II. Блок. Организационно - деятельностный

Пояснительная записка

Актуальность

Детское воровство в наше время не так уж и редко. И порой бывает настоящим шоком для окружающих, когда еще младший школьник, казалось бы уже осознающий свои действия, совершает противозаконный поступок. Но даже постановка на учет в ПДН, КДН и ЗП не дает права навешивать на ребенка клеймо. В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию оценивания окружающими, не только взрослыми, но и сверстниками. Их оценки становятся более значимыми. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие ребенка, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности.

На сегодняшний день в МКОУ ООШ № 4 сложилась такая ситуация, которая требует практических мер создания целостной системы (программы) профилактики склонности к воровству у младших школьников, защиты их прав, подготовки к этой деятельности педагогов, родителей.

В школе обучается 250 учащихся.

Учащиеся растут и воспитываются, в основном, в полных семьях, но идет увеличение неполных семей: 21,2 %.

В малообеспеченных семьях воспитывается 32,8% детей, обучающихся в школе.

Рост неполных и опекаемых семей осложняет воспитательный процесс: ослабевает контроль над успеваемостью учащихся, появляется проблема одиночества детей, что отрицательно сказывается на поведении отдельных учащихся.

Таким образом, в школе обучаются дети, в основном, из семей рабочих, служащих со средне специальным образованием, со сравнительно невысокими материальными доходами. Именно это в целом может способствовать развитию деликвентного поведения у некоторых учащихся, а, в частности, склонности к воровству.

Следовательно, программа направлена на профилактику склонности к воровству у младших школьников, через систему мероприятий, оказывающих комплексное психофизическое и социально - педагогическое воздействие на ребенка.

В образовательном учреждении ведется строгий учет обучающихся, совершивших правонарушения, ведется комплекс мер воспитательного характера, направленных на профилактику рецидива правонарушений; принимаются меры по расширению спектра образовательных услуг во внеурочное время, организации занимательного досуга. Привлечение детей к различным формам организованного досуга является более действенным механизмом профилактики правонарушений.

В кружках и секциях занимается 34%, состоящих на профилактическом учете в образовательном учреждении.

Однако все эти занятия носят только общий профилактический характер и не имеют цели индивидуальной профилактической работы с каждым обучающимся.

 Учитывая, что основными задачами профилактики являются предупреждение воровства, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, а также социально-педагогическая реабилитация лиц, находящихся в социально опасном положении, необходимо, чтобы несовершеннолетние, состоящие на учетах в ПДН и ТКДН и ЗП, были максимально вовлечены во внеурочную деятельность, организуемую на базе образовательного учреждения. Однако сложилась ситуация, когда дети, склонные к девиантному поведению, как правило, не стремятся посещать кружки и секции, отдавая предпочтение свободному времяпрепровождению.

Данные обстоятельства говорят о необходимости обучающихся в специально организованную досуговую деятельность, которая предполагает разработку и внедрение инновационных программ, направленных на социальную реабилитацию и коррекцию с несовершеннолетними.

Цель занятий - формирование позитивных психологических установок, способствующих профилактике склонности к воровству у младших школьников.

Задачи занятий:

  1. активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую проблему;
  2. актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников;
  3. активизация процесса самопознания;
  4. выработка адекватного отношения к себе и своим поступкам;
  5. осознание младшим школьником значимости каждой личности и его роли в социуме.

Целевая группа, на которую направлена деятельность Программы: несовершеннолетние, состоящие на учете в ТКДН и ЗП и ПДН, обучающиеся 1-2 классов.

Ожидаемый результат: в результате реализации программы мы выясняем причины склонности к воровству у младших школьников и можем проводить работу по предупреждению возникновения данного синдрома у младшего школьника.

Принципы осуществления программы:

1. Гуманизма (принципы, определяющие общий характер отношений педагога и воспитанника - человек является главной ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями; отношение к учащемуся как к личности);

2. Природосообразности (максимальный учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей младшего школьника);

3. Культуросообразности (при проведении занятий принятие во внимание условий места и времени, в которых находится ребенок; принципы определяющие отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры).

4. Принцип наглядности;

5. Принцип достоверности.

Формы организации деятельности:

Индивидуальные и групповые (диагностические и консультативные беседы,   чтение книг, просмотр видеофильмов, рисование, сказкотерапия, дискуссии, анкетирование). Упражнения (проективные методики, анализ ситуаций, арттерапевтические).

 Для увеличения эффективности работы в процессе всех занятий ребенок пользуется личной рабочей тетрадью, в которой отведено место и для анализа своего опыты и для практического выполнения заданий на самих занятиях.  

Условия осуществления программы:

Программа рассчитана на 9 занятий (1 раз в четверть) продолжительностью 30 – 40 минут.

Средства необходимые для осуществления программы: учебный кабинет, художественная литература, мультимедийное оборудование, маркерная доска.

Технология реализации программы:

Данная программа реализуется социальным педагогом совместно с педагогом-психологом и классным руководителем.

Программа предполагает следующие направления работы:

-социально-педагогическая и психологическая диагностика;

- информационно-просветительская работа;

- социально-профилактическая работа.

Этапы реализации программы:

I. Блок. Диагностический.

Цель: социально-педагогическая профилактика склонности к воровству у младших школьников как одно из направлений профилактики правонарушений.

Задачи:

- создать благоприятный микроклимат для обучающихся школы;

- развить способности, творческую и социальную активности обучающихся;

- воспитать духовно-нравственные ценности;

- провести психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений;

- провести коррекционную работу с детьми девиантного поведения.

 

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально. В диагностической работе с родителями (законными представителями) используются методики социально-педагогической диагностики родителей: анкета; тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга - В.В. Столина (ОРО); опросник анализа семейного воспитания (АСВ).

Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.

Для определения социального статуса учащихся используется методика «Социальный паспорт класса», целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Для этого классным руководителем каждого класса заполнялся регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи.

Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье применяется методика «Кинетический рисунок семьи». Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Его цель: выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показать, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил был использован адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей.

 

II. Блок. Организационно - деятельностный.

1. Содержание занятий:

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. Направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медицинских работников, юристов и др.).

Информационно-просветительская работа с обучающимися. Вся работа педагогов строится на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:

- социально-педагогические истоки возникновения отклонений в поведении;

- правовые аспекты последствий отклоняющегося от нормы поведения;

- социальные последствия аномальных привычек.

На каждом из этих направлений социальный педагог привлекает для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).

Педагоги осуществляют профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Учителя формируют критическое отношение к реальной действительности, способствуют выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.

В этой связи, важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдения общепринятых норм поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: