Из Русской литературы XIX века

Русские басни.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Особенность литературного языка XVIII столетия.

Т.Л. Аллегория и мораль в басне.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

«Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

«Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне. Критика мнимой «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Т.Л. Развитие понятия об аллегории.

 

Александр Сергеевич Пушкин.  Слово о поэте. Лицейские годы.

Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Народно поэтический колорит стихотворения. Т.Л. Антитеза.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты и человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы.

Т.Л. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Светлое чувство дружбы-помощь в суровых испытаниях. Т.Л. Жанр стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

Т.Л. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

В.Ч. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести.

Роль случая в композиции произведения.

А.С.Пушкин «Дубровский». Чтение и комментирование глав (1-4). А.С.Пушкин «Дубровский». Чтение и комментирование глав (5-10). А.С.Пушкин «Дубровский». Чтение и комментирование глав (11-15). А.С.Пушкин «Дубровский». Чтение и комментирование глав (16-19). Картины жизни русского барства. Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Бунт крестьян. Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».

Т.Л. Роль эпизода в повести. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

Т.Л. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения.. Особенности поэтических интонаций. Антитеза как основной композиционный приём в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок», Особенности выражения темы одиночества и изгнанничества. Обучение анализу одного стихотворения. «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Т.Л. Представления о балладе.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Образ автора. Его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика. Духовный мир крестьянских детей, их портреты и рассказы. Пытливость, любознательность, впечатлительность.

Т.Л. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Т.Л. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

«Листья». «Неохотно и несмело…». Передача сложный переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ яркой но краткой жизни.

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Т.Л. Роль антитезы в произведении.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…». Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.

Т.Л. Развитие понятий о природной лирике.

«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирики.

Т.Л. Развитие понятий о звукописи.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта..

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа.

Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор, значение риторических вопросов в стихотворении. Т.Л. Начальное представление о строфе.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша» Чтение и комментирование глав 1-20.   Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе.

Т.Л. Юмор (развитие понятий). Комическая ситуация

  Речь героев как источник юмора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: