3. Театр Древней Греции. Структура спектакля. Жанры трагедии и сатировой драмы.
- Структура древнегреческого спектакля.
- Эсхил – первый и древнейший из трёх великих греческих трагиков, чьи пьесы дошли до нас.
- Трагические трилогии. Строение отдельной пьесы. «Орестея» Эсхила.
- Расцвет жанра. Софокл. «Эдип» и «Антигона».
- «Поэтика» Аристотеля.
- Трагедии эпохи эллинизма. Еврипид. «Медея», «Ипполит».
- Сатирова драма – четвёртый элемент представления каждого драматурга. Примеры у Еврипида.
- Проблема зарождения системы драматических жанров. Предпосылки формирования европейской истории стилей.
4. Театр Древней Греции. Комедия.
- Жанр комедии. Структура древнегреческой комической пьесы.
- Аттическая комедия. Аристофан. Пьесы «Лягушки», «Облака».
- Новоаттическая комедия. Менандр и римские заимствования у него.
5. Театр Древнего Рима.
- Особенности римского менталитета и иной путь развития театра. Этрусское наследие и различные заимствования.
- Отличия в структуре римской сценической площадки и своеобразная система жанров.
- Комедии Плавта
- Комедии Теренция
- Театр эпохи Империи
- Трагедии Сенеки
- Падение Рима и начало новой эпохи – Средневековья
Раздел III: Средневековый театр (или первая классика)
|
|
6. Общая характеристика. Раннее Средневековье
- Христианство и театр. Сложность отношений
- Новая система жанров – чистое проявление светского и религиозного векторов
- Литургическая и полулитургическая драма
- Светские актёры – гистрионы, жонглёры и т. п
- Миракль
- Средневековая классика и предпосылки романтизма внутри неё
7. От среднего периода Средневековья к позднему – Возрождению.
- Эволюция миракля: Адам де ла Аль
- Светские представления
- Моралите
- Фарс и его вариации
- Мистерия
- Учёная драма. Интерес к древней латинской литературе и комедиям – признаки Возрождения
- Приоритет светского театра и отход от церковных догм – признаки антиклассики.
Раздел IV: Театр эпохи Возрождения (или первая антиклассика или первый романтизм)
8. Общая характеристика. Придворный итальянский театр Ренессанса
- Общепринятое понимание эпохи Возрождения
- Сложность периодизации. Связь художественных течений с вехами общей истории и философии
- 2 фазы Возрождения – романтическая и барочная
- Этапы зарождения и распространения новых театральных форм. Италия – Франция, Италия – Испания. Англия наособицу.
- Итальянский придворный спектакль. Философия, архитектурные и декорационные новшества.
- Предпосылки и рождение оперы. Переход из романтической фазы в барочную.
- Сходные тенденции в итальянском площадном театре.
9. Итальянский театр Возрождения. Комедия dell’arte.
|
|
- Общая характеристика. Этапы развития
- Структура трупп и особенности представлений. Сценарии
- Великие актёры – создатели масок
- Типы масок. Венецианский и неаполитанский квартеты
- Проблема маски вообще. Стиль барокко и жанр комедии
- Пути влияний dell’arte и жанровые параллели. Немецкий Гансвурст. Кукольные персонажи
- Взаимодействие систем придворного и площадного, литературного и импровицационного театров и его плоды. Влияние итальянцев на Мольера
- Параллели в испанском театре
10. Испанский театр эпохи Возрождения
- Испанский менталитет и развитие театра
- От бродячих трупп к театру-корралю. Организация театрального дела
- Строенике сцены корраля
- Ещё один стык площадной и придворной культуры. Сочетание внешней простоты и изысканной драматургии
- Структура спектакля
- В творчестве трёх великих испанских драматургов чётко проявились этапы развития Возрождения от романтизма к барокко
- Лопе де Вега – романтизм
- Тирсо де Молина – переход от одного к другому
- Кальдерон – «чистое» барокко
- Маньеризм
Раздел V: Позднее Возрождение (или первая постклассика, или первое барокко)
11. Общая характеристика стиля. Рождение оперы и развитие балета.
- «Балет королевы» во Франции. От первых опер Флорентийской камераты к шедеврам Монтеверди.
- Монтеверди, Сервантес, Кальдерон и Шекспир – современники.
12. Английский театр до Шекспира.
- Развитие Английского театра до эпохи Возрождения
- Формирование и структура «елизаветинской» сцены
- Придворные «маски» и общедоступные английские театры. Организация театрального дела шекспировского времени.
- Бен Джонсон, Джон Лилли
- Кристофер Марло
13. Шекспир
- Скудные сведения о биографии Шекспира и тайна авторства его пьес
- Бёрбиджи и театр «Глобус»
- Первый период творчества Шекспира: комедии и исторические хроники.
- Второй период: трагедии
- Третий период: пьесы-сказки
- Полижанровость и сложная структура пьес Шекспира
- Шекспировский масштаб мышления
Раздел VI: Начало Нового времени (вторая классика)
14. Общая характеристика классицизма. Английское и французское искусство
- Английский театр после смерти Шекспира. Прерывание преемственности
- Смена философской парадигмы. Новое понимание эстетики
- Пути распространения классицизма и этапы его развития
- Франция – столица классицизма. Деятельность кардинала Ришелье и основание Академий
- Развитие балета и профессионального театра
- Трактаты об искусстве. Буало
15. Великие трагики эпохи классицизма – Корнель и Расин
- Корнель
- Биография
- Поэтика
- Расин
- Биография
- Поэтика
16. Высокая комедия. Мольер. Люлли
- Биография
- Площадные и придворные истоки пьес Мольера
- Специфика драматургии Мольера. «Высокая комедия»
- Мольер – актёр и глава труппы. Его партнёры
- Начало сотрудничества Мольера и Люлли. Биография последнего. Музыкальный театр Людовика XIV на фоне музыкального театра Европы
- Сотрудничество Мольера и Люлли. Комедии-балеты
- Сложность взаимоотношений художников при дворе короля
- Наследие великих авторов и дальнейшее развитие классицизма
17. Консультация
18. Зачёт
ВТОРОЙ СЕМЕСТР.