Современные подходы и концепции воспитания

Определение понятий «концепция воспитания», «подход к воспитанию».Классификация концепций в соответствии с представлениями о природе человека и соотношении внутреннего (биолого-генетического) и внешнего (социального) в развитии и воспитании личности. Сущность, достоинства и недостатки антропоцентрических, социоцентрических и личностно-социальных (интегративных) концепций воспитания.

Характеристика деятельностного, личностного, системного, индивидуального, дифференцированного, антропологического, культурологического подходов в воспитании.

Определение цели, задач и основных составляющих воспитания в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

 

Закономерности и принципы воспитательного процесса

Понятие о закономерностях и принципах воспитательного процесса. Современные подходы к определению закономерностей и принципов воспитания.

Общие закономерности воспитания (социальная обусловленность задач и содержания воспитания; взаимосвязь внешних воздействий и внутренних процессов личности; зависимость эффективности воспитания от оптимальной организации деятельности детей, от степени их активности и др.).

Общая характеристика основных принципов воспитания (целенаправленность, научность, культуросообразность, природосообразность, связь с жизнью, воспитание в деятельности и коллективе, гуманизация и демократизация, педагогически целесообразная организация среды и др.). Единство и взаимосвязь принципов воспитания, их реализация в педагогической практике школы.

 

Методы, средства, формы воспитания младших школьников

Понятие о методах и приемах воспитания. Система методов воспитания, различные подходы к их классификации. Характеристика методов формирования сознания личности (этическая беседа, рассказ, диспут, разъяснение, инструктаж, увещевание, педагогическое внушение), методов организации деятельности учащихся (требование, упражнение, приучение, поручение, пример), методов стимулирования поведения (поощрение, наказание, творческая игра, соревнование).

Средства воспитания как педагогическая категория. Общение и деятельность - ведущие средства воспитания. Виды деятельности, организуемые в воспитательном процессе начальной школы (познавательная, трудовая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная и др.).

Выбор методов воспитания, его зависимость от цели, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития коллектива и др.

Понятие о форме воспитания. Картотека форм воспитательной работы.

 

Коллектив как средство воспитания личности

Роль коллектива в формировании личности. Воспитание личности в коллективе – ведущий принцип воспитания. Понятие воспитательного коллектива. Признаки коллектива. Структура воспитательного коллектива в школе. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Особенности развития коллектива младших школьников.

Нравственное воспитание младших школьников

Соотношение морали и права, специфика нравственных отношений.

Сущность нравственной культуры личности: нравственные мотивы и потребности, представления и суждения, навыки и привычки поведения.

Задачи нравственного воспитания. Система отношений личности к Родине, обществу, коллективу, труду, природе, людям, себе как основа формирования нравственности.

Средства, методы и формы нравственного воспитания. Особенности нравственного воспитания на разных возрастных этапах. Формирование культурных навыков у младших школьников.

 

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. Структура гражданственности: гражданские мотивы, патриотические чувства, национальное самосознание, дисциплинированность, уважение законов, добросовестное отношение к своим обязанностям. Сущность, цель, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания младших школьников в учебной и внеклассной работе. Пути и педагогические средства гражданско-патриотического воспитания учащихся.

 

Трудовое воспитание младших школьников

Культура труда как компонент базовой культуры личности. Стремление трудиться, осознание социальной и личностной значимости труда, бережное отношение к материальным ценностям и природе, ответственное отношение к труду, трудовые умения и навыки, рациональная организация и эстетизация труда, готовности к длительному напряженному труду – важнейшие компоненты культуры трудовой деятельности личности.

Сущность, цель, задачи, содержание трудового воспитания учащихся. Труд как основное средство трудового воспитания учащихся. Учебный труд, производительный труд, общественно полезный труд, труд по самообслуживанию.

Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе их трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по воспитанию трудолюбия у младших школьников.

 

Эстетическое воспитание младших школьников

Эстетическая культура как компонент базовой культуры личности: эстетические потребности, чувства, знания, идеалы, опыт эстетической деятельности.

Сущность, задачи и содержание эстетического воспитания учащихся. Роль эстетического воспитания в развитии личности. Средства эстетического воспитания: природа, искусство, быт, национальная культура. Эстетика поведения как компонент эстетической культуры личности, проявление эстетической культуры в труде, в общении, в быту. Особенности, методы и формы эстетического воспитания младших школьников на уроках и во внеклассной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: