Тема 2. Полет и падение

Занятие 2.  

Цель: сформировать у обучающихся понятие о детском воровстве; подвести обучающихся к мысли о том, что понятия «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае совершения человеком воровства.

Основные понятия: полет; падение; приятные и неприятные ощущения.

Форма организации деятельности: беседа, упражнение, обсуждение, дискуссия.

Средства: альбом для рисования, карандаши, фломастеры, авторучки.

 

1. Приветствие (способ придумывает группа, он используется на всех занятиях).

2. Знакомство с правилами поведения на занятиях и в тренинговых упражнениях.

3. Упражнение «Что такое полет?».

Социальный педагог ведет беседу, предлагая детям испытывать ощущения полета, создавая игровую ситуацию с учетом возраста:

 Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? Кто хотел бы полетать, как птицы? Сделайте это. Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были? Представьте себя самолетиками, как вы летаете (можно создать экипажи).

Обсуждение: какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья.

4. Упражнение «Что такое падение?».

Социальный педагог продолжает беседу:

Кто из вас падал? Расскажите, пожалуйста, каждый по кругу, в каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда зимой было скользко на улице. Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние; хотелось плакать и т. д.)?

Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью теряет способность трудиться, он становится инвалидом.

Обсуждение: падение приводит к весьма неприятным ощущениям, а в некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти.

 

5. Упражнение «Рисунок».

Детям предлагается за столами нарисовать в альбоме рисунок, как они представляют себе «полет» и «падение».

Обсуждение: в кругу каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, который вывешивается на импровизированной выставке.

Социальный педагог подводит итоги. Полет почти всегда связан с приятными ощущениями. Полет можно повторить, например: человек неоднократно прыгает с парашютом. Полет - это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета - легкость, приподнятость настроения, удовольствие. Падение связано с потерей здоровья, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль после падения остается на длительное время. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга.

6. Упражнение «Что такое воровство?».

Задаются вопросы: что такое воровство? На что оно похоже? Почему тогда некоторые люди, которых называют (как?) ворами, совершают опасный для жизни поступок? Воры хотят постоянно испытывать ощущения «полета». Однако, на самом деле испытывают ощущение боли как при «падении».

Что же происходит при совершении акта воровства? Вначале вор чувствует себя хорошо, он как бы летит, называют эти ощущения «кайфом». Когда же человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, не хочет жить. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением акта кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение».

7. Завершение занятия: способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия. Д/з нарисовать семью.

 

 Тема 3. Хорошие и плохие поступки (3 часа).

Цель: сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки.

Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; воровство - это плохой поступок.

Форма организации деятельности: упражнение, обсуждение, дискуссия, просмотр презентации по рассказу Н.Носова «Огурцы», чтение главы «Наказание» из повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», сказка М. Шкуриной «Плохой поступок», сказка О.Емельяновой «Мишуткин мячик».

Средства: картинки с изображением разных поступков, книги, презентация

Занятие 3.

1.Приветствие.

2.Обсуждение домашних рисунков «Моя семья».

Дети рассказывают о членах своей семьи. Рисунок позволяет предположить характер взаимоотношений между родителями и детьми. Показателями этого могут служить размеры действующих лиц, дистанция между членами семьи, цветовая гамма. Мрачные тона указывают на психологическое напряжение ребенка, неудовлетворенность, возможно, одиночество в семье. Светлые тона говорят о благополучии, удовлетворении, спокойствии ребенка. Однако, цвета на рисунке могут быть связаны с меняющимся настроением, поэтому при изучении рисунок важно учитывать рассказ самого ребенка.

  3. Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих».

К занятию следует приготовить картинки с изображением разных поступков. Дети отвечают на вопросы по кругу, можно по желанию. Какие поступки бывают? (Хорошие и плохие). Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие. Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие. Делается вывод: поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим поступкам. Хорошие поступки приносят пользу всем.

4. Просмотр и обсуждение презентации по рассказу Н.Носова «Огурцы».

Обсуждение:

– Что мы узнали о двух друзьях?

– Как вы относитесь к поступку Павлика?

– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний)

– Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)

– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?

– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

5. Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

6. Завершение занятия.

 

  Занятие 4.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Плохой поступок».

Социальный педагог поясняет, что за плохие поступки родители, учителя могут наказывать, при этом обязательно ученику разъясняют причину, чтобы связать этот поступок с неприятным ощущением. И тогда, желая впредь избежать неприятных ощущений, ребенок не захочет совершать плохих поступков. За плохой поступок можно попросить прощения.

Чтение главы «Наказание» из повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Обсуждение: какой плохой поступок совершил герой? Как его наказали? Учащимся предлагается подумать и рассказать о каком-либо своем плохом поступке, который принес вред другим, и о котором они сожалеют? Педагог поддерживает каждого ребенка улыбкой, словом, поощрением за признание поступка плохим перед всеми.

3. Упражнение «Хороший поступок».

За хорошие поступки детей награждают, для того, чтобы связать хороший поступок с приятным ощущением. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился достигать своих целей, удовлетворять свои желания с помощью хороших поступков.

Детям предлагается подумать и рассказать каждому по очереди о своем хорошем поступке, который принес пользу им и другим людям. Социальный педагог награждает высказавшегося ребенка разными формами: похвалой, улыбкой, поощрением, удивлением, восхищением.

Заключительная беседа. Социальный педагог предлагает ученикам вспомнить все, что они знают о воровстве, подумайте и ответьте: почему воровство - это плохой поступок (приносит вред самому человеку, родным, обществу)? Помните, воровство приносит вред людям, поэтому оно во всех без исключения странах мира! Завершение занятия.

4. Рефлексия деятельности (своего поведения) «Дерево успеха» – зелёный лист – хорошие поступки, жёлтый лист – редко  нарушает дисциплину, красный лист – часто нарушает дисциплину.

5. Завершение занятия. Д/з контролировать свое поведение.

 

  Занятие 5.

1. Приветствие.

2. Закрепление понятий «хороший поступок» и «плохой поступок».

Беседа: расскажите, какие хорошие дела вы сделали за последнее время? Вас за это хвалили? Приятно получать похвалу? Подвести беседу к тому, что люди должны совершать хорошие поступки не ради награды и похвалы, а просто так, от души.

3. Чтение и обсуждение сказки М. Шкуриной «Плохой поступок».

4. Чтение сказки О.Емельяновой «Мишуткин мячик».

5. Рефлексия содержания учебного материала. Обучающимся надо оценить свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

- было интересно…

- было трудно…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я почувствовал, что…

- я попробую…

- мне захотелось…

6. Завершение занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: