Понятие о методологии педагогики. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Сущность системного, деятельностного, личностного подходов в педагогике. Методы педагогического исследования: теоретические методы (анализ, моделирование), эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение результатов деятельности учащихся и др.), количественные методы. Педагогический эксперимент. Педагогическое тестирование.
Проблема целеполагания в педагогике
Понятие о цели в дидактике и теории воспитания. Значение целей для разработки педагогической теории и практики. Системообразующая функция цели в образовательном процессе. Соотношение цели и задач обучения и воспитания. Цели и задачи I ступени общего среднего образования в Республике Беларусь.
Диалектика идеи гармоничного и всестороннего развития личности в истории педагогики. Современные концепции и целях и задачах воспитания. Система целей воспитания. Цель и задачи воспитания обучающихся в Республике Беларусь. Ведущие задачи воспитания младших школьников. Целеполагание как деятельность педагога. Условия успешности целеполагания. Реализация целевых установок образовательной деятельности в практической работе школы и учителя.
Теория обучения (дидактика)
Общее представление о дидактике как разделе педагогике. История возникновения и становления дидактики.
Предмет и задачи дидактики. Взаимосвязь общей и частной дидактики. Основные категории дидактики: «образование», «обучение», «преподавание», «учение». Взаимосвязь основных категорий дидактики.
Содержание образования
Содержание образования как система знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, усвоение которых обеспечивает формирование базовой культуры личности и ее разностороннее развития. Источники детерминанты формирования содержания образования. Формальная, материальная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования.
Характеристика базовых компонентов культуры личности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте: нравственно-правовая, эстетическая, экологическая, политическая, психологическая, гендерная культура, культура трудовой деятельности, культура здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, культура социального взаимодействия и культура досуга.
Государственные документы, определяющие содержание образования: государственный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Базовый и вариативный компоненты учебного плана, начальной школы. Функции, структура, содержание, форма школьных учебников. Современные дидактические требования к учебникам для учащихся начальных классов.
Программа воспитания как документ, определяющий содержание воспитания. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Современные программы воспитания младших школьников.
Сущность и структура процесса обучения
Сущность процесса обучения. Теория познания – методологическая основа обучения. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно- регулировочный, оценочно-результативный.
Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая. Источники и механизмы развития процесса обучения.
Закономерности и принципы обучения
Закономерности процесса обучения. Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса. Принцип научности. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип доступности. Принцип наглядности. Принцип систематичности и последовательности. Принцип сознательности и активности. Принцип прочности. Принцип воспитывающего обучения. Принцип развивающего обучения. Принцип природосообразности. Принцип дифференцированного и индивидуального подходов. Принцип гуманизации процесса обучения и др.
Мотивы учения младших школьников
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности. Классификация мотивов учения (Л.И. Божович, А.К. Маркова) Познавательные мотивы: широкий учебный, учебно-познавательный, мотив самообразования. Социальные мотивы: широкий социальный, позиционный, мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения.
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы: чувство долга, желание получить похвалу учителя, познавательный интерес, желание порадовать родителей и т.д.
Познавательный интерес – главный мотив учения младших школьников. Условия возникновения и развития интереса к учению.
Методы и средства обучения в современной школе
Понятие «метод», «приём обучения». Различные подходы к классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Характеристика методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Пути усиления образовательной, воспитательной, развивающей функций методов обучения.
Выбор методов обучения. Методический арсенал учителя. Метод учителя как обобщенная характеристика индивидуального стиля преподавания.
Средства обучения. Классификация и характеристика средств обучения.