II. Актуализация знаний
Устный счет
Игра «Торопись, да не ошибись»
(Учитель читает вопрос или задание, учащиеся поднимают руки и отвечают. Тот, кто первым ответит верно, получает жетон. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.)
— На сколько 79 больше 52? (На 26.)
— Назовите самое маленькое пятизначное число. (10 ООО.)
— Найдите произведение чисел 25 и 4. (100.)
— Какое число надо увеличить на 36, чтобы получить 90? (54.)
— Сколько лап у трех мышат? (12.)
— Первое слагаемое 48, а второе на 16 больше. Чему равно второе слагаемое? (64.)
— Уменьшаемое 53, вычитаемое 27. Чему равна разность? (26.)
— Если из 86 вычесть задуманное мной число, то получится 37. Какое число я задумала? (49.)
— Для школы привезли сначала 46 парт, потом еще 25, и еще осталось привезти 30 парт. Сколько парт должны были привезти для школы? (101.)
— Переведите в сантиметры 4 м 7 дм. (470см.)
— Из 80 вычтите разность чисел 43 и 20. (57.)
— Найдите площадь прямоугольника со сторонами 42 см и 20 см. (840см2.)
III. Самоопределение к деятельности
(Работа с раздаточным материалом.)
|
|
— Положите круги так, чтобы в верхнем ряду их было 6 и в 2 раза больше, чем в нижнем ряду. Сколько кругов в нижнем ряду? (J.)
— Как вы узнали? (Если в верхнем ряду кругов в 2раза больше, то в нижнем в 2раза меньше, 6:2 = 3.)
— Положите 4 красных квадрата. Их должно быть в 2 раза меньше, чем синих. Сколько синих квадратов нужно положить? (4-2 = 8.)
— Почему вы умножали, если сказано «в 2 раза меньше»? (Меньше красных квадратов, значит, синих квадратов в 2раза больше.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№380 (с. 84).
— Прочитайте задание.
— Прочитайте задачу 1. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В бидоне молока больше. Нужно найти, сколько стаканов молока в кастрюле. Значит, нужно найти меньшее число.)
— Запишите решение задачи. (75: 3 = 5 (ст.).)
— Прочитайте задачу 2. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В кастрюле молока меньше. Нужно найти, сколько стаканов молока в бидоне. Значит, нужно найти большее число.)
— Запишите решение задачи. (5 • 3 = 15 (ст.).)
— Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.) №381 (с. 84).
— Прочитайте задачу.
— Какой хлеб привезли? (Черный и белый.)
— Что известно о белом хлебе? (Его привезли 150 кг, его в 2раза больше, чем черного.)
— Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего хлеба привезли.)
— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько черного и белого хлеба привезли вместе? (Сколько привезли черного хлеба и сколько привезли белого хлеба.)
— Мы знаем, сколько привезли черного хлеба? {Нет.)
|
|
— Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (Белого привезли 150 кг, его в 2 раза больше. Значит, черного привезли в 2 раза меньше.)
— Мы знаем, сколько привезли белого хлеба? (Да, 150кг.)
— Сделайте краткую запись и решите задачу.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.) Белый—150 кг <—i \ 9 Черный —?, в 2 р. < ' J *
Решение
1) 150: 2 = 75 (кг) - привезли черного хлеба;
2) 150 + 75 = 225 (кг).
Ответ: всего в столовую привезли 225 кг хлеба.
№382 (с. 84).
— Составьте выражения, выполните вычисления и ответьте на вопросы.
(Проверка.)
— Большее или меньше число неизвестно в каждом случае? Докажите.
— Какие числа задумали? (64 и 556.)
V. Физкультминутка
Полотер, полотер!
(Xjiohku в ладоши.)
Зря ты щеткой пол натер!
(Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево.)
По паркету я пойду,
(Прыжки на месте.)
Поскользнусь и упаду!
(Присесть.)
Чтоб не поскользнуться (Руки вверх, в стороны, вниз.)
И шею не сломать,
(Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.)
Нужно пол не щеткой,
(Наклоны вперед.)
А теркой натирать!
(Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №383 (с. 84).
(Первый и второй столбики — коллективно, с комментированием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Проверка, самооценка.)
№384 (с. 84).
— Прочитайте условие задачи.
— Прочитайте выражения. Что они обозначают? (с - 4 — заплатили за 4 компьютера, к — с • 4 — стоит телевизор.)
№385 (с. 84).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 — вторая строка. Самопроверка по образцу.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№28 (с. 73).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Решение: 8 ч 30 мин + 45 мин = 8 ч 75 мин = 9 ч 15 мин.
№29 (с. 73).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите номера фигур. (3, 9.)
— Как называются эти фигуры? (Ромб и квадрат.)
— Чем похожи эти фигуры? (Это фигуры, у которых все стороны равны.)
— Чем они отличаются? (Уквадрата прямые углы, а у ромба нет.) (Самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 84). Самопроверка по образцу.)
Решение: 24: 2 = 12 (руб.).
Ответ: блокнот стоит 12 руб.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем интересны задачи, которые мы решали?
— Какие темы мы повторили сегодня на уроке?
— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 30, 31 (с. 74).
Урок 5 9. Закрепление изученного. Решение задач
Цели: закреплять письменные приемы деления многозначного числа на однозначное; развивать умение решать задачи на пропорциональное деление; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; решать задачи на пропорциональное деление; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
- Выполни вычисления столбиком и определи, какой пример решен верно.
3504-7 = 24 521 8005-6 = 4830
229 432: 7 = 3276 13 040: 4 = 3260
- Реши уравнения.
х- 356 = 65 490:3 8000-^= 11424:4
2. Устный счет Игра «Кто быстрее»
5х6:10х25-27:8 320-190:10+77х6-360:10 57х3+309:80х600:4х9:100
Ответы: 6, 18, 81.
- Какое число может быть лишним? (6, так как оно однозначное, а 18 и 81 двузначные; 81, так как оно нечетное, а 6 и 18 четные; 6, так как для написания 18 и 81 использованы цифры 1 и 8; 81, так как числа 6 и 18 делятся на 2, 3 и 6, а 81 не делится; 6, так как числа 18 и 81 делятся на 9.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
—