения. Что они обозначают? (с - 4 — запла­тили за 4 компьютера, к — с • 4 — стоит телевизор.)

№385 (с. 84).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 — вторая строка. Самопроверка по образцу.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№28 (с. 73).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Решение: 8 ч 30 мин + 45 мин = 8 ч 75 мин = 9 ч 15 мин.

№29 (с. 73).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите номера фигур. (3, 9.)

— Как называются эти фигуры? (Ромб и квадрат.)

Чем похожи эти фигуры? (Это фигуры, у которых все сто­роны равны.)

Чем они отличаются? (Уквадрата прямые углы, а у ромба нет.) (Самооценка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 84). Самопроверка по образцу.)

Решение: 24: 2 = 12 (руб.).

Ответ: блокнот стоит 12 руб.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем интересны задачи, которые мы решали?

— Какие темы мы повторили сегодня на уроке?

— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 30, 31 (с. 74).

Урок 5 9. Закрепление изученного. Решение задач

Цели: закреплять письменные приемы деления многознач­ного числа на однозначное; развивать умение решать задачи на пропорциональное деление; совершенствовать вычислитель­ные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; решать задачи на пропорциональное деление; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа у доски

- Выполни вычисления столбиком и определи, какой пример решен верно.

3504-7 = 24 521                 8005-6 = 4830

229 432: 7 = 3276             13 040: 4 = 3260

- Реши уравнения.

х- 356 = 65 490:3               8000-^= 11424:4

2. Устный счет Игра «Кто быстрее»

5х6:10х25-27:8                     320-190:10+77х6-360:10              57х3+309:80х600:4х9:100

Ответы: 6, 18, 81.

- Какое число может быть лишним? (6, так как оно однознач­ное, а 18 и 81 двузначные; 81, так как оно нечетное, а 6 и 18 четные; 6, так как для написания 18 и 81 использованы цифры 1 и 8; 81, так как числа 6 и 18 делятся на 2, 3 и 6, а 81 не де­лится; 6, так как числа 18 и 81 делятся на 9.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: