Программа объединения «Лаборатория моды и дизайна» ориентирована на активное приобщение обучающихся к техническому моделированию и конструированию текстильных изделий с элементами художественной обработки и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок дополняет и углубляет школьные программы, имеет подготовительный и развивающий характер для детей школьного возраста. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной и имеет техническую направленность.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития детей, воспитание у них интереса к активному, уважительному отношению к труду. Основная концепция программы: от эскиза к готовому изделию через техническое моделирование и конструирование, учитывая основные законы моды и дизайна.
Программа направлена на повышение творческой активности и самостоятельности воспитанников. Знакомит с профессиями - закройщика, портного, конструктора-модельера, технолога, дизайнера одежды.
|
|
Обучающиеся приобретают навыки работы с технической литературой, журналами мод. Учатся при разработке моделей учитывать особенности тканей, компонуют отделку с соответствующими способами обработки.
Разноплановость программы помогает обучающимся поверить в свои возможности; увидеть результаты своего труда. В отличие от школьной, программа предусматривает более глубокое изучение основных разделов:
· Конструирование;
· Моделирование;
· Технология.
· Художественная отделка текстильных изделий.
· Дизайн
Учитывая запросы, обучающихся предлагается широкий ассортимент изделий от игольницы до одежды на подкладке.
Программа предусматривает получение основных знаний о современных материалах, инструментах, приспособлениях, механизмах, необходимых для выполнения швейных работ. Уделяется особое внимание технической части обучения, а именно правильности снятия мерок, точности расчетов и построений выкроек для любого текстильного изделия.
Занятия практической деятельностью по данной программе развивают интеллектуально-творческий потенциал обучающегося. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с текстильными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает обучающимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Программа, профессионально-ориентируемая.
|
|
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся углубленно учатся основам моделирования и конструирования, учатся создавать эксклюзивные вещи, проходя все этапы от эскиза до художественной отделки через конструкторскую деятельность, сочетать в работе различные направления, технологии и виды материала. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания изделия из текстиля, выбрать направление профессионального обучения в будущем.
С первых же занятий обучающиеся начинают понимать, что применив умения и навыки, полученные в объединении, помогут им само реализоваться и самоутвердиться в обществе путём создания своего собственного образа. Любая вещь, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет средствами дополнительного образования частично компенсировать проблемы развития у обучающихся художественно-конструкторских способностей существующих в школе, одновременно способствуя развитию, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает обучающихся, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Цель:
Целью программы является развитие творческого потенциала личности каждого ребенка средствами технического творчества, освоение технологических знаний, формирование навыков конструирования и моделирования одежды как одного из этапов подготовки, обучающихся к самостоятельной трудовой жизни.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить обучающихся с историей и современными направлениями моды и стиля.
· Научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе.
· Обучить технологии изготовления различных изделий из ткани.
· Уметь пользоваться терминологией ручных и швейных работ.
. Научить правилам техники безопасности.
Воспитательные:
· Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
· Воспитывать у ребёнка правильную самооценку, умения общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Развивающие:
· Развить у детей творческое мышление, эстетический вкус, творческую активность, развить чувство величинных и перспективных представлений, развивать чувство композиционных и прикладных решений.
· Развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы, совершенствовать коммуникабельность и мобильность, помочь обучающимся само реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Программа предполагает гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия обучающихся и развитие их способностей.
Работа в объединении осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Реализация целей и задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере даёт каждый входящий в программу раздел.
|
|
Методика проведения занятий с обучающимися строится на тематическом разнообразии. Решение творческих и технических задач не слишком трудоёмки и утомительны. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех обучающихся.
Программа предполагает работу с обучающимися в форме занятий, их совместной работе с педагогом, а так же- самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению меняется по мере развития интереса и овладения обучающимися навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества обучающихся в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Все задания соответствуют по сложности обучающимся определенного возраста. Это гарантирует успех каждого и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Программа предусматривает участие в выставках, участие в конференциях, конкурсах. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Структура занятия состоит из теоретической и практической части.
По окончании учебного года каждый учащийся предоставляет свою отчетную работу, в которую входит следующая работа: спроектировать и изготовить текстильное изделие в единственном экземпляре, которое, в свою очередь, является проверкой полученных знаний, умений и навыков.
В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей корректируются сроки прохождения той или иной темы. Наиболее заинтересованные и способные имеют возможность самостоятельно изучать последующие темы, используя конспекты и методические разработки. Это способствует формированию интереса к самообразованию и самостоятельному творчеству.
|
|
Обсуждение и оценка готовых изделий способствует развитию у детей способности к самооценке своего труда и учит уважать чужой труд.
Кроме того, в процессе реализации программы «Конструирование и моделирования одежды» осуществляется межпредметная связь: изобразительное искусство, математика, черчение, история, технология, дизайн, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Возраст обучающихся:
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет с разбивкой на возрастные подгруппы. Сложность выполняемой работы выбирается с учетом умений и навыков обучающихся. Группы набираются как для младшего, так и для среднего и старшего звеньев с разбивкой на курсы. Так же возможно обучение для детей с ограниченными способностями в рамках программы "Доступная среда".
Сроки реализации:
Программа рассчитана на три года обучения, как подготовительный, так и основной курс. Общая продолжительность обучения детей в творческом объединении постоянного состава равна: подготовительный курс - 144 часа в год; основной курс - 144 часа в год. Программа рассчитана на 3 года.
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий – аудиторные.
Формы занятий – по группам.
Режим занятий:
Занятия осуществляются по расписанию, в группах по 8 -12 человек.
Занятия проводятся:
Основной курс -2 раза в неделю по 2 академических часа –45 минут - с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Подготовительный курс - 2 раза в неделю по 2 академических часа –45 минут - с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Личностные результаты обучения:
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в области дизайна одежды.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиции будущей специализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно – полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Проявление технико – технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
3. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию одежды и других текстильных объектов.
6. Моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную и социальную значимость.
9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно – значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с ее другими участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13.Оценка своей познавательно - трудовой деятельности с точки зрения нравственных правовых норм, эстетических ценностей под принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14.Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства
Предметные результаты:
1. Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.
2. Дизайнерское конструирование изделия.
3. Способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенностей фигуры.
4. Развитие пространственного художественного воображения, композиционного решения, чувства цвета, гармонии и контраста, чувства пропорции, ритма, стиля, формы.
5. Владение алгоритмами и методами решения технических задач.
6. Распознавание видов инструментов, приспособлений, оборудования и их технологических возможностей.
7. Владение методами чтения и способами графического представления технической информации.
8. Применение общенаучных знаний в процессе осуществления технологической деятельности.
9. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и культуре производства.
10. Применение элементов прикладной экономике при обосновании технологий и проектов.
11. Планирование технологического процесса и процесса труда.
12. Планирование последовательности операций и составление технологической карты.
13. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и ограничений.
14. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
15. Выявление допущенных ошибок и обоснование способов их исправления.
16. Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной деятельности.
17. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
18. Публичная презентация и защита идеи, варианта изделия и т.д.
19. Способность к коллективному решению творческих задач.
20. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива.
Будут знать:
· правила безопасности труда на рабочем месте
· правила пользования инструментами и приспособлениями
· виды стежков и швов ручных и машинных работ
· правила раскроя и обработку ткани
· историю создания костюма
· метод моделирования способом наколки
· технологическую последовательность обработки изделия и соединения основных деталей одежды
· основные элементы построения, моделирования и конструирования чертежей и деталей одежды, основные законы дизайна одежды.
· основные виды декоративно-отделочных работ.
Будут уметь:
· пользоваться инструментами и приспособлениями
· соблюдать технику безопасности при работе с электрическими приборами.
· выполнять основные технологические приёмы при работе с тканью
· уметь использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности
· производить снятие мерок
· пользоваться схемами и картами чертежей и деталей одежды
· самостоятельно производить обработку различного узла изделия
· использовать декоративно-отделочные работы на готовом изделии.
· проводить самоанализ успешности и результативности.
В зависимости от степени усвоения программного материала возможно увеличение или уменьшение часов на определённые темы.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лаборатория моды и дизайна» являются:
- участие обучающихся в тематических районных и областных выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.
- выполнение индивидуальной работы по каждому курсу и направлению программы.
Итоговая оценка носит комплексный характер, так как учитывает:
- качество выполнения выпускной работы;
- результаты педагогического собеседования;
- степень развития творческих способностей;
- уровень развития интеллекта;
- активность работы обучающегося на протяжении всего курса обучения;
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Подготовительный курс