Введение
Модернизация - общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми.
XIX в. - время утверждения в России капитализма. Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой половине столетия. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества.
В целом крестьянский вопрос в течение первой половины XIX в. не был окончательно решен и крепостное право оставалось незыблемым. Но к середине века в правительственных кругах был накоплен некоторый опыт его решения, на который могли опереться государственные деятели 50-60-х годов.
Особенности развития промышленности в XVIII-XIX веках
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
|
|
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).
Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.
Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
• — начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.);
• начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны);
• сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов
• не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;
|
|
• происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
• происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
• сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
• привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);
• сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);
• имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
• чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).
Отличие России от стран Западной Европы
Россия | Страны Западной Европы и США | |||
Общая характеристика: | ||||
Россия в первой половине XIX в. оставалась крепостнической страной, однако экономическая система, основанная на крепостном праве и принудительном труде, вступила в стадию кризиса. | К середине XIX в. в Англии и Франции были сделаны важные успехи в процессе становления экономических основ индустриального общества. | |||
Сельское хозяйство: | ||||
Россия оставалась страной аграрной. С конца XVIII в. сельское хозяйство России все прочнее связывалось с рынком — внутренним и внешним. | В сельском хозяйстве Англии сложилась так называемая система лендлордизма: собственник земли передавал ее большими участками арендатору, который привлекал для ее обработки наемных работников. Крестьянство как особый социальный слой в Англии фактически исчезло. Основной фигурой французской деревни был свободный крестьянин, ставший собственником земли в результате аграрных преобразований времен Французской революции и наполеоновского правления.
На Севере и Западе США развивалось фермерское хозяйство, тесно связанное с рынком. | |||
Промышленность: | ||||
С одной стороны, сохраняли значение старые предприятия мануфактурного типа, основанные на использовании принудительного труда приписных крестьян. С другой стороны, развивались промыслы, росли мануфактуры в легкой промышленности, владельцы которых применяли наемный труд и работали на массового потребителя. | Промышленный переворот, начавшийся в 60-е гг. XVIII в., в первой половине XIX в. завершился. Фабрики определяли облик промышленности. Англия стала первой страной, столкнувшейся с промышленным кризисом и циклическим развитием капиталистической экономики. Во Франции промышленный переворот находился в стадии завершения, однако мануфактуры и ремесленные предприятия еще преобладали. |
Социальная структура: | |
Население России в первой половине XIX в. неуклонно росло. Соотношение численности сельского и городского населения существенно не менялось (в городах жило не более 7—8% россиян). В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Господствующим сословием оставалось дворянство. | В Англии более половины населения жило в городах. Сложились классы промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Франция оставалась крестьянской страной, хотя развитие промышленности вело к постепенному формированию новых общественных классов. В обеих странах сословный строй был разрушен. Социальная структура США была очень пестрой. |