19. Общая характеристика. Просвещение в Англии, Франции и Италии
- Общая характеристика
- Просвещение в Англии. Лилли, Гей, Голдсмит, Голдинг, Шеридан, Филдинг, Свифт. Гаррик.
- Просвещение во Франции. Деятельность Дидро. Актёры Превиль, Лекен, Клерон и Дюмениль. Оперная реформа Глюка-Кальцабиджи. «Война буффонов». Трилогия Бомарше.
- Итальянское просвещение. Драматургия Гольдони
- Итальянское просвещение. Драматургия Гоцци
- Итальянское просвещение. Труппа Сакки
20. Просвещение в Германии. Гёте. Шиллер
- Становление профессионального немецкого театра. Деятельность антрепренёров и актёров-просветителей. Кароллина Нойбер. Шрёдеры.
- Деятельность Лессинга. «Гамбургская драматургия». Феномен мещанской драмы.
- Гёте на общем фоне. Его деятельность в Веймарском театре
- Ранняя драматургия Гёте. «Гёц фон Берлихинген». Соотнесение с движением «Бури и натиска»
- «Фауст»
- Шиллер. Его биография и «Буря и натиск». Пьеса «Разбойники», классические и предромантические тенденции в ней
- Развитие творчества Шиллера. «Дон Карлос» и другие пьесы.
- Великие немецкие актёры эпохи Просвещения.
21. Просвещение в России
|
|
- Очерк развития русского театра до 1756 г. Особенности развития и их причины
- Предпосылки создания отечественного профессионального театра
- Опера, балет. Придворные труппы. «Летописец» Якоб Штелин
- Ярославская труппа. Фёдор Волков, Иван Дмитревский
- Опыты отечественных драматургов: Сумарокова, Ломоносова, Тредиаковского
- Первый российский профессиональный общедоступный театр. Создание театральной школы
- Крепостные театры
- Развитие просветительской драмы. Екатерина Великая и Фонвизин
- Переход от просвещения к романтизму. Сентиментализм. Творчество Княжнина, Крылова. Сентиментальный музыкальный театр (опера, балет, водевиль)
- Феномен Грибоедова и Пушкина. Пушкин – фигура, равная Шекспиру.
Раздел VIII: Вторая антиклассика, или второй романтизм
22. Общая характеристика. Первая фаза романтизма
- Побудители и периодизация. Общие тенденции в разных странах
- Основные свойства романтической драмы. Немецкие и французские примеры
- Изменения в постановочном искусстве. Художники
- Своеобразие русского романтизма. Пушкин, Гоголь, Лермонтов
- Оперы и театральная деятельность Глинки
- Основные свойства романтических опер и балетов. Россини, Доницетти, Беллини, Верди, Гуно, Мейербер.
- Обоснование длительного, многоступенчатого развития второго романтизма
23. Великие актёры эпохи романтизма
- Англия
- Франция
- Италия, Испания, Германия
- Россия
Раздел VIII’: Реализм (вторая фаза Романтизма)
24. Реализм в Европе
- Общая характеристика стиля
- Драматурги и актёры
- Параллельное развитие нереалистических направлений. Мелодрама. Пьесы Дюма
|
|
25. Реализм в России. Островский, Щепкин
- Своеобразие. Сложность разговора о «чистом» реализме на русской почве. Реалистические тенденции у разных авторов.
- Русские литературно-театральные критики. Белинский, Добролюбов, Григорьев
- Островский. Биография
- Особенности поэтики. Бытовые драмы и комедии
- Исторические пьесы
- «Снегурочка» и воплощение пьес Островского в оперном театре
- Актёры Островского
- Малый театр
- Михаил Щепкин и его принципы игры
- Параллельное развитие нереалистических жанров. Водевиль и его актёры. Театральное творчество Тургенева.
Раздел VIII’’: Натурализм (третья фаза Романтизма)
26. Развитие реализма и рождение режиссуры. Ранний Станиславский
- Разница между реализмом и натурализмом и закономерность перехода одного в другое
- Эстетические принципы натурализма и развитие режиссуры
- Труппа герцога Мейнингенского
- Ранние опыты Станиславского. Создание МХТ и его первые спектакли
- Драматургия Толстого и Гауптмана
- Движение свободных и художественных театров в Европе.
- Андре Антуан
- Отто Брам
- Реалистические взгляды Бернарда Шоу и сходные тенденции у Ибсена в пьесах «Кукольный дом» и «Привидения»
- Сложность поэтики этого драматурга, как и поэтика Чехова, отразившей и натуралистические, и параллельные символистские тенденции времени
Раздел VIII’’’: Символизм и сходные течения (четвёртая фаза Романтизма)
27. Общая характеристика и примеры в творчестве Ибсена, Станиславского, Мейерхольда, Крэга и других авторов
- Символистские тенденции в творчестве Ибсена. Пьесы «Бранд», «Пер Гюнт»
- Полемика и резонанс с Ибсеном у других скандинавских авторов. Стриндберг. Гамсун
- Влияние Вагнера и новое его понимание. Аппиа
- «Чистый» символизм. Поль Фор, Далькроз
- Символистская драма. Метерлинк.
- Своеобразие русского символизма во взглядах его теоретиков. Вячеслав Иванов
- Постановки символисткой драмы на русской сцене. Ибсен, Метерлинк и Андреев в спектаклях МХТ и Всеволода Мейерхольда
- Ранний период творчества Мейерхольда: на пути от символизма к модерну
- Переход к модерну в Европе. Новое открытие Шекспира. Крэг, Рейнхардт
Раздел XI: Модерн (вторая постклассика или второе барокко)
28. Общая характеристика и особенности различных «-измов» в Европе и России
- Вспышка «-измов» как выражение нового «странного» стиля
- Разница периодизации в России и Европе
- «Русские сезоны» Дягилева
- Театральный сюрреализм
- Театральные футуризм и кубизм. Опыты Маринетти
- Своеобразие модерна в России. Развитие до мировой войны
- Русский модерн во время Первой мировой
- Русский модерн после 1917 года. Русский футуризм и конструктивизм
- Наследие императорской сцены и романтические веяния в советском театре. Ранний БДТ
- Мейерхольд
- Таиров
- Акимов