Методика работы над простой текстовой задачей

Решение текстовых задач осуществляется поэтапно. Последовательность этапов обусловлена логикой условия задачи. Следует отметить, что общей позиции по отношению к количеству этапов и их названию в методике до сих пор не выработано.

Можно выделить следующие этапы решения текстовой задачи:

1. Восприятие и осмысление задачи.

2. Поиск плана решения.

3. Выполнение плана решения.

4. Проверка решения.

5. Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).

6. Работа над задачей после решения.

Большое внимание следует уделять работе над содержанием задачи, т.е. над осмыслением ситуации изложенной в задаче, установлением зависимости между данными и искомым. Последовательность работы над усвоением содержания задачи;

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Выразительному чтению текста задачи следует учить учеников. Нужно помнить, что детей специально надо учить выразительному чтению, они не могут самостоятельно правильно прочитать задачу, не могут расставить логические ударения и т.д.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможна с 4 класса.

Учитель в школе зачастую не может быть уверенным, что решение задачи понято всеми учениками. Поэтому полезно провести работу по закреплению решения этой задачи. Работа по закреплению решения задачи может быть проведена различными приемами.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

3. Ставятся вопросы к отдельным действиям или вопросам.

Для учащихся важно не количество решенных аналогичных задач, а понимание предметной ситуации в зависимости между данными. Этой цели и служит последующая работа над решенной задачей, которую можно рассматривать как важный прием формирующий навыки решения задач данного вида.

Лучшему пониманию предметного содержания задач, зависимости между данными и искомыми способствует решение задач с лишними или недостающими числовыми данными, записанными не числами, а словами.

Учителя широко используют как один из приемов обучения решению задач составление задач самими учащимися. Это помогает детям лучше осознать жизненно-практическую значимость задачи, глубже понять её структуру, а также различать задачи различных видов, осознать приемы их решения. Составление задач проводится параллельно с решением готовых задач. Опыт и наблюдение показывают, что легче всего для учащихся частичное составление задач. Следует стимулировать составление учащимися задач с разнообразными фабулами. Это способствует развитию их воображения смекалки, инициативы.

Методические приемы,

формирующие умение решать простые текстовые задачи:

1. Фронтальный разбор задачи (от вопроса к данным/от данных к вопросу под руководством учителя/учащихся).

2. Неполный анализ задачи (ставится один вопрос).

3. Решение задач с двумя вопросами в тексте.

4. Решение задачи с лишними данными.

5. Решение задачи с недостающими данными.

6. Моделирование условия задачи (словесная краткая запись; схематическая модель; таблица; рисунок; чертеж; инсценирование текста).

7. Дополнение: условия вопросами; вопроса условием; данных в простой задаче до составной.

8. Выбор правильного решения из 2-х, 3-х предложенных.

9. Выбор графического чертежа.

10.  Выбор схемы к тексту задачи.

11.  Продолжение начатого решения.

12.  Обсуждение готового решения.

13.  Обсуждение рисунков, схем в тексте задачи.

14.  Обсуждение неправильного решения.

15.  Постановка вопроса к уже решенной задаче. Постановка нескольких вопросов к задаче.

16.  Переформулировка текста задачи.

17.  Приём изменения:

– условия так, чтобы задача решалась другим действием;

– одного из данных;

– условия так, чтобы действие не менялось;

– числовых данных так, чтобы появился новый способ решения или, наоборот, чтобы один из способов стал невозможным.

18.  Сравнение:

– содержания двух задач, в которых одинаковые условия, но разные вопросы;

– содержания двух задач, в которых одинаковые вопросы, но разные условия;

– содержания двух задач, в которых одинаковое решение, но смысл действий разный;

– решений задачи (способов решения).

19.  Составление задачи: по вопросу, по данным, по аналогии, по рисунку, по таблице, по чертежу, по выражению, по указанным действиям, составной задачи из простых, обратной задачи, составление задачи по ее решению.

20.  Исследование решения задачи – при каких условиях она не имеет решения совсем? Сколько способов решения имеет задача?

21.  Обоснование правильности решения задачи.

22.  Преобразование простой задачи в составную.

23.  Самостоятельное решение задачи.

24.  Дифференцированная работа над задачей (для сильных – без вспомогательных опор, полностью самостоятельное решение, усложнение условия, дополнительные вопросы и т.д.; для слабых – наличие плана решения, вспомогательных вопросов, схем и т.д.).

25.  Индивидуальная работа над задачей.

26. Математический диктант – учитель читает задачу: дети записывают только действия; дети записывают только знак арифметического действия; дети записывают только ответ (с пояснением/без пояснений).

Итак, работа над простой текстовой задачей является важной, поскольку это направление отражает прикладную значимость математики и выступает связующим звеном для всех разделов начального курса математики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: