Урок 55. Деление с числами 0 и 1

Цели: обобщить знания о действии деления, об особенностях деления с числами 0 и 1; совершенствовать вычислительные на­выки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять из­ученные способы деления; выполнять учебные действия в мате­риализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа у доски

— Реши уравнения.

640: х = 43 - 35 х ■ 30 = 90 • 2     х: 700 = 8

2. Устный счет Игра «Кто быстрее»

(Учащиеся получают карточки с примерами (по одной на ряд). Каждый ученик решает один пример и передает карточку сле­дующему, и так до конца ряда. Если учащихся в каком-то ряду меньше, чем в других, один из учеников решает два примера.

Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, решивший примеры быстрее всех и допустивший наименьшее количество ошибок.)

156 + 327  720:12         640:8            4-540

840:7          10 000:2 182-2

90-15       800 - 55       3600:18

(Проверка.)

Фронтальная работа

— Найдите, чему равны площадь и периметр:

• квадрата со стороной 9 дм;

• прямоугольника со сторонами 18 см и 6 см;

• треугольника со сторонами 3 м, 6 м и 26 м. (Площадь найти не можем, так как не знаем формулы.)

— Прошедшая часть суток больше оставшейся в 2 раза. Кото­рый сейчас час? (16 ч.)

— Взяли столько да еще полстолька и получили 18. Сколько взяли? (12.)

— Какое число равно сумме всех предшествующих ему в на­туральном ряду чисел? (3.)

— Заполните таблицу.

Делимое 9   4500   92   9000
Делитель   7 9 6 4 18 3
Частное 8100 12   23   6  

 

— Как найти делимое? делитель?

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

— Какие правила вам помогли решить уравнения?

III. Самоопределение к деятельности

— Зачеркните неверные равенства.

0:х=х      Ь: 0 = 0   0:а = 0

а: 1 = а               с: с = с               х:х = I

— Посмотрите на равенства, которые остались незачеркнуты- ми, расскажите правила.

Сформулируйте задачи урока. (Повторить правила деления с нулем и единицей.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Объясните устные приемы вычислений на с. 81.

Каким правилом вы пользовались? (Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое, а результаты сложить.)

 

— Вычислите аналогично.

842: 2                 808: 4                   936: 3

№363 (с. 81).

— Вспомните алгоритм деления с остатком.

(Коллективное выполнение с комментированием у доски

по алгоритму.)

№364 (с. 81).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка. Уча­щиеся называют ответы и проговаривают соответствующие пра­вила.)

№365 (с. 81).

(Устное выполнение.) варианты задач

• У Оли 24 марки, а у Коли в 6 раз меньше. Сколько марок у Коли?

• У Оли 24 марки, что в 6 раз больше, чем у Коли. Сколько марок у Коли?

• 24 марки разложили по 4 на лист. Сколько листов занято марками?

• 24 марки разложили на 4 листа. Сколько марок на каждом листе?

• У Оли 24 марки, а у Коли 4. Во сколько раз у Коли марок меньше?

— Решите любую задачу самостоятельно.

№366 (с. 81).

(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, берут карточку-помощницу с краткой записью.)

Расход бензина за 1 ч Время Общий расход бензина

? (одинаковый)

12 л
? 48 л

 

(Проверка, самооценка.)

Решение

1) 12: 2 = 6 (л) — расход бензина за 1 ч;

2) 48: 6 = 8 (ч).

Ответ: 48 л бензина хватит на 8 ч езды.

№368 (с. 81).

(Учащиеся заполняют схематический чертеж и самостоятель­но решают задачу. Проверка, самооценка.)

5 км 060 м +

5 км 060 м +2 км 280 м 965 м

Решение

1) 5 км 060 м + 2 км 280 м = 5060 м + 2280 м = 7340 м - заас­фальтировала вторая бригада;

2) 5060 м + 7340 м = 12 400 м - заасфальтировали первая и вто­рая бригады;

3) 12 400 м + 965 м = 13 365 м = 13 км 365 м.

Ответ: бригады должны заасфальтировать 13 км 365 м шоссе. №370 (с. 81).

(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.) Ответы

х = 810                        х = 4

х = 10                          х = 10

V. Физкультминутка

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

(Поднять руки вверх, затем присесть и коснуться руками пола.)

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

(Наклоны вперед.)

А потом прогнемся сразу Глубоко назад три раза.

{Наклоны назад.)

Выполним рывки руками —

Раз, два, три, четыре, пять.

{Рывки руками.)

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

{Приседания.)

Вверх потянемся, потом.

Шире руки разведем.

{Потягивания — руки вверх, вперед, в стороны.)

Мы размялись от души И на место вновь спешим.

{Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради № 12 (с. 69).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

№ 14 (с. 69).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— В каком уравнении корень больше? {Во втором.)

— Во сколько раз он больше первого корня? 400 раз.)

 

— На сколько он больше первого корня? (На 798.)

— Назовите корни уравнений. (2 и 800.)

№15 (с. 69).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— В какой коробке клея помещается больше? (В большой.)

— Во сколько раз? (В 3раза.)

— Как узнать, сколько клея помещается в маленькой коробке? (240:3 = 80(т.).)

Как ответить на второй вопрос? (Все тюбики сложить: 240 + 80 = 320 (т.).)

(Самооценка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 81). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 231, 234.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие правила деления мы повторили сегодня на уроке?

— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Учебник: № 367, 369, 371 (с. 81).

Урок 5 6. Письменные приемы деления

Цели: познакомить с письменным приемом деления много­значного числа на однозначное; развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала; при­вивать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; вы­полнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа у доски

45 600 • 7 100 478-5
27 778 000 • 3 3 040 500 • 8

Выполни умножение столбиком.

— Прочитай выражение и найди его значение. 700 ООО - (65 020 • 5 + 40) + 80

— Выполни деление с остатком устно.


73:6
65:2 37:4
89:6 98:5




Устный счет

— Какое число пропущено?

450 + 370 = 1000 — □ (180)

800: 4 = 5 • □ (40)

58-3 = 100 +□ (74)

□ + □ = 400 • 4 (Любые варианты чисел, дающих в сумме 1600) Круговые примеры


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: