Определение окружности грудной клетки (ОГК)

Занятие №1

Тема: «Самодиагностика состояния здоровья»

Мотивация (значимость изучаемого материала)

Задачей занятия является знакомство с определением понятия «здоровье», «болезнь», «здоровый образ жизни»;формирование умений осуществлять диагностику и самодиагностику здоровья. Самодиагностика помогает достоверно охарактеризовать состояние здоровья, работоспособность, позволяет контролировать ответную реакцию организма на двигательные нагрузки, используя для этого простые и доступные тесты и показатели. Регистрация их не составит большого труда, а полученная информация окажется весьма полезной. Систематические наблюдения приучат вдумчиво относиться к занятиям физическими упражнениями, своему образу жизни, наиболее рационально использовать физическую культуру для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности.

Цель занятия: формирование у обучающихся «психологии здоровья», укрепление индивидуального (физического) здоровья. Основными мотивами формирования «психологии здоровья» являются: укрепление здоровья, формирование красивой фигуры, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и др. Систематические наблюдения за своим здоровьем приучат обучающихся вдумчиво относиться к своему образу жизни, наиболее рационально использовать физическую культуру для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности.

Теоретическая часть

Физическое и психическое здоровье – это данное природой свойство организма, обеспечивающее нормальное функционирование всех систем и органов организма. В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состояние своего здоровья. Эффективность самооценки здоровья непосредственно зависит от знания себя.

Если принять определение Всемирной Организации Здравоохранения, которое говорит, что здоровье — это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни», то немногие из нас могут, считаться полностью здоровыми людьми, хоть какое-то время. Что же представляет собой психическое здоровье человека? Чаще всего в валеологии (науке о здоровье и здоровом образе жизни) выделяются два основных признака, по которым можно судить о хорошем состоянии психического здоровья человека.

Первый признак - это отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений, проще говоря – неврозов, и так называемых пограничных состояний. Причиной нервных отклонений и расстройств обычно являются психические стрессы, которые возникают либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды и других психотравмирующих условий (эмоциональный стресс), либо в связи с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной учебной, теоретической или иной задачей (информационный стресс).

Второй признак - наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации), благодаря которому личность может преодолеть неожиданные трудности, возникающие в исключительных обстоятельствах. Этот резерв, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами (особенностями темперамента и нейродинамическими характеристиками протекания корковых и вегетативных процессов), а с другой - психологической подготовленностью человека (его умениями управлять своими эмоциями и выполняемой деятельностью, несмотря на сбивающие психогенные воздействия).

Интересно, что среди средств, повышающих психическую устойчивость личности к стрессам, наиболее эффективными так же оказываются физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.

Эффективность двух основополагающих механизмов социального благополучия: сохранения здоровья и повышения его резервов зависит от целого ряда факторов - материального обеспечения, особенностей учебной, спортивной и трудовой деятельности, экологической обстановки (степени загрязнения вредными веществами потребляемой воды, воздуха, пищи) и т.д.

Немаловажное значение при этом имеют нравственность и культурный уровень самого человека, основной характеристикой которых, в рамках рассматриваемой проблемы, является его отношение к своему собственному здоровью и здоровью других людей в иерархии социальных потребностей.

Отсюда вытекает, что уровень социального благополучия зависит от того, какому варианту адаптационного процесса индивид отдает предпочтение: надеется ли он больше на социальную поддержку со стороны (пассивная позиция) или старается достигнуть социальных благ своими собственными усилиями (активная позиция) - пытается энергично проявить себя в учебе, спорте, общественной или трудовой деятельности, больше двигаться, развиваться умственно и физически, закаляться, беречь нервы, не курить, не употреблять наркотиков и алкоголя, а также прочих разрушителей здоровья и жизненного благополучия.

 Здоровье отдельного человека связано с большими колебаниями важнейших показателей жизнедеятельности, приспособительными возможностями организма. Между здоровьем и болезнью как противоположными состояниями может быть так называемая предболезнь - заболевания ещё нет, но защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены, и вредный фактор, который в обычных условиях не вызвал бы заболевания, может его вызвать. Наличие болезненных ощущений — это сигна­лы предболезни или болезни (головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки).

 Кроме того, здоровье не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезнетворного начала, колебаний в самочувствии человека или даже некоторых отклонений от того, что рассматривается как физиологическая норма. В связи с этим возникло понятие " практически здоровый человек ", подразумевающее, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся на самочувствии и работоспособности человека, не могут ещё расцениваться как болезнь. Так, развивающиеся с возрастом у всех людей атеросклеротические изменения кровеносных сосудов являются, несомненно, патологическим процессом, тем не менее, здоровье у человека может не нарушаться, если указанные

изменения выражены незначительно.

Различают здоровье индивидуума - на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования, с учётом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живёт или временно находится человек.

 и здоровье населения - о бщественное здоровье - характеристика здоровья членов общества, зависящая от социальных условий — социально-экономического и политического развития, а также от природных условий — внешней природной среды, окружающей человека.

Для характеристики здоровья населения используются три группы показателей:
1. Демографические показатели, или показатели численности, состава, движения населения как в форме миграционных процессов, так и естественного (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, средняя продолжительность предстоящей жизни и др.).

2. Показатели физического развития населения.

3 .Показатели заболеваемости, травматизма и инвалидности.

На показатели общественного здоровья влияют многочисленные конкретные факторы окружающей человека действительности, среди них большое значение занимает состояние здравоохранения и охрана окружающей среды. К биологическим факторам, оказывающим влияние на общественное здоровье, относятся генетические характеристики популяции, возрастно-половая структура населения.

На современном этапе в основу гигиенического обучения и воспитания населения РФ положена концепция формирования здорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. В эпоху рыночных отношений, работая с населением, следует подчеркивать, что вести здоровый образ жизни и быть здоровым — выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть — неразумно и разорительно

Традиционная современная медицина и система здравоохранения, несмотря на высокие достижения медицинской и биологической науки, оказались бессильными перед разрешением проблемы здоровья. Внимание медицины приковано уже к больному человеку, его болезням и их лечению до выздоровления, полного или неполного, а вопросы реабилитации, диагностики и лечения пограничных состояний, а также сохранения и укрепления здоровья — наивысшего блага жизни человека, оказались вне поля зрения практической медицины

З доровый образ жизни — это комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку рационально в раннем детстве, так как при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы комплекс привычек здорового образа жизни вырабатывается легко и закрепляется прочно, на всю жизнь.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

· Правильный режим труда и отдыха.

· Оптимальный двигательный режим.

· Рациональное питание.

· Соблюдение правил личной гигиены, закаливание.

· Соблюдение норм и правил психогигиены (душевное здоровье).

· Сексуальная культура, рациональное планирование семьи.

· Профилактика аутоагрессии (саморазрушение может проявляться в пьянстве, наркомании, игромании, курении, склонности к опасным профессиям и видам спорта, агрессивном поведении, трудоголизме (работе «на износ»), неправильном принятии лекарственных средств, склонности к разного рода операциям по "улучшению" своего облика, рискованном сексуальном поведении и т.п.).

· Способность к рефлексии.

Рефлексия — это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий.
Почему способность к рефлексии впрямую связана с понятием «здоровый образ жизни»? Потому что полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознанны. Что касается вредных привычек, то, как мы скоро убедимся, в основе их приобретения и избавления от них в половине случаев лежит воля. Воля — это способность человека к самоопределению и самоуправлению деятельностью и психическими процессами.Как возникает большинство вредных привычек? Через осмысление двух понятий «хочу» и «буду».

Все люди знают, что привыкать к курению вредно. Подростки, которые порой втягиваются в курение на всю жизнь, тоже это знают. Но они говорят себе: «Я хочу и буду». Более того, они всегда могут объяснить, почему они поступают именно так: «Я хочу быть как все», «Я не маленький», «Захочу и брошу» и много других, с их подростковой точки зрения, веских аргументов могут они привести. Втягивание во вредную привычку требует времени, за исключением, может быть, наркомании, когда некоторые наркотики достаточно только один раз попробовать.

Что касается полезных привычек и гигиенических навыков, то их привитие тоже требует времени и воли. Все знают, что принимать по утрам прохладный душ полезно, — это способствует закаливанию, придает бодрость, уничтожает неприятный запах тела. Но на первых порах привыкания к этой гигиенической процедуре человек чувствует себя некомфортно и вынужден заставлять свой организм терпеть.

 Если схема рефлексии построена правильно и заканчивается значимой мотивацией, то цель достигается быстрее, эффективнее и с меньшими психологическими затратами. Например, девушка, приучающая себя к прохладному душу, говорит: «Я не хочу, но буду потому, что холодный душ улучшает кровообращение в сосудах, питающих кожу, она становится красивее. А я хочу быть красивой».

Для чего нужен здоровый образ жизни?

· Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.

· Для сохранения и укрепления здоровья.

· Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.

· Для продления рода и достижения активного долголетия.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания, не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Таким образом, здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.

Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен прилагать усилия, для которых нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности).

Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

Самосохранение. Если человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути, навстречу мчащемуся поезду. Если человек выяснил, что на яичный белок у него развивается аллергическая реакция, он не будет есть яйца. Мотивация: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства обучают гигиеническим навыкам, что продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Мотивация: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

Получение удовольствия от самосовершенствования. Мотивация: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Например, водные процедуры за счет изменения кровообращения вызывают приятные ощущения.

Возможность для самосовершенствования. Мотивация: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

Способность к маневрам. Мотивация: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.

Сексуальная реализация. Мотивация: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».

Достижение максимально возможной комфортности. Мотивация: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

     Академик Н.М. Амосов определил: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные». Процесс изменения поведения и формирования мотивации стал предметом исследования психологов во всем мире.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Таким образом, здоровый образ жизни — это активное состояние. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства.

Ход работы:

1. Определите окружность грудной клетки (ОГК), запишите результат, оформите вывод.

2. Определите ширину плеч и их дугу, запишите результат, оформите вывод.

       3. Определите тип телосложения, запишите результат, оформите вывод.

4. Определите подвижность позвоночного столба, запишите результат, оформите вывод.

5.Определите фактический вес, запишите результат, оформите вывод

6.Определите рост, запишите результат, оформите вывод

7. Проведите самооценку психического здоровья, запишите результат, оформите вывод

8. Ответьте на вопросы.

Вопросы:

 

       1.Для чего определяют окружность грудной клетки?

       2. Для чего определяют ширину плеч и их дуги?

       3. Для чего определять свое телосложение?

       4.Для чего определять подвижность позвоночного столба?

       5. Зачем знать свой вес и рост?

       6. Назовите два основных признака, по которым можно судить о хорошем состоянии психического здоровья человека.

       7. Что подразумевают под здоровым образом жизни? (приведите определение)

       8. Какая мотивация для формирования здорового образа жизни тебе кажется важнее?



Определение окружности грудной клетки (ОГК)

Оснащение: сантиметровая лента

Порядок работы:

1.При наложении измерительной ленты руки слегка приподнимите, затем опустите.

2.На спине лента должна проходить под нижними углами лопаток, спереди – по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над грудной железой (в месте перехода кожи с грудной клетки на железу) у женщин.

3.При измерениях обратите внимание, чтобы во время максимального вдоха не напрягались мышцы и не поднимались плечи, а при максимальном выдохе – не сутулится.

4.По разнице величин на вдохе и выдохе рассчитайте экскурсию грудной клетки. Этот показатель зависит от развития грудной клетки, ее подвижности и типа дыхания.

Примечание: полученный результат оценивается следующим образом:

если разница составляет 4 см и менее – это низкий уровень физического развития;

если она равна 5-9 см – средний уровень;

если 10 см и более – высокий уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: