Общий способ работы над текстовыми арифметическими задачами

(простыми и составными)

Этапы Цель Приёмы выполнения
1. Подготовительный    Подготовить учащихся к восприятию текста задачи а) Решение простых задач, содержащие величины и отношения между ними, которые входят в данную составную задачу б) Задачи с недостающими данными, при дополнении которых получается текст составной задачи в) Упражнения, связанные с повторением математических понятий и отношениями между ними
2. Чтение и осмысление текста задачи Установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, зависимости, известные и неизвестные величины а) Чтение текста задачи (вслух, про себя) б) Составление краткой записи в) Повторение задачи по краткой записи
3. Поиск плана решения задачи Составить план решения задачи   Поиск плана решения задачи вести от: а) главного вопроса к данным (аналитический способ) б) от данных к главному вопросу (синтетический способ) в) аналитико-синтетический способ г) неполный анализ (ставятся 1-2 вопроса, позволяющие самостоятельно решить задачу) Обучение учащихся анализу задачи можно проводить с помощью граф-схем              
4. Запись решения и ответа задачи   Найти ответ на вопрос задачи   а) Устное выполнение каждого пункта плана; б) Письменное выполнение каждого пункта плана:  - арифметическое решение: по действиям с пояснениям; по действиям без пояснений; по действиям с вопросами  - алгебраическое решение в виде уравнения или неравенства - геометрическое решение в виде чертежа или рисунка
5. Проверка решения задачи Установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения    - Решение задачи другим способом, если в результате решения другим способом получили тот же результат, следовательно, задача решена верно - Сравнение с правильным решением - Сравнение с образцом хода или результата решения  - Повторение решения тем же методом и способом  - Прогнозирование (прикидка) и последующее сравнение хода решения с прогнозом. При несоответствии прогнозу – решение неверно  - Составление и решение обратных задач (если в результате решения обратной задачи получено данное прямой задачи, то результат решения верен)
6. Работа над задачей после её решения Формирование умения решать задачи – Изменение условия текстовой задачи – Изменение вопроса текстовой задачи – Сравнение условий, вопросов, решений текстовых арифметических задач и др. – Выбор графического чертежа, схемы к тексту задачи из нескольких предложенных

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: