Раздел XII: Современный театр

История театра

(от зарождения до современности)

Программные требования

 

 

Курс лекций для студентов

профессионального и просветительского

направлений (3-й год обучения)

 

 

Утверждено директором МПК им. Тищенко М. Г. Журавлёвым

 2015 года

 

 

Предлагаемые программные требования отражают базовый курс лекций по истории театра, включённый в образовательный план Колледжа в качестве дополнения к курсу «История музыкальных стилей». Лекции по истории театра призваны осветить основные вехи развития мировых сценических искусств в общем культурологическом и стилевом контексте, раскрыть сущность основных драматических и сценических форм в их историческом развитии, создать у студентов стройную систему понятий, позволяющих ориентироваться в проблемах современной театроведческой науки и театральной критики. В курс также входят элементы анализа драмы и спектакля, призванные научить слушателей грамотно оценивать театральные произведения.

Программные требования включают следующие статьи:

Тематический план, состоящий из тридцати шести пунктов, в соответствии с количеством занятий. План поделён на разделы, отражающие основные этапы развития театра (периодизацию), и фиксирует главные темы, излагаемые в курсе лекций.

Далее дан список рекомендуемых учебных пособий общего плана, по русскому и зарубежному театру..

Затем располагаются методические разработки каждой лекции, в порядке, указанном в Тематическом плане. Они содержат несколько однотипных рубрик.

Это: Контрольные вопросы, описывающие материал Раздела, и список Рекомендуемой литературы, которым студент может воспользоваться гибко, в зависимости от условий учебного процесса и личных творческих интересов. Рекомендуемая литература делится на два уровня, общий и углублённый. А они, в свою очередь, подразделяются на рубрики: а) пьесы; б) учебные пособия, в) театрально-эстетические документы; г) общие исследования, монографии, статьи, относящиеся к русскому и зарубежному театру.

Затем следуют списки контрольной литературы и контрольных спектаклей для обсуждения на зачётах.

В заключение приведена примерная структура разбора пьесы и спектакля для контрольных занятий.

 

Количество часов по учебному плану МПК им. Тищенко:

1 семестр – 15  лекций, семинар, консультация, зачёт.

2 семестр – 17 лекций, зачет.

 

Тематический план

 

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

 

Раздел I: Театр как искусство и тайна его зарождения

           

1. Семинар. Разговор о сути театра, его видах и жанрах.

2. Лекция. Пратеатральные формы и возникновение театра у разных народов.

 

Раздел II:  Античный театр

 

3. Театр Древней Греции. Структура спектакля. Жанры трагедии и сатировой драмы.

4. Театр Древней Греции. Комедия.

5. Театр Древнего Рима.

Раздел III: Средневековый театр (или первая классика).

 

6. Общая характеристика. Раннее Средневековье.

7. От среднего периода Средневековья к позднему – Возрождению.

 

Раздел IV: Театр эпохи Возрождения (или первый романтизм)

8. Общая характеристика. Придворный итальянский театр Ренессанса.

9. Итальянский театр Возрождения. Комедия  dell’arte.

10. Испанский театр эпохи Возрождения. Переход к барокко.

 

Раздел V: Позднее Возрождение (или первое Барокко)

11. Общая характеристика стиля. Рождение оперы и развитие балета.

12. Современники Шекспира. Английский театр до Шекспира.

13. Шекспир.

 

Раздел VI:  Начало Нового времени (вторая классика).

14. Общая характеристика классицизма. Английское и французское искусство.

15. Великие трагики эпохи классицизма – Корнель и Расин.

16. Высокая комедия. Мольер. Люлли.

 

17. Консультация.

18. Зачёт.

ВТОРОЙ СЕМЕСТР.

 

Раздел VII: Театр эпохи Просвещения (вторая фаза классики, предромантизм)

 

19. Общая характеристика. Просвещение в Англии, Франции и Италии.

20. Просвещение в Германии. Гёте. Шиллер.

21. Просвещение в России.

 

Раздел VIII: Романтизм.

22. Общая характеристика. Первая фаза романтизма.

23. Великие актёры эпохи романтизма.

 

Раздел VIII’: Реализм (вторая фаза Романтизма)

24. Реализм в Европе. И параллельное развитие иных тенденций.

25. Реализм в России. Островский, Щепкин.

 

Раздел VIII’’: Натурализм (третья фаза Романтизма)

 

26. Развитие реализма и рождение режиссуры. Ранний Станиславский

 

 

Раздел VIII’’’: Символизм и сходные течения (четвёртая фаза Романтизма)

 

27. Общая характеристика и примеры в творчестве Ибсена, Станиславского, Мейерхольда, Крэга и других авторов.

 

Раздел XI: Модерн (второе барокко)

28. Общая характеристика и особенности различных «-измов» в Европе и России.

Раздел Х: Советское искусство

29. Общая характеристика. Попытка преодоления стилевых конфликтов в «вере» Станиславского. Её влияние на разных режиссёров и актёров: Сулержицкого, Вахтангова, М. Чехова.

30. Вынужденный слом прежнего вектора в 1930-е годы. Советская классика (третья) в противостоянии с последними всплесками отечественного модерна.

31. Советский романтизм «Оттепели».

32. Советский романтизм «застоя» и барокко «перестройки». «Шаг назад» при развале СССР. Слияние с европейским постмодерном.

 

Раздел XI: Запад: от второго барокко к постмодерну

33. Западный театр ХХ века: пути развития между двумя мировыми войнами.

34. Западный театр ХХ века: пути развития после Второй мировой войны.

Раздел XII: Современный театр

35. Отечественный театр последних десятилетий (1990 – 2000-е годы).

36. Зачёт-семинар. Обсуждение современных спектаклей.

 

Учебные пособия

 

РУССКИЙ ТЕАТР

 

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Т. 1. Первая половина XIX века. Л.; М., 1957.

Данилов С.С, Португалова M.Г. Русскийдраматический театр XIX века. Т. 2. Вторая половина XIX века. Л., 1974.

История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977–1987. Т. 1–7.

История русской драматургии: XVII — первая половика XIX века. Л., 1982.

История русской драматургии: Вторая половина XIX — начало XX века до 1917 года. Л., 1987.

Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. Кн. 1, 3. М., 1968, 1977.

Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л., 1968.

Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М., 1960.

Зограф Н.Г. Малый театр в конце XIX — начале XX века. М., 1966.

Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978.

Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII –первой половины XIX веков / Сост. Н.Б.Владимирова, А.П.Кулиш. СПб., 2005.

 

*     *     *

 

История русского советского драматического театра: Учеб. пособие: В 2 кн. М., 1984, 1987.

История русского театра от его истоков до конца XX века: Учебник. М., 1987.

История советского драматического театра: В 6 т. М., 1966–1971.

История советского театроведения: Очерки, 1917–1941. М., 1981.

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ТЕАТР

 

Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX – XX столетий. Л., 1939.

Гвоздев А.А. Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX – XX столетий. Л.; М., 1939.

Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.; Л., 1941.

История западноевропейского театра: В8т. / Под. ред. С.С. Мокульского и др., М., 1956 – 1989.

История зарубежного театра: В4т. / Под. ред. Г.Н. Бояджиева и др. 2-е изд. М., 1981 – 1987.

Мокульский С.С. История западноевропейского театра: В2т. М., 1936-1939.

Очерки по истории европейского театра / Под. ред. А.А. Гвоздева, А.А. Смирнова. Пб., 1923.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2т. / Сост. и ред. С.С. Мокульского. М., 1953 – 1955.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

 

Раздел I: Театр как искусство и тайна его зарождения

           

1. Семинар. Разговор о сути театра, его видах и жанрах.

  • Что такое театр?
  • Неотъемлемые элементы театра (актёр, роль, зритель) и их специфические свойства.
  • Актёр и роль. Что значит «изображать»? Мимесис. Первоосновы любой роли.
  • Зритель – тот, кто делает театр художественным искусством. Действие, воздействие и взаимодействие. Различие между театром и ритуалом.
  • Два вектора театра – магический и художественный, религиозный и светский, переживание и представление, практика и созерцание. Их драматическая связь.
  • Драма как структурный элемент театра.
  • Виды и жанры театра, в силу своей специфики тяготеющие к тому или другому вектору.

2. Лекция. Пратеатральные формы и возникновение театра у разных народов.

  • Древние театральные формы Северной Америки.
  • Театр Древнего Египта
  • Русские театрализованные обряды
  • Традиционный театр Востока: Индия, Китай, Япония
  • Театральные формы у других народов. Общезначимость театрального языка. Эксперименты Питера Брука.
  • Своеобразие античного театра.Своеобразие культуры Афин и отличие древнегреческого театра от сходных форм в других странах.
  • Греческие мистерии и шествия. Первые сочинители трагедий. Первые театральные здания.
  • Структура сценических площадок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: