Характеристика общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности

Социальная ситуация и задачи развития в ранней юности.

Ранняя юность отличается неравномерностью развития на межиндивидуальном и на внутрииндивидуальном уровне. Неопределенность положения и предъявляемых требований по-своему преломляется в психике.

Расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром социальной ситуации развития.

Оно, как центр социальной ситуации развития, формирует своеобразную внутреннюю позицию старшеклассника, которая связана с изменением отношения к будущему. Если подросток, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - аффективный центр жизни юношества.

Поздняя юность характеризуется как период завершения предварительного самоопределения и переход к самореализации.

Oсновные задачи развития в ранней юности:

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).

2. Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3. Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Общим результатом является достижение того уровня психосоциальной зрелости, который позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества.

 

Характеристика общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности.

Содержание и характер общения определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией юношей как субъектов отношений в значимых сферax жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуального.

Общение со сверстниками

Важная роль принадлежит их общению с ровесниками. Этому процессу свойственны следующие тенденции:

а) расширение сферы общения. Проявляется в увеличении времени, в существенном расширении его социального пространства, географии, в ожидании общения;

б) индивидуализация (избирательность) общения. Свидетельством является четкое отграничение  сути от окружения, высокие избирательность в дружбе и уровень требований к общению в паре

В расширении сферы общения реализуется потребность переживать новые впечатления, приобретать новый опыт, чувствовать в новой роли, а также потребность в избирательности, самовыражении и понимании со стороны в других. Удовлетворение этих проблем связано с глубокими личностными переживаниями.

Мотивами неформального общения в паре и в группе является поиск благоприятных психологических условий для коммуникативного взаимодействия, ожидания сочувствие и сопереживание, потребность в искренности и единства в пог взгляд, самовыражении.

Эмоциональная привязанность в межличностных отношениях реализуется в дружбе, которая является школой самораскрытия личности, понимания другого человека ее критериями старшеклассники считают в взаимопонимания, взаимопомощи, верность и психологическую близость.

Особенности юношеской дружбы зависят от пола. Например, у девушек на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, возникает потребность в интимной дружбе. Это обусловлено не только их высокой эмоциональностью, предоставлением большого значение личностным отношениям, выше склонностью к самораскрытию, но и быстрее личностным и социальным развитием, ранней появлением сложных форм самопознания, что является основой формирования потребности в интимной дружбе.

Сильнее проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание, во многом влияющее на развитие личности.

Для старшеклассников важно, чтобы другие воспринимали их такими, какими они себя считают. Современные неформальные молодежные течения является средством удовлетворения этой потребности.

Общение со взрослыми

Общение со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается преобладающим. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы. Смысл доверительного общения состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности, как вера в потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для родительско-детских отношений.

Интимная общения в ранней юности

Межличностное общение является важным фактором развития личности. Общение с ровесниками характеризуется расширением его сферы. Эмоциональная привязанность реализуется в юношеской дружбе. В сфере интимных отношений старшеклассники удовлетворяют свои важные социально-психологические потребности.

Свидание в ранней юности обеспечивают удовлетворение многих важных социально-психологических потребностей личности. К таким прежде всего относятся:

1) возможность развлечься, повеселиться с ровесниками противоположного пола;

2) стремление социализироваться, познать представителя противоположного пола, овладеть соответствующими способами межличностного взаимодействия;

3) желание повысить свой статус в группе сверстников, появившись среди них со своим парнем или девушкой;

4) возможность установить отношения с представителями противоположного пола для выбора супруга;

5) приобретения сексуального опыта или получение сексуального удовлетворения;

6) стремление найти друга противоположного пола, с которым можно общаться и иметь общие интересы;

7) установление тесных, глубоко личностных отношений с человеком противоположного пола с целью самовыражения.

В раннем юношеском возрасте относятся к свиданиям гораздо серьезнее, чем подростки. Больше внимания обращают на личностные качества представителя противоположного пола а те, проникаются его планами на будущее. Важными мотивами есть дружеские отношения и выбор партнера для будущей семейной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: