Ситуация 6 – Приглашение на обед

Бизнесмен из Саудовской Аравии пригласил своего партнера по бизнесу из Германии Ганса В. на обед к себе домой. Ганс прибыл в роскошный дом
саудовского бизнесмена и сразу вручил ему подарок: бутылку шотландского
виски и коробку масляного печенья. Саудовский бизнесмен был не очень доволен
подарками и быстро убрал их из вида. Он проводил гостя в комнату и предложил
чашку кофе, которую гость с готовностью принял. Саудовскому бизнесмену
поведение гостя казалось все более грубым. Пока оба бизнесмена пили кофе, Ганс обратил внимание на книгу по искусству и похвалил ее. В ответ на это хозяин предложил понравившуюся книгу гостю в подарок. Ганс был обескуражен и, пытаясь оправдаться, сказал, что он очень признателен, но взять книгу в подарок не может. Поведение гостя еще больше расстроило хозяина. Ганс почувствовал, что сделал что-то не совсем правильно, но что именно, он никак не мог понять.


Тема 7
Конфликты в межкультурном общении
и пути их решений


Ответьте на вопросы:
1. Можно ли сказать, что любая ситуация межкультурного общения
представляет собой конфликт?

Конфликт при межкультурном общении неизбежен. Поскольку участники интеракции не могут послать или принять сигналы однозначным образом, как они привыкли это делать во внутрикультурных ситуациях, эпизод межкультурной коммуникации может вызывать у нас фрустрацию или испытывать наше терпение.

В подобных ситуациях легко выйти из себя, и люди могут быстро расстроиться или потерять интерес к подобным интеракциям из-за тех дополнительных усилий, которых они требуют. Даже если участники интеракции добиваются определенного успеха в «распаковке» сигналов, интерпретация сообщений может оказаться частичной, двусмысленной или ошибочной. Возможно, сообщения не удастся расшифровать в соответствии с первоначальным намерением отправителя, что ведет к коммуникативным оплошностям и проблемам в последующем общении.

 


2. Всегда ли межкультурный конфликт связан с враждебным
отношением к чужой культуре?

Враждебное отношение к чужой культуре – самая очевидная причина конфликта, но не единственная. Конфликты могут возникнуть среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов, поэтому частота контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним. Таким образом, в межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступают не только культурные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д.


3. В чем состоит сущность конфликта? Сформулируйте основные
подходы к пониманию природы конфликтов.

Термин «конфликт» происходит от латинского слова conflictus, что означает «столкнувшийся». Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций; это отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

 


4. Какова специфика межкультурного конфликта? Перечислите и
кратко охарактеризуйте виды межкультурных конфликтов.

Существует несколько видов подобных конфликтов:

1) между различными этническими группами и их культурами;

2) между религиозными группами;

3) между представителями разных поколений;

4) между различными лингво-культурными сообществами;


5. Межкультурный конфликт рассматривается как разновидность
коммуникативных конфликтов. Каковы основные причины
коммуникативных конфликтов?

Существуют три основные причины коммуникационных конфликтов:

1) личные особенности коммуникантов;

2) социальные (межличностные) отношения;

3) организационные отношения2.

К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.

К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.


6. Каковы основные стратегии разрешения конфликтов?

Любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если придерживаться одного из следующих стилей поведения:

1. Соревнование - «прав тот, кто сильнее» - агрессивный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подчинение одной стороны другой.

2. Сотрудничество - «давайте решим это вместе» - стремление решить проблему, выяснить разногласия, в конфликте видят стимул к конструктивным решениям. Итоговое решение устраивает обе стороны.

3. Уход от конфликта - «оставьте меня в покое» - один из участников конфликта надеется, что он разрешится сам собой. Конфликтная ситуация затягивается, никогда не достигает пика.

4. Уступчивость - «только после вас» - одна из сторон конфликта ставит интересы партнера выше своих, чтобы его уладить. Предполагает уступчивость, подчинение и податливость.

5. Компромисс - «давайте пойдем друг другу навстречу» - обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, путем переговоров, взаимовыгодных вариантов.


7. В чем суть ICS модели? Какие стратегии разрешения конфликтов она
предполагает? Для каких культур в большей мере свойственна каждая из
выделяемых стратегий?

Модель стилей межкультурных конфликтов (Intercultural Conflict Style model, или ICS model) опирается на противопоставление культур по стилям разрешения конфликтов, для характеристики которых используются два признака — прямота и эмоциональность.

Выделяют четыре стратегии разрешения конфликта:

1. Дискуссия: открытое обсуждение взаимных озабоченностей, предполагающее искренность коммуникантов, ценящее ясную, логичную форму изложения. Такой стиль характерен для американской, австралийской, некоторых скандинавских культур.

2. Вовлечение: как и дискуссия, вовлечение предполагает обсуждение взаимных озабоченностей, однако допускает эмоциональную реакцию, которая воспринимается как наиболее достоверное выражение реального состояния коммуниканта и служит подтверждению его искренности. Такой стиль характерен для культур афроамериканцев, представителей южноевропейских культур, а также россиян.

3. Приспособление: этот стиль преобладает в культурах с непрямой неэмоциональной стратегией разрешения конфликтов, он заключается в использовании образов, метафор, невербальных средств коммуникации, а также третьих лиц, которые бы могли смягчить напряжение. Характерен для мексиканцев, японцев, тайцев.

4. Динамический стиль: для такого стиля характерно использование непрямых вербальных знаков (гипербол, каких-либо историй, метафор) с сильным проявлением эмоций, которые служат реальному выражению озабоченностей. К таким культурам относят некоторые арабские культуры Ближнего Востока, пакистанскую культуру.

 


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: