Раздел II: Античный театр

 

3. Театр Древней Греции. Структура спектакля. Жанры трагедии и сатировой драмы.

  • Структура древнегреческого спектакля.
  • Эсхил – первый и древнейший из трёх великих греческих трагиков, чьи пьесы дошли до нас.
  • Трагические трилогии. Строение отдельной пьесы. «Орестея» Эсхила.
  • Расцвет жанра. Софокл. «Эдип» и «Антигона».
  • «Поэтика» Аристотеля.
  • Трагедии эпохи эллинизма. Еврипид. «Медея», «Ипполит».
  • Сатирова драма – четвёртый элемент представления каждого драматурга. Примеры у Еврипида.
  • Проблема зарождения системы драматических жанров. Предпосылки формирования европейской истории стилей.

 

4. Театр Древней Греции. Комедия.

  • Жанр комедии. Структура древнегреческой комической пьесы.
  • Аттическая комедия. Аристофан. Пьесы «Лягушки», «Облака».
  • Новоаттическая комедия. Менандр и римские заимствования у него.

 

5. Театр Древнего Рима.

  • Особенности римского менталитета и иной путь развития театра. Этрусское наследие и различные заимствования.
  • Отличия в структуре римской сценической площадки и своеобразная система жанров.
  • Комедии Плавта
  • Комедии Теренция
  • Театр эпохи Империи
  • Трагедии Сенеки
  • Падение Рима и начало новой эпохи – Средневековья

Раздел III: Средневековый театр (или первая классика)

 

6. Общая характеристика. Раннее Средневековье

  • Христианство и театр. Сложность отношений
  • Новая система жанров – чистое проявление светского и религиозного векторов
  • Литургическая и полулитургическая драма
  • Светские актёры – гистрионы, жонглёры и т. п
  • Миракль
  • Средневековая классика и предпосылки романтизма внутри неё

 

7. От среднего периода Средневековья к позднему – Возрождению.

 

  • Эволюция миракля: Адам де ла Аль
  • Светские представления
  • Моралите
  • Фарс и его вариации
  • Мистерия
  • Учёная драма. Интерес к древней латинской литературе и комедиям – признаки Возрождения
  • Приоритет светского театра и отход от церковных догм – признаки антиклассики.

 

Раздел IV: Театр эпохи Возрождения (или первая антиклассика или первый романтизм)

8. Общая характеристика. Придворный итальянский театр Ренессанса

  • Общепринятое понимание эпохи Возрождения
  • Сложность периодизации. Связь художественных течений с вехами общей истории и философии
  • 2 фазы Возрождения – романтическая и барочная
  • Этапы зарождения и распространения новых театральных форм. Италия – Франция, Италия – Испания. Англия наособицу.
  • Итальянский придворный спектакль. Философия, архитектурные и декорационные новшества.
  • Предпосылки и рождение оперы. Переход из романтической фазы в барочную.
  • Сходные тенденции в итальянском площадном театре.

 

9. Итальянский театр Возрождения. Комедия dell’arte.

  • Общая характеристика. Этапы развития
  • Структура трупп и особенности представлений. Сценарии
  • Великие актёры – создатели масок
  • Типы масок. Венецианский и неаполитанский квартеты
  • Проблема маски вообще. Стиль барокко и жанр комедии
  • Пути влияний dell’arte и жанровые параллели. Немецкий Гансвурст. Кукольные персонажи
  • Взаимодействие систем придворного и площадного, литературного и импровицационного театров и его плоды. Влияние итальянцев на Мольера
  • Параллели в испанском театре

 

10. Испанский театр эпохи Возрождения

  • Испанский менталитет и развитие театра
  • От бродячих трупп к театру-корралю. Организация театрального дела
  • Строенике сцены корраля
  • Ещё один стык площадной и придворной культуры. Сочетание внешней простоты и изысканной драматургии
  • Структура спектакля
  • В творчестве трёх великих испанских драматургов чётко проявились этапы развития Возрождения от романтизма к барокко
  • Лопе де Вега – романтизм
  • Тирсо де Молина – переход от одного к другому
  • Кальдерон – «чистое» барокко
  • Маньеризм

 

Раздел V: Позднее Возрождение (или первая постклассика, или первое барокко)

11. Общая характеристика стиля. Рождение оперы и развитие балета.

  • «Балет королевы» во Франции. От первых опер Флорентийской камераты к шедеврам Монтеверди.
  • Монтеверди, Сервантес, Кальдерон и Шекспир – современники.

12. Английский театр до Шекспира.

  • Развитие Английского театра до эпохи Возрождения
  • Формирование и структура «елизаветинской» сцены
  • Придворные «маски» и общедоступные английские театры. Организация театрального дела шекспировского времени.
  • Бен Джонсон, Джон Лилли
  • Кристофер Марло

 

13. Шекспир

  • Скудные сведения о биографии Шекспира и тайна авторства его пьес
  • Бёрбиджи и театр «Глобус»
  • Первый период творчества Шекспира: комедии и исторические хроники.
  • Второй период: трагедии
  • Третий период: пьесы-сказки
  • Полижанровость и сложная структура пьес Шекспира
  • Шекспировский масштаб мышления

Раздел VI: Начало Нового времени (вторая классика)

14. Общая характеристика классицизма. Английское и французское искусство

  • Английский театр после смерти Шекспира. Прерывание преемственности
  • Смена философской парадигмы. Новое понимание эстетики
  • Пути распространения классицизма и этапы его развития
  • Франция – столица классицизма. Деятельность кардинала Ришелье и основание Академий
  • Развитие балета и профессионального театра
  • Трактаты об искусстве. Буало

15. Великие трагики эпохи классицизма – Корнель и Расин

  • Корнель
  • Биография
  • Поэтика
  • Расин
  • Биография
  • Поэтика

 

16. Высокая комедия. Мольер. Люлли

 

  • Биография
  • Площадные и придворные истоки пьес Мольера
  • Специфика драматургии Мольера. «Высокая комедия»
  • Мольер – актёр и глава труппы. Его партнёры
  • Начало сотрудничества Мольера и Люлли. Биография последнего. Музыкальный театр Людовика XIV на фоне музыкального театра Европы
  • Сотрудничество Мольера и Люлли. Комедии-балеты
  • Сложность взаимоотношений художников при дворе короля
  • Наследие великих авторов и дальнейшее развитие классицизма

 

17. Консультация

18. Зачёт

 

ВТОРОЙ СЕМЕСТР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: