Понятие о формах организации обучения. Многообразие форм обучения. Общие формы организации работы учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная формы).
Понятие «система обучения». Система индивидуального, индивидуализированного, взаимного, массового обучения, и их развитие в дидактике. Классно-урочная система обучения. История возникновения и развития классно-урочной системы. Урок – основной элемент классно-урочной системы обучения.
Основные и дополнительные формы организации обучения в начальных классах. Урок, его типология и структура. Современные требования к уроку и пути его совершенствования. Нестандартные уроки в начальных классах. Интегрированные уроки. Подготовка учителя к уроку.
Учебная экскурсия. Организация домашней учебной работы младших школьников. Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады, конференции учащихся.
Виды обучения
Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное), его преимущество и недостатки.
Сущность проблемного обучения. Понятие «проблемная ситуация», «проблема», «проблемный вопрос». Этапы проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций. Достоинства и недостатки проблемного обучения.
Сущность и характерные черты программированного обучения. Принципы программирования учебного материала (линейное программирование, разветвленное программирование). Структура программированного обучения. Алгоритм, его виды. Достоинства и недостатки программированного обучения. Средства программированного обучения.
Значение компьютерного обучения. Требования к составлению обучающих программ.
Л.С. Выготский о двух уровнях умственного развития ребенка (уровень актуального развития, зона ближайшего развития). Дидактическая система обучения Л.В. Занкова. Дидактические принципы системы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работы над развитием всех учащихся класса. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменения самого себя как субъекта обучения. Основные новообразования младших школьников: учебная деятельность и ее субъекты; теоретическое мышление, произвольное управление поведением (рефлексия).
Образовательные технологии
Сущность технологического подхода к образованию. Понятие о технологии обучения и технологии воспитания. Классификация технологий обучения.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Реализация педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода.
Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся. Игровые технологии в обучении. Технологии группового и коллективного обучения в начальных классах.
Технологии эффективного управления процессом обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Технология полного усвоения знаний. Технология модульного обучения. Технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Технологии развития творческого потенциала личности младшего школьника. Технология проектов. Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской). Технология ТРИЗ в начальных классах. Технология педагогических мастерских. Технология развития критического мышления учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы.
Педагогическая диагностика
Сущность, функции, принципы педагогической диагностики. Процедура диагностики: постановка целей, определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации педагогического процесса.
Результаты (продукты) процесса обучения. Понятие о контроле и проверке знаний, умений и навыков. Виды, методы и формы контроля. Тестирование учебных достижений. Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учащихся. Критерии и 10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования. Особенности контроля и оценки результатов учебной деятельности младших школьников в период безотметочного обучения.
Критерии и показатели результативности воспитательного процесса. Методы диагностики воспитанности личности и коллектива.
Сущность и структура воспитательного процесса
Понятие о воспитании как педагогическом процессе. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком.
Противоречия как движущие силы воспитания. Двусторонний характер воспитания. Личность как субъект и объект воспитания. Воспитание и самовоспитание.
Структура воспитательного процесса. Цель и задачи воспитания, субъекты и объекты воспитания, закономерности и принципы воспитания, содержание воспитания, формы, методы и средства воспитания, оценка и самооценка результатов воспитания.
Воспитание как социально-организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Методика формирования личностных качеств.
Особенности воспитания младших школьников.






