Раздел VII: Театр эпохи Просвещения (вторая фаза классики, предромантизм)

 

19. Общая характеристика. Просвещение в Англии, Франции и Италии

  • Общая характеристика
  • Просвещение в Англии. Лилли, Гей, Голдсмит, Голдинг, Шеридан, Филдинг, Свифт. Гаррик.
  • Просвещение во Франции. Деятельность Дидро. Актёры Превиль, Лекен, Клерон и Дюмениль. Оперная реформа Глюка-Кальцабиджи. «Война буффонов». Трилогия Бомарше.
  • Итальянское просвещение. Драматургия Гольдони
  • Итальянское просвещение. Драматургия Гоцци
  • Итальянское просвещение. Труппа Сакки

 

20. Просвещение в Германии. Гёте. Шиллер

 

  • Становление профессионального немецкого театра. Деятельность антрепренёров и актёров-просветителей. Кароллина Нойбер. Шрёдеры.
  • Деятельность Лессинга. «Гамбургская драматургия». Феномен мещанской драмы.
  • Гёте на общем фоне. Его деятельность в Веймарском театре
  • Ранняя драматургия Гёте. «Гёц фон Берлихинген». Соотнесение с движением «Бури и натиска»
  • «Фауст»
  • Шиллер. Его биография и «Буря и натиск». Пьеса «Разбойники», классические и предромантические тенденции в ней
  • Развитие творчества Шиллера. «Дон Карлос» и другие пьесы.
  • Великие немецкие актёры эпохи Просвещения.

21. Просвещение в России

 

  • Очерк развития русского театра до 1756 г. Особенности развития и их причины
  • Предпосылки создания отечественного профессионального театра
  • Опера, балет. Придворные труппы. «Летописец» Якоб Штелин
  • Ярославская труппа. Фёдор Волков, Иван Дмитревский
  • Опыты отечественных драматургов: Сумарокова, Ломоносова, Тредиаковского
  • Первый российский профессиональный общедоступный театр. Создание театральной школы
  • Крепостные театры
  • Развитие просветительской драмы. Екатерина Великая и Фонвизин
  • Переход от просвещения к романтизму. Сентиментализм. Творчество Княжнина, Крылова. Сентиментальный музыкальный театр (опера, балет, водевиль)
  • Феномен Грибоедова и Пушкина. Пушкин – фигура, равная Шекспиру.

 

Раздел VIII: Вторая антиклассика, или второй романтизм

22. Общая характеристика. Первая фаза романтизма

  • Побудители и периодизация. Общие тенденции в разных странах
  • Основные свойства романтической драмы. Немецкие и французские примеры
  • Изменения в постановочном искусстве. Художники
  • Своеобразие русского романтизма. Пушкин, Гоголь, Лермонтов
  • Оперы и театральная деятельность Глинки
  • Основные свойства романтических опер и балетов. Россини, Доницетти, Беллини, Верди, Гуно, Мейербер.
  • Обоснование длительного, многоступенчатого развития второго романтизма

 

23. Великие актёры эпохи романтизма

  • Англия
  • Франция
  • Италия, Испания, Германия
  • Россия

 

Раздел VIII’: Реализм (вторая фаза Романтизма)

24. Реализм в Европе

  • Общая характеристика стиля
  • Драматурги и актёры
  • Параллельное развитие нереалистических направлений. Мелодрама. Пьесы Дюма

 

25. Реализм в России. Островский, Щепкин

  • Своеобразие. Сложность разговора о «чистом» реализме на русской почве. Реалистические тенденции у разных авторов.
  • Русские литературно-театральные критики. Белинский, Добролюбов, Григорьев
  • Островский. Биография
  • Особенности поэтики. Бытовые драмы и комедии
  • Исторические пьесы
  • «Снегурочка» и воплощение пьес Островского в оперном театре
  • Актёры Островского
  • Малый театр
  • Михаил Щепкин и его принципы игры
  • Параллельное развитие нереалистических жанров. Водевиль и его актёры. Театральное творчество Тургенева.

 

Раздел VIII’’: Натурализм (третья фаза Романтизма)

26. Развитие реализма и рождение режиссуры. Ранний Станиславский

  • Разница между реализмом и натурализмом и закономерность перехода одного в другое
  • Эстетические принципы натурализма и развитие режиссуры
  • Труппа герцога Мейнингенского
  • Ранние опыты Станиславского. Создание МХТ и его первые спектакли
  • Драматургия Толстого и Гауптмана
  • Движение свободных и художественных театров в Европе.
  • Андре Антуан
  • Отто Брам
  • Реалистические взгляды Бернарда Шоу и сходные тенденции у Ибсена в пьесах «Кукольный дом» и «Привидения»
  • Сложность поэтики этого драматурга, как и поэтика Чехова, отразившей и натуралистические, и параллельные символистские тенденции времени

 

Раздел VIII’’’: Символизм и сходные течения (четвёртая фаза Романтизма)

 

27. Общая характеристика и примеры в творчестве Ибсена, Станиславского, Мейерхольда, Крэга и других авторов

  • Символистские тенденции в творчестве Ибсена. Пьесы «Бранд», «Пер Гюнт»
  • Полемика и резонанс с Ибсеном у других скандинавских авторов. Стриндберг. Гамсун
  • Влияние Вагнера и новое его понимание. Аппиа
  • «Чистый» символизм. Поль Фор, Далькроз
  • Символистская драма. Метерлинк.
  • Своеобразие русского символизма во взглядах его теоретиков. Вячеслав Иванов
  • Постановки символисткой драмы на русской сцене. Ибсен, Метерлинк и Андреев в спектаклях МХТ и Всеволода Мейерхольда
  • Ранний период творчества Мейерхольда: на пути от символизма к модерну
  • Переход к модерну в Европе. Новое открытие Шекспира. Крэг, Рейнхардт

 

Раздел XI: Модерн (вторая постклассика или второе барокко)

28. Общая характеристика и особенности различных «-измов» в Европе и России

  • Вспышка «-измов» как выражение нового «странного» стиля
  • Разница периодизации в России и Европе
  • «Русские сезоны» Дягилева
  • Театральный сюрреализм
  • Театральные футуризм и кубизм. Опыты Маринетти
  • Своеобразие модерна в России. Развитие до мировой войны
  • Русский модерн во время Первой мировой
  • Русский модерн после 1917 года. Русский футуризм и конструктивизм
  • Наследие императорской сцены и романтические веяния в советском театре. Ранний БДТ
  • Мейерхольд
  • Таиров
  • Акимов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: