Знак сертификации ISO 9001:2015

Система менеджмента качества в полиграфии

Качество — емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Современные системы менеджмента качества (СМК) базируются на принципах TQM. Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, уровня квалификации персонала — позволяет достичь быстрого и более эффективного развития бизнеса.

Структура ISO 9000

Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему управления, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.

Возвращаясь к системе менеджмента качеством, отметим, что широко применяется сертификация СМК по ISO 9001. Сертификация СМК основана на проведении независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).

 

Качество определяется следующими категориями:

степень реализации требований клиентов;

значения финансовых показателей компании;

уровень удовлетворенности служащих компании своей работой.

Немного окунемся в историю. В 1987 году Международная организация по стандартизации (ISO), взяв за основу Британский стандарт BS 5750 (в свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК) и доработав его, выпустила первую редакцию стандартов серии ISO 9000. Стандарты этой серии определяли требования к управлению качеством для предприятий, производящих продукцию и предоставляющих услуги.

Знак сертификации ISO 9001:2015

В 1994 году данный стандарт был пересмотрен и переиздан. Был сделан акцент на предупреждающий характер обеспечения качества.

Стандарты серии ISO 9000 первоначально давали элементарную модель обеспечения качества, где качество рассматривалось как соответствие продукта. Данная модель отражала ограниченные аспекты качества, однако была инструментом создания твердой основы для дальнейшего совершенствования качества и внедрения более сложных систем управления качеством.

В редакции 2000 года были произведены изменения структуры стандарта по сравнению со вторым изданием. Исчезли 20 элементов системы качества (пункты 4.1-4.20 второго издания), и их заменил подход с позиции процесса.

В редакции 2005 года слова «система управления качеством» заменены на «система менеджмента качества».

В версию от 2008 года также были внесены лишь небольшие косметические правки.

А вот в 2015 году вышел международный стандарт, который актуален и на сегодняшний день, регламентирующий управление качеством, — ISO 9001:2015, в 2016 году на его основе выпустили отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Сертификация по этим стандартам дает много бонусов. Свидетельство соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 подтверждает клиентам, партнерам, инвесторам, что данная конкретная компания управляет качеством. Сертификат ISO 9001 помогает выйти на международный рынок. Кроме того, наличие сертификата ISO обязательно для участия в некоторых государственных тендерах и конкурсах.

 

Когда предприятия создают СМК

В России практически не встречаются проекты создания СМК без задачи ее последующей сертификации. Не откроем тайны, если скажем, что для некоторых отечественных предприятий, судя по всему, более важен сам факт получения сертификата, нежели использование функциональных возможностей системы. Это объясняется тем, что в большинстве случаев сам сертификат остро востребован рынком: например, заказчик требует сертификат; он нужен, чтобы выиграть крупный тендер и в тому подобных ситуациях. Часто встречаются разумные компромиссы. Многие руководители понимают, что, создавая действующую систему, нужно извлечь максимальную выгоду из ее функционирования.

В большинстве случаев предприятия создают, а затем сертифицируют СМК, ставя перед собой следующие цели: поддержка экспорта продукции; стабилизация позиций на отечественном рынке; участие в конкурсах и тендерах; продвижение собственной торговой марки. С уверенностью можно предположить, что уже в недалеком будущем СМК превратится из элемента конкурентного преимущества предприятия в обязательный фактор его существования на рынке.

 

Что дает предприятию СМК

Рассмотрим четыре характеристики деятельности предприятия, на которые в большей мере влияют создание и эффективное функционирование СМК: прозрачность, управляемость, развитие, конкурентоспособность.

СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются организационная структура (обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции) и бизнес-процессы. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия.

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенных моментах, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.

 

Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия, так как более качественная продукция должна и стоить дороже. Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса или тендера. Перечисленные обстоятельства прямо и косвенно влияют на эффективность экономической деятельности предприятий. Известны случаи, когда успешное функционирование системы качества и наличие сертификата позволяли предприятиям не только существенно улучшить свои позиции на рынке, но и занять лидирующие позиции.

 

Требования стандарта ISO 9001

Организация, которая принимает стратегическое решение следовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, должна учитывать следующие основные моменты и документально их задекларировать.

Организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать систему управления качеством и непрерывно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями этого международного стандарта.

Данный пункт требует от предприятия определить процессы, необходимые для системы управления качеством и установить последовательность и взаимодействие этих процессов.

При этом процессы можно разбить на несколько категорий. Например:

макропроцессы;

производственные;

вспомогательные;

процессы измерения;

процессы постоянного улучшения жизненного цикла продукта и т.д.

Затем выделенные процессы объединяются в единую систему, которой можно эффективно управлять.

Для процессов должны быть установлены показатели, критерии и методы, необходимые для того, чтобы как выполнение этих процессов, так и управление ими осуществлялись эффективно.

Все процессы должны быть обеспечены ресурсами и информацией, необходимыми для поддержки их функционирования. Должны быть определены методы управления процессами, их мониторинга, измерения, анализа и совершенствования.

Должны быть назначены ответственные за процессы, ответственные за выделение ресурсов, при необходимости, ответственные за проведение входного и/или выходного контроля качества, определены участники процессов. Чем четче будут определены полномочия и ответственность персонала в пределах процессов и системы в целом, тем легче будет управлять всей системой качества.

Кроме того, стандарт указывает на необходимость обеспечить управление процессами, которые влияют на соответствие продукта требованиям, и выполняются для организации по субподряду. Управление такими субподрядными процессами должно быть определено в рамках собственной системы управления качеством.

Что это значит? Если предприятие в какой-то части производственного процесса изготовления продукта пользуется услугами третьих компаний, и эти услуги непосредственно влияют на качество исходного продукта, предприятие должно регламентировать и документировать действия третьей стороны и контролировать соответствие этих действий установленному регламенту.

Теперь еще проще. Если при производстве журнала, например, некое предприятие имеет производственные мощности для печати, но не имеет возможностей фальцовки и брошюровки и для этого привлекает субподрядную компанию, то передача (транспортировка) тиража, порядок приемки, проведения технологических операций, порядок отгрузки, возврат (транспортировка) тиража должны быть описаны документально и утверждены. Это позволяет значительно снизить количество несоответствий (брака) при работе во взаимодействии с субподрядными организациями. Организация даже вправе указать в договоре с субподрядчиком порядок проведения на территории субподрядчика периодического/постоянного контроля (аудита) того, как он выполняет установленные требования.

Понимаю, что многие из вас сейчас улыбнулись и представили, как они будут проверять своих субподрядчиков и что они могут от них услышать в ответ на это предложение. Однако это мировая практика и хотим мы этого или нет, в конце концов, и мы к этому придем. Так или иначе.

 

Теперь подробно о документации. Пункт 4.2.1. гласит: документация системы управления качеством должна включать:

документированные положения политики и целей в области качества;

руководство по качеству;

документально оформленные процедуры, требуемые настоящим стандартом;

документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления своих процессов и управления ими;

записи, требуемые настоящим стандартом.

Все, что происходит в организации в процессе ее деятельности, должно следовать положениям ГОСТ Р ИСО 9001, о чем конкретно должно быть прописано в «Руководстве по качеству», в инструкциях и регламентах, описывающих процессы проектирования (производства). Так, внутренние документы должны отражать изменения размеров, структуры организации, изменения целей производства товаров и услуг, меняющиеся процессы производства.

 

Требования к системе менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9001, являются дополнительными по отношению к требованиям на производимую продукцию (это очень важно, так как главными являются требования заказчика).

Система менеджмента качества организации может использоваться внутренними и внешними сторонами. Например, органы по сертификации могут применять систему, чтобы оценить, способна ли компания выполнить требования потребителей и регламентов. Основные положения упомянутых выше стандартов перечислены в наименовании разделов этих стандартов.

В условиях рыночных отношений важнейшее значение приобретает решение проблемы качества. Только высокое качество позволит обеспечить конкурентоспособность продукции. Определяющим в настоящее время является осознание каждым из товаропроизводителей того, что высокое качество выпускаемой продукции обеспечивает возможность нормального развития предприятия. Современной промышленностью выпускается большое количество разнообразной продукции, которая должна удовлетворять потребителя по качеству. Удовлетворение потребностей с помощью определенных свойств некой продукции с минимальными затратами материальных средств, эмоциональных и физических сил потребителя — вот высшая цель управления качеством, которое обеспечивает действенный и эффективный способ организации дела, организации производства для достижения высшей цели.

Обеспечение качества было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Если говорить о качестве продукта как о его свойстве, то оно закладывается в продукт в процессе его разработки и производства, а оценивается при эксплуатации. Поэтому качество продукта можно планировать при разработке как самого продукта, так и процесса его изготовления. Этот этап создания продукта с заданными потребителем требованиями соответствует в производстве разработке документации. После него производитель в процессе изготовления старается произвести продукт с запланированными значениями параметров качества.

Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением, а если качество можно контролировать, то, следовательно, им можно и управлять.

Система всеобщего управления качеством, направленная на снижение и уменьшение вариаций и разбросов характеристик продукции и процессов, предусматривает применение статистических методов. Каждому решению предшествует сбор и анализ фактов — в результате решение носит обоснованный, доказательный характер.

СМК представляет собой тот способ, которым организация решает деловые задачи, связанные с обеспечением качества. В широком смысле она охватывает организационную структуру предприятия, документацию, производственные ресурсы и ресурсы, используемые для достижения поставленных целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей. СМК охватывает такие вопросы, как оценивание того, как и зачем осуществляется то или иное действие, описание методов решения задач и фиксирования достигнутых результатов.

Основные факторы, заставляющие активно заниматься разработкой, внедрением и сертификацией СМК, включают:

• необходимость приобретения преимущества перед конкурентами;

• требования заказчика;

• возможность получения рекламных и маркетинговых преимуществ;

• необходимость дальнейшего улучшения качества продукции;

• необходимость снижения риска ответственности за продукцию.

Каким должен быть объем документации

Первое, что должно быть описано и утверждено, — это политика и цели организации в области качества. Это может быть как один документ, так и несколько. Политика организации в области качества должна соответствовать целям организации, включать обязательства организации соответствовать требованиям системы управления качеством и непрерывно совершенствоваться. Политика в области качества обеспечивает основу для определения и анализа целей организации в области качества. Для обеспечения постоянного совершенствования системы управления качеством стандарт требует, чтобы политика в области качества была доведена до сведения персонала, понята в рамках организации и пересматривалась с установленной периодичностью.

Высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы цели в области качества, включая и те, которые необходимы для выполнения требований к продукту, были установлены, измеримы и согласованы с политикой компании.

Цели в области качества могут устанавливаться как в самой политике, так и отдельными документами.

 

Следующий обязательный документ, который требуется стандартом, — это «Руководство по качеству».

«Руководство по качеству» содержит область применения системы управления качеством на предприятии, включая подробное описание и обоснованные исключения, документированные процедуры, установленные для системы управления качеством, или ссылки на них и описание взаимодействия между процессами системы управления качеством.

В идеале, из руководства по качеству должно быть понятно, чем занимается организация, каким образом обеспечивается качество, какие процессы определены в компании и как они взаимодействуют, в каких документах содержатся нормативные требования к выполнению технологических операций и производственных процессов и т.д.

Мы видим, что система управления качеством может содержать исключения. Что же это? Организация может внедрить систему управления качеством не для всех видов деятельности, которыми оно занимается. Например, типография, имеющая собственный книжный магазин, может охватить системой управления качеством только полиграфическую часть, оставив за рамками системы управления качеством торговую деятельность. Это и есть исключения.

 

Теперь главная «тайна мадридского двора», о которой обычно умалчивают консультанты при подготовке пакета документов по системе управления качеством.

Стандарт не требует разрабатывать десятки или сотни нормативных документов! Кроме вышеперечисленных документов стандарт указывает на необходимость еще шести документированных методик, причем эти методики могу быть включены в состав «Руководства по качеству».

Перечислим эти методики:

• «Управление документами»;

• «Управление записями»;

• «Проведение внутреннего аудита»;

• «Управление несоответствующим продуктом»;

• «Выполнение корректирующих действий»;

• «Выполнение предупреждающих действий».

В зависимости от размера организации и от сложности системы управления качеством эти методики могут быть оформлены в виде отдельного документа, включены в состав руководства по качеству или существовать в виде сборника документов.

В связи с тем, что пользоваться слишком пухлым руководством по качеству неудобно, обычно данные методики оформляют в виде отдельных процедур (инструкций, стандартов предприятий и т.д.).

Все, что требует стандарт еще, — это документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления своих процессов, управления ими и ведение записей системы качества.

При написании системы управления качеством необходимо помнить: чем больше документации, тем труднее будет ее применять.

Конечно, в любой организации в том или ином объеме имеется внутренняя нормативная документация, и для выполнения тех или иных требований стандарта будет необходимо издавать дополнительные нормативные документы, но с самого начала разработки пакета документов их количество надо минимизировать.

В самом стандарте ISO 9001 есть пояснение, что объем документации системы управления качеством для организаций может быть различным в зависимости от размера и вида деятельности этой организации, сложности процессов и взаимодействий между ними и компетентности персонала.

И еще — документация может быть представлена на носителе любой формы и типа. Это означает, что документация может быть и на электронных носителях (компьютер, диск, Интернет и др.). Помните об этом! Нет необходимости делать десять копий документов системы управления качеством и раздавать их по отделам, если можно разместить эти документы в электронном виде в компьютерной сети организации и предоставить доступ заинтересованным отделам.

Сущность и понятие качества в полиграфическом производстве

Качество полиграфической продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество полиграфической продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности полиграфической организации любой формы собственности.

В условиях рынка и конкуренции решение проблемы качества полиграфической продукции в организации — это ее имидж, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивости финансового положения организации.

В процессе анализа качества полиграфической продукции решаются следующие задачи:

- определяется технический уровень полиграфической продукции;

- анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

- выявляются факторы, сдерживающие повышение качества полиграфической продукции;

- обосновываются возможности повышения качества полиграфической продукции и сокращения брака.

Качество полиграфической продукции по содержанию устанавливается на основе полученных рецензий на выпускаемые издания в печати и отзывов ведущих специалистов.

Качество полиграфической продукции как совокупность определенных свойств имеет свои особенности. Они связаны с ее специфическим назначением как средства массовой коммуникации. Одной из главных особенностей полиграфической продукции является ее широкая номенклатура. Часть этой продукции предназначена непосредственно для населения (книжная, журнальная, газетная, изобразительная, картографическая и др.). Другая часть — для производственного потребления (этикеточная продукция, упаковочный материал и пр.).

В связи с этим у полиграфической продукции выделяются свойства, устанавливающие нормативные требования и соответствие изделий особенностям зрительного восприятия информации человеком. Учитываются особенности его мышления и запоминания им необходимой информации, определяющие информационную выразительность художественно-технического оформления, целостности композиции и т.д. Например, рациональность выбора формата издания и полос набора, иллюстративность, подчиненность гарнитуры шрифта основной идее издания и т.п.

Эти свойства, наряду с другими, также должны учитываться в полиграфии, где определяются основные параметры, составляющие качество изданий. Также в числе свойств, связанных с полиграфическим исполнением, учитываются долговечность издания, прочность скрепления, внешний вид, отсутствие дефектов, трудоемкость изготовления и пр.

В настоящее время при производстве печатной продукции большое внимание уделяют конкурентоспособности как комплексу свойств, удовлетворяющих потребности потребителей. Среди них — качество, цена, затраты и др.

Качество тесно связано с ценой продукции, поэтому существует устоявшееся выражение «соотношение цены и качества». Потребитель готов платить в соответствующей ценовой категории только за высокое качество, а производитель может поднимать цену лишь в случае перехода на более высокий уровень качества.

Для достижения требуемого уровня качества на полиграфическом предприятии необходим высокий технический уровень оборудования, современная технология, налаженная контрольно-измерительная служба, прогрессивная нормативно-техническая документация, высокая квалификация персонала и требуемый уровень менеджмента.

Рассмотрим каждый фактор, влияющий на качество полиграфической продукции.

Одним из основных условий достижения высокого качества полиграфической продукции является соответствующий технический уровень основного и вспомогательного оборудования. Это напрямую сказывается на качестве и себестоимости продукции, то есть на лучшем соотношении «цена — качество».

Важнейшую роль в формировании показателей качества полиграфической продукции играет технология производства. Технологии полиграфической промышленности обеспечивают решение задач по удовлетворению потребностей читателя на самом современном уровне.

Проведение постоянного мониторинга качества полиграфической продукции, разбор (в идеальном случае — вместе с представителем заказчика) дефектов и достоинств выпущенных изданий могут оказать неоценимую помощь в выпуске высококачественной продукции.

Роль нормативно-технической документации, в частности стандартов и технических условий на готовую полиграфическую продукцию, заключается главным образом в регулировании взаимоотношений производителя и потребителя.

Но, говоря конкретно о полиграфической отрасли, надо учитывать ее специфику. Главнейшей особенностью полиграфической отрасли является то, что большинство предприятий используют импортное оборудование и, часто, импортное сырье. В связи с этим, огромное значение для российских полиграфических производств имеет знание не только международных и российских, но и иностранных стандартов.

В настоящее время процедура стандартизации по своим темпам сильно отстает от научно-технического прогресса. Зачастую стандарты выходят уже морально устаревшие и использование их на производстве возможно лишь в ограниченном объеме.

Также стандарты дают описание лишь некоторой части производственного процесса, например все стандарты для печати, в том числе глубокой и флексографской, преимущественно содержат данные по триадным краскам, в последнее время активно вытесняемым смесевыми. При этом упоминание о подобных красках в стандартах зачастую отсутствует.

Еще одна проблема стандартизации в полиграфии заключается в том, что в разных странах применяются различные национальные стандарты, при этом закономерно возникают рассогласования в значениях измерений одних и тех же образцов одними и теми же приборами.

В то же время очевидны положительные стороны стандартизации, из которых можно выделить несколько основных:

• стандарт — база для разрешения конфликтных ситуаций между заказчиками и исполнителями;

• возможность связывания в единую цепь всех стадий производства на основании единых данных;

• возможность полномасштабного внедрения систем управления цветом;

• быстрый вывод печатной машины на рабочий режим с применением установленных нормативных характеристик;

• документирование технологического процесса, например создание технологических карт с описанием процесса, времени его выполнения и с нормами расхода материалов.

Соблюдение определенных количественных характеристик позволяет прогнозировать результаты печати. Появляется возможность беспристрастно оценивать свойство продукции, опираясь на количественные параметры. Оно либо отвечает соответствующему критерию, либо нет. А если и отклоняется от него, то можно узнать, насколько. Все, что выходит за рамки допустимых отклонений — брак.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: