Юношеская субкультура

Под юношеской субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения.

У немалого числа юных людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально.

Субкультура - это и определенный стиль поведения и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.

В обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения.

Другой элемент субкультуры - следование моде в одежде, прическе, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.

Кроме того, мода - средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм.

 Далее, мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими  становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Особая ценность броских внешних аксессуаров, рассчитанных на привлечение внимания. Словом, нехитрый маскарад позволяет подростку решить целую кучу личных проблем, в том числе и самую важную: окружающее человечество безоговорочно признает факт его существования на земле.

 

 

Тесты

 

 

Реактивные образования

Слабо выраженно предотвращение и выражение неприятных или неприемлемых для личности мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Интеллектуализация

Средне выражен чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний.

Личность иногда пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Пытается избежать беспокойства путем рационального рассуждения, заранее продумывает все варианты своего поведения и их последствия, эмоциональные переживания маскируются усиленными попытками рационального истолкования событий.

Замещение

Личность переносит агрессию, вызванную более сильным значимым лицом, на посторонний объект. Часто раздражается на самого себя или на неодушевленные предметы. Перманентная, подавляемая агрессивность проявляется в мелочах. Имеются суицидальные наклонности.

Вынуждена сдерживать гнев, стремление к разрушительным действиям, замещая их в сновидениях. Скрываемое раздражение часто требует мимоходом «выпустить пар».

Допускает в своем поведении грубость, вспыльчивость. Склонны к опасным видам деятельности, повышенному риску и травматизму. Характерны реальная физическая слабость.

Проекция

Средневыраженна. Личность нетерпима к реальной или мнимой демонстрации чужого превосходства, поскольку сама не чужда этому. Не любит самовлюбленных, рисующихся людей.

Нетерпима к эксплуатации человеческого сочувствия и к людям, находящимся в центре внимания, поскольку сама стремится к тому же. Имеет желание противостоять реальным или мнимым врагам. Склонны к зависти, к поиску негативных причин успеха окружающих.

Компенсация

Сильно выражена.  Попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Личность мечтательна, ищет  идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Сдерживаете чувство неполноценности от реальных или мнимых утрат, недостатков (в том числе физических), организует им замену. Реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе, богатстве, значительности.

Испытывает сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности. Локальный комплекс неполноценности. Чувствуете беспокойство по поводу отражения своей внешности или поведения в глазах окружающих.

Нуждается в подтверждении со стороны окружающих своих реальных или мнимых достоинств, сами в них априорно убеждены. Имеет реальные или мнимые недостатки фигуры, телесные особенности. Скрываете их с помощью одежды.  В настоящем чувствуете себя не в своей тарелке.

Регрессия

Сильно выражена. Личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. Заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.

Злится по пустякам, но быстро отходит, чувствуя неадекватность объекта агрессии или своих к нему притязаний.  Склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т. е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т. д.

В отсутствие внимания к своей особе чувствует себя покинутым ребенком. В условиях психотравмирующей ситуации характерно отключение самоконтроля и проявление «детского поведения».  Склонна к ностальгии, желает приобрести посредством этого понимание, сочувствие и чувство покоя. Неприятности стремится «заспать».

Вытеснение

Сильно выражено. Для личности неприемлемые импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными.

Защитное подавление сдерживает чувство страха путем забывания обстоятельств, в которых пришлось его испытать. Избегание сходных ситуации и мыслей о них. 

Старается бесследно забыть психотравмируюшие события недавнего прошлого. Предпочитает не смотреть людям в глаза.  В детстве и впервые школьные годы возможно психотравма, которую личность старается забыть.

Отстраненное восприятие происшедшего помогает дистанцироваться от события. Сознательно разделяет все события на происходящие «со мной» и «не со мной».

Забывает обстоятельства и сам факт собственного негативного опыта. Не слышит раздражающих звуков. В детстве или подростковом возрасте была панически испугана, что впоследствии постаралась забыть. Облегченно воспринимает чужую боль как абстрактную для себя.

Отрицание

Мало выраженно.

Личность не отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, так же как и какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя.  Информация, которая тревожит и может привести к конфликту, воспринимается.

Внимание окружающих не привлекается любыми средствами, воспринимается не только как позитивное. Критика и неприятие не игнорируются.  Личность не самолюбива и не уверена в своих достоинствах.   Восприимчива к отрицательным, темным сторонам жизни. Замечает вокруг себя то, что не нравится. Не отрицает наличие трудностей, сложностей в своей жизни.

 

· Агрессия

Конструктивная.
Отсутствие потребности в изменении жизненных условий, формировании собственных личностно-значимых целей. Склонность к избеганию каких-либо конфронтации вследствие боязни разрыва симбиотических отношений или из-за отсутствия необходимых навыков в разрешении конфликтов. Характерно нежелание «экспериментировать».


Деструктивная.

Личность не прерывает общение, нет разрушительной активности относительно себя самого, других людей, объектов и духовных задач. Не нарушенна регулировка агрессии, отсутствуют деструктивные вспышки, обесценивание других людей, цинизм и месть.

Дефицитарная.

Склонна откладывать принятие решений и не способна к сколько-нибудь значительным усилиям для достижения поставленных целей.

В межличностных ситуациях наблюдается уступчивость, зависимость и стремление к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений интересов и потребностей. Имеются мало связанные с действительностью заместительные фантазии, не предполагающие реального воплощения, так же внутренняя пустота, безучастность, ощущение бесперспективности существования и непреодолимости жизненных трудностей.

 

Тревога/Страх

Конструктивная.

Отмечается неспособность дифференцированно относиться к различным опасностям и собственному опыту переживания угрожающих ситуаций. Для таких людей свойственно ослабление или даже нарушение гибкой эмоциональной регуляции поведения. Уровень  активности часто не совпадает с имеющимися трудностями реального жизненного положения вещей. Может отмечаться либо «захлестывающая», дезинтегрирующая поведение индивида переоценка степени опасности, либо ее полное субъективное отрицание.

Деструктивная.

Характерна повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям даже по самым незначительным поводам, трудности в организации собственной активности, частое ощущение недостаточности контроля над ситуацией, нерешительность, стеснительность, аспонтанность. Испытывают серьезные трудности в самореализации, переполнены всевозможными опасениями относительно своего будущего, не способны по настоящему доверять ни себе, ни окружающим людям.

Дефицитарная.

Нет неспособности воспринимать страх у себя и окружающих, есть защитная функция и регулирование поведения при сигнале опасности.

 

Внешнее отграничение Я

Конструктивное.

Снижение способности к рациональному использованию имеющихся сил, ресурсов и времени, трудности в постановке и отстаивании личностно значимых целей, задач, согласующихся с наличным контекстом интерперсональных отношений. «Сверхпроницаемость», снижающая автономию и способствующая «переполнению» внешними впечатлениями и гиперадаптации к требованиям внешнего мира.

Деструктивное.

Отсутствует ригидная закрытость относительно чувств и интересов окружающих. Имеется эмоциональное участие, готовность к компромиссу, эмоциональность.

Дефицитарное.

Ищет поддержку и одобрение, защиту и признание. Типичным является ощущение собственной слабости, открытости, беспомощности и незащищенности.

 

Внутреннее отграничение Я

Конструктивное. Гибкий, ситуативно адекватный доступ к своей бессознательной сфере, к своим чувствам, потребностям. Способность видеть сны. Фантазии полностью не покидают почву реальности. Способность различать между настоящим и прошлым.

Рассогласованность эмоционального опыта, дисбаланс внутреннего и внешнего, мыслей и чувств, эмоций и действий; нарушения переживания чувства времени; дефицит способности к продуктивной психической концентрации. Нарушении взаимодействия с неосознаваемыми процессами, которое в зависимости от показателей по другим шкалам внутреннего Я-отграничения, отражает либо «жесткое» подавление бессознательного, либо отсутствие достаточного интрапсихического барьера.

Деструктивное.

Много мечтает и фантазируют, стремится к теплым партнерским отношениям, способна к глубоким сопереживаниям. Чувствительна к эмоциям и потребностям других. В интеллектуальной деятельности склонны не систематизировать и не классифицировать.

 

Дефицитарное. Отсутствие границы между сознательной и бессознательной сферами, наплывы не осознававшихся переживаний. Пребывание во власти чувств, сновидений и фантазий. Нарушения сосредоточения и сна.

Характерна склонность к экзальтированным состояниям, «переполненность» разрозненными, разнообразными чувствами, образами или мыслями, неспособность к достаточной концентрации усилий.

 

Нарциссизм

Конструктивный. Позитивное и адекватное реальности отношение к себе, положительная оценка своего значения, способностей, интересов, своей внешности, признание желательности удовлетворения своих значимых потребностей, принятие своих слабостей.

 

Деструктивный.

Неуверенность в себе, болезненная реакция на чужие оценки и критику, интолерантных к собственным слабостям. Чувственная жизнь зачастую обеднена или слишком «необычна». Не ощущают в достаточной степени полноту жизни.

Дефицитарный. Отсутствие контакта с самим собой, положительного отношения к себе, признания собственной ценности. Отказ от собственных интересов и потребностей. Часто остается незамеченным и забытым.

Выраженная противоречивость самооценки, несогласованность отдельных ее компонентов, нестабильность отношения к себе, трудности в интерперсональных контактах, чрезмерная осторожность, тенденция постоянно контролировать собственную экспрессию, сдержанность, аспонтанность, «сверхпроницательность».

 

Сексуальность

Конструктивная.

Сексуальная активность либо слишком инструментализирована, либо обеднена. Эротические фантазии приобретают явно эгоцентрический характер или отсутствуют вовсе. Сексуальная активность почти всегда протекает вне ситуации «здесь и сейчас».

Деструктивная. Способность к глубоким, интимным взаимоотношениям. Близость воспринимается как обременительная обязанность или угроза потери аутистической автономии, потому избегается или обрывается с помощью замещения.

 

Дефицитарная. Выражается отсутствием сексуальных желаний, бедностью эротического фантазирования, восприятием сексуальных отношений как недостойных человека и заслуживающих отвращения. Характерна невысокая оценка своего телесного образа и своей сексуальной привлекательности, равно как и склонность обесценивать сексуальную привлекательность других.

Свойственна низкая сексуальная активность. Такие люди не способны испытывать радость от собственного тела, коммуницировать свои желания и потребности другим.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: