Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
А.И.Куприн. Рассказ о писателе.
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Т.Л. Понятие Рождественского рассказа.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Символическое содержание пейзажных образов. Т.Л. Развитие понятий об образе-символе.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Чтение и комментирование глав. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Образ Родины и чувство любви к ней. Образ русского народа.
Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной жизни. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Роль юмористических образов и картин в рассказе. Т.Л. Развитие понятий о юморе.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Стихи и песни на стихи Есенина в актерском исполнении.
А.. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини.
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. Образ странного героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. В.Ч. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина. Образы странных героев. Их открытость миру. Стремление принести радость, детский взгляд на жизнь.
Из литературы народов России
Г. Тукай. Слово о поэте.
«Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.
Т.Л. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение.
Т.Л. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Слово о Гомере.
«Одиссея» как героические эпическая поэма. Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.
Храбрость, сметливость Одиссея. На острове Циклопов. Полифем. Одиссей-мудрый правитель, любящий муж и отец.
«Илиада» как эпическая поэма. Изображение героических подвигов. Описание щита Ахиллеса. Картины мира и войны.
Т.Л. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Сервантес Сааведра. Слово о писателе.
В.Ч.«Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.
Т.Л. Идеал. Рыцарский роман. Пародия.
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах, любовь как благородство и своевольный бесчеловечный каприз. Рыцарь-герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Образы Матео Фальконе и его сына. Драматический пафос новеллы.
В.Ч. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.