Отчет по преддипломной практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

БАКАЛАВРИАТ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ(ПРИКЛАДНОЙ)»

 

Отчет по преддипломной практике

 

 

Работу выполнил

 студент ЗАБ-44.03.02-51 группы

 К.Д. Микин

                                                           Проверила

Кандидат педагогических наук

Доцент кафедры педагогики

и педагогической психологии

Н. В. Белокрылова

 

 

Ижевск – 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современные исследователи рассматривают личностные ценности как сложную иерархическую систему, которая выполняет регулирующую функцию в деятельности человека, на пересечении мотивирующей потребности сферы и мировоззренческих структур сознания личности.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность отдавать предпочтение определенным ценностям в различных жизненных ситуациях, способ различения явлений и объектов по степени их значимости для человека.

Ценностные ориентации обычно имеют сложную иерархическую структуру. Возможны следующие варианты ценностных иерархий: осознаваемые (убеждения), подсознательные (установки) и декларируемые (мотивировка). В некоторых ситуациях можно наблюдать существенный диссонанс между ценностными и поведенческими характеристиками человека. Ученые предложили множество типологий ценностей, наиболее известным является деление на духовное, социальное и материальное. Кроме того, они выделяют ценности, соответствующие различным сферам общественной жизни (моральная, эстетическая, политическая, познавательная, экономическая и т. д.).

Общепринятыми, теоретически обоснованными и подтвержденными данными эмпирических исследований являются тезис чувствительности ребенка данного возраста к усвоению системы норм отношений в обществе, в частности моральных норм. Ценностные ориентации определяют ориентацию личности молодого человека к целям и средствам деятельности и поэтому выражают его отношение к миру. Поэтому ценностные ориентации рассматриваются как элемент мировоззрения зарождающейся личности. Подростковый возраст - это возраст, когда впервые в онтогенезе возникают необходимые условия для формирования ценностных ориентаций.

В рамках личностного подхода стиль общения можно определить, как индивидуально стабильную форму коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия: деловых и личностных отношениях, в стиле руководства, в способах принятия и осуществления решений, в приемах психологического воздействия на людей, в методах решения и предупреждения межличностных и деловых конфликтов.

В настоящее время проблема ценностных ориентаций широко исследуется как зарубежными, так и отечественными исследователями. Основными направлениями изучения являются особенности ценностных ориентаций в разных профессиональных, возрастных группах, влияние ценностных ориентаций на развитие личности, а также влияние особенностей окружения человека на формирование ценностных ориентаций. Однако, несмотря на повышенный интерес к данному вопросу, проблема остается недостаточно изученной, что демонстрирует необходимость проведения дальнейших исследований с целью ее изучения.

Объектом исследования: выступают ценностные ориентации молодежи. 

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций молодежи.

Цель исследования практики: изучить особенности ценностных ориентаций молодежи разных музыкальных стилей.

Из этой цели вытекают следующие задачи практики:

1. Проанализировать психолого-педагогической литературы по изучению ценностных ориентаций;

2. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи;

3. Исследовать ценностные ориентации молодежи, относящейся к разным музыкальным стилям;

4. Проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.

Теоретической основой работы послужили теоретические положения отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению молодежных субкультур и их представителей, отражающие типологию и динамику молодежных субкультур, сущностные характеристики представителей молодёжных субкультур: исследования Р. В. Линьковой, С. О. Елишева, В. З. Шурбе посвящены молодежи, молодежной политике и современным проблемам молодежи, вопросы ценностных ориентаций изучали философы, социологи, психологи, среди них К.А. Абульханова-Славская, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов др., исследованию ценностных ориентаций молодежи России посвящены работы М.К. Горшкова, А.Г. Кузнецова, Н.П. Медведева, A.B. Соколова, Ч.А. Шакеевой, В.А. Шаповалова, И.О. Щербаковой и др., ряд современных научных статей таких авторов как Е. А. Карпишеной, Л.Х. Нагоевой, Л.М. Загидуллиной, Е. Н. Тумилевич посвящены ценностным ориентациям молодежи и ее социализации.

В качестве методик исследования нами были применены Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича и Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной.

В современных условиях, когда отсутствуют конкретные моральные и нравственные ориентиры и четкие представления о том, какого типа личность востребована в настоящее время в российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются хаотически. В качестве рабочей гипотезы выпускной квалификационной работы выступает предположение о том, что музыкальные предпочтения оказываюет серьезное влияние на формирование ценностных ориентаций современной молодежи.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы, полученные в результате исследования, могут лечь в основу будущих работ в области формирования ценностных ориентаций современной молодежи.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут найти применение в деятельности образовательных учреждений, общественных организаций, государственных структур при разработке молодежной политики.

Объект, предмет, цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: