Окружающий мир в начальной школе

Введение

Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которую можно представить в виде стихийной системы и в виде естественной предпосылки общественного производства Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность. Природа образует единство с человеком в экономическом отношении, согласно К.Марксу, человек начинается относиться к ней как «к своей лаборатории», «к своему неорганическому телу…                          к неотъемлемой предпосылке его индивидуальности, к способу существования последней»

В этом случае природа выступает не просто средой обитания, экологической нишей человека наряду с представителями животного царства, сферой его предметно – преобразующей деятельности, материального производства, «царством естественной необходимости».

 

                                                      

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИРОДА

Природа - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие и мелкие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле. Понятием «природа» охватывается все сущее, вся вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа – это материя, взятая во всем многообразии ее форм.                                                              Именно в процессе длительного развития природы появился человек и первые формы общественной жизни. Отсюда общество – продукт природы, ее обособившаяся часть, культура – результат деятельности человека. Разум и труд людей создают “вторую природу” – мир человеческой культуры. Культура, стало быть, выступает как преобразованная человеком природа, а деятельность человека в этом смысле можно истолковать как превращение природного, естественного в культурное. И в этом преобразовании природы заключена самая суть человеческого способа существования в мире. Одновременно с этим человек является порождением и частью природы.                                                                                                                                                   Таким образом, человек, человеческое общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Такие внутренне противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций человека по отношению к природе, возникающих в истории культуры.

Отношение к природе в истории человечества
Огромное влияние природы на образ жизни человека впервые было выражено теоретически концепцией. Именно среда является определяющим фактором общественного культурного развития.
Иную позицию в этом вопросе занимал К. Маркс. Он рассматривал природно-географическую среду как естественное условие, предпосылку общественного культурного развития, но предпосылку, изменяемую активной деятельностью людей. К. Маркс поддерживал идею о разделении природной среды на внешнюю, вовлеченную хозяйственно-экономическую жизнь людей и определяющую их быт, и внутреннюю, представленную биологической сущностью человека как части живой природы. Более того, можно сказать, что культурное есть взаимодействие природного с природным, но преобразованным человеческой деятельностью. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Как человеческое творение, культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа.1
Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу - означает овладеть не только внешней, но и внутренней, т.е. человеческой природой, на что способен только человек.. он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить свой мир, мир культуры как высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой.
Таким образом, культура - это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Человек - уникальный творец культуры, придающий ей смысл. На начальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненности человека природе, которую он «преодолевал» в труде. С развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры и природы, в господство культуры над природой.
Во взаимодействии культуры и природы можно выделить следующие аспекты. Первый аспект - хозяйственно-практический. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран и народов, культур. Сейчас значение природного фактора для экономического могущества стало косвенным. Все большую роль в судьбе стран, культур играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.
Второй аспект - экологический: «человек не может ждать милости от природы после того, что он с ней сделал». Экологическое равновесие, «чистые» технологии - все это аспекты современного состояния проблема «культура и природа». Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической культуры.
Третий аспект - медико-гигиенический. Климат, погода, оказываю большое влияние на жизнь человека. И не учитывая этих факторов приводит к возникновению многих заболеваний и аномальных состояний у человека. Отсюда - проблемы здорового образ жизни, география болезней и т.д.
Четвертый аспект проблемы - этический. Он тесно связан с формированием экологической культуры, экологическая культура как результат ценностного

                                                             

                                                                                   

отношения человека к природе, в котором выражается все понимание связи, и зависимости между жизнью и деятельностью человека.
В широком смысле слова природа - это все существующее, весь мир в многообразии его форм. В узком смысле слова природа - это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, общественное разделение труда, темпы развития материальной культуры, характер бытовой культуры, своеобразие искусства.
П. А. Сорокин считал, что природные условия оказывают влияние на характер политической системы. Он полагал, что демократические системы получили развитие в странах, имеющих защитные естественные границы (Швейцарии, Исландии), а в странах, имеющих открытые границы на ранних этапах возникла сильная власть.
Географический фактор влияет и на своеобразие менталитета, характера народа. Нередко народы, живущие в менее благоприятных условиях, были вынуждены вырабатывать в себе такую культуру производства и систему социальных связей, которые позволяли им выживать и даже процветать. Культура этих народов выгодно отличается трудолюбием, настойчивостью, сплоченностью. И наоборот, немало народов, проживающих в благоприятных условиях, оказываются "изнеженными", в их традициях в меньшей степени делается акцент на сплоченности и трудолюбии.
Природные особенности региона, закрепляясь в культуре, обретают устойчивость. Благодаря этому они могут проявляться через много поколений и в совершенно другой природной среде. Пример тому - возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях юга России и Казахстана.

 

                                                           

 

                                                             

 

   Взаимосвязь культуры и природы.

Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней – «неорганическому телу» человека – как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку – воспитание, формирование чувств и мыслей. В этом плане следует вести речь о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом человеческой деятельности.

Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок мрамора имеет разные определения для строителя, скульптора или химика – неорганика, а молния на небесах – для жреца, поэта или физика. Во всех случаях человек творит «вторую природу», исходя из закономерностей объективного мира. И обратно, - человек воспринимает объективный мир, находящийся вне его органов чувств, в той мере, в какой он вкючается в сферу культурного творчества человека. Человек постигает гармонию, порядок в природе, «встраивая» ее вне себя, свою практически – преобразующую и познавательную деятельность. Тем самым он творит мир человеческой культуры.

 

                                                       

 Влияние развития культуры на свободу человека.

Вопрос о взаимосвязи культуры и природы имеет немаловажный аспект - как с развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы. Свобода по своей сути означает способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода, которой обладают люди в ту или иную эпоху, является продуктом исторического развития, развития культуры. «Первые выделившиеся из животного царства люди, - писал Ф.Энгельс, - были во всем существенном также несвободны, как и сами животные, но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе»

Иначе говоря, культурный процесс оказывается предпосылкой, предтечей свободы. Человек достигает ее (хотя, каждый рубеж есть лишь очередной этап освоения мира) в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Тем самым природа как раз оказывается по отношению к человеку тем «неорганическим телом», созидание которого представляет собой культурную деятельность человека. Характеристикой результата культурного прогресса является степень единства человека и природы как его «неорганического тела». Единство сдесь имеется в виду не биологического порядка (которое, естественно, не отрицается ни в коем случае), а то, которое является результатом действия сущностных сил человека практически – преобразующих, познавательных или же не имеющих рациональную природу (религия, изобразительное искусство).

Движение к свободе через культуру имеет множество составляющих. Это культура труда и производства, политическая и правовая культура, культура человеческих отношений, культура мышления, художественная, религиозная культура и т.д. Каждая из этих составляющих культурного творчества обеспечивает соответственно свободу совести и творчества и т.п. Особенность современного этапа развития человечества заключается в том, что на него выпало бремя одновременности протекания этих культурных процессов, обусловливающих революционный скачок в достижении человеческой свободы. А. Печчеи (организатор и первый президент Римского клуба) весьма удачно назвал этот скачок «человеческой революцией» Отличая тот факт, что неуправляемое развитие человечества, подчинившего себе планету, достигло переломного момента, Печчеи усматривает в дальнейшем две альтернативы. Либо создать неустойчивость своего положения и достичь уровня культурной зрелости, чтобы научиться управлять планетарными процессами. Либо пасть жертвой своего же внутреннего кризиса и отказаться от роли защитника и главного арбитра жизни на планете. «Если мы хотим, - пишет Печчеи, - поднять уровень самосознания и организации всей человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должны стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качества и способности всего человеческого сообщества» (Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 182).

Человеческая революция представляет собой трансформацию человеческого существования. Она в свою очередь является сутью «революционного гуманизма», способного «восстановить культурную гармонию человека, а через нее и равновесие и здоровье всей человеческой системы». Печчеи усматривает свободу выбора, свободу воли в том, что современный человек разгадал множество тайн природы и научился подчинять себе ход событий. Но именно поэтому он «наделен невидимой, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на панете – включая и свою собственную жизнь».

Пафос рассуждений А. Печчеи очевиден: только через разносторонние культурные творчества человека, гармонизирующее его отношение с природой, ему может быть уготовано возможность не только «заглядывать в будущее», но и «создавать» его. Природные процессы и явления, включенные в социум, социальное бытие благодаря человеческой деятельности обусловливают возможностью создания будущего. Судить же о той или иной степени «общей культуры человека» следует потому, «насколько природа стала человеческой сущностью человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 115).

Итак, развитие культуры в контексте взаимодействия человека и природы означает углубление единства между ними. Культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия. Но рост степени свободы ведет к неустойчивому балансу между силами природы и человеческими возможностями, нарушению экологического равновесия.

 

                                                      

 

                       

 

 

  ВЗГЛЯДЫ НА КУЛЬТУРУ И ЧЕЛОВЕКА

Философские и теоретические взгляды, сводят сущность человека к природным началам, а его деятельность, в частности и культуротворческую, к удовлетворению естественных потребностей, реализации инстинктов, определяющих природу человека.                          Философ Диоген проповедовал ненужность всех социальных учреждений, отдаляющих человека от природы. В качестве жилища он выбрал бочку, таким экстравагантным образом подчёркивая ненужность всех культурных благоприобретений.                                                                                                           Самая сильная сторона традиционного натурализма - любовь к природе - источнику положительных нравственных и эстетических чувств. В природе натурализм искал и находил истоки “второй природы” - культуры. Нельзя отрицать значимость такого рода связей. Культура естественным образом связана с природой в её географических, пространственных характеристиках. Природа может выступать одним из определяющих факторов развития культуры, а изменения природной среды ведут к изменениям в культуре и социальной жизни.                                                                                                         

К недостаткам натурализма можно отнести одностороннюю биологизацию человека, которая выражалась в преувеличении его природной сущности и недооценке социкультурных характеристик; внеисторический характер трактовки природной сущности человека и природы в целом, что выражалось в утопических призывах к возврату к доисторическим временам, когда человек и природа существовали в гармоническом единстве.













                 

Красная книга Тюменской области.

Красный – цвет тревоги, срочности. Для большинства защитников природы Тюменской области Красная книга вызывает эти чувства. Красный список говорит нам, какие виды находятся в наибольшей опасности, какие сохранить нужно в первую очередь. Это также мощный инструмент убедить местное правительство защищать находящийся под угрозой биом. Для большинства видов растений и животных в Тюмени это вопрос выживаемости. Красную книгу называют «барометром жизни», поскольку она представляет обширный сборник информации об угрозах, экологических требованиях видов, информацию о мерах по сохранению, которые должны быть предприняты для снижения риска исчезновения.                                                                                                

Млекопитающие: Обыкновенный еж, Северная пищуха, Западносибирский речной бобр, Большой тушканчик (земляной заяц), Джунарский хомячок и т.д                                                                                                                                                                    Растения: Дифазиаструм сплюснутый, двурядник Зейллера, двурядник трёхколосковый, плаун годичный, плаун булавовидный,хвощ камышковый, хвощ зимующий, хвощ приречный,хвощ луговой,хвощ болотный,хвощ лесной, хвощ полевой,гроздовник виргинский,гроздовник полулунный, гроздовник многораздельный,орляк сосняковый и т.д                                                                                                                                                                                 В Красную книгу растения и животные попадают не за красивые цветки или красивые глазки, а потому что представителей этих видов осталось на земле очень много и весь вид находится на грани полного вымирания. Если этих животных и растения не охранять, то они могут быть полностью уничтожены браконьерами, любителями охоты, продавцами цветов и просто любопытствующими туристами. Ведь главная угроза любому животному отнюдь не хищники, а человек. И в доказательство этого можно сослаться на амурского тигра, который является самой крупной хищной кошкой наших лесов, но все-таки находится на грани исчезновения. А исчезнут тигры. и мы лишимся возможности наблюдать красоту этих животных. Все живые существа на нашей планете по-своему уникальны и все имеют право на существование.




























Окружающий мир в начальной школе.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.                                                                 Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курсаокружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.                                                  В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

               

                    Влияние человека на природу

Текущее состояние окружающей среды является (среди прочего) результатом промышленной революции, которая началась в XIX веке, и была направлена на максимальную индустриализацию мира. Тогда не обдумывали, как она повлияет на природные объекты. В настоящее время видны ее последствия, которые теперь люди пытаются исправить. Таким образом, человек влияет на природукак положительно, так и отрицательно.

Прямые или косвенные негативные действия людей на состояние окружающей среды:

· развитие промышленности;

· развитие связи;

· строительство жилых домов и дорог (сухопутных и водных);

· развитие сельского хозяйства;

· вырубка лесов;

· чрезмерная эксплуатация природных месторождений (ископаемого топлива, металлических руд, каменного сырья);

· чрезмерная эксплуатация диких растений и животных (включая браконьерство, неосторожную охоту и улов рыбы, сбор охраняемых растений, торговлю экзотическими животными);

· уничтожение естественных мест обитания или внесение изменений в них;

· рост численности населения и потребления природных ресурсов.

Произошедшие экологические катастрофы вызвали обширные и опасные загрязнения больших площадей водоемов. Япония, Минамата (1953 год) – загрязнение рыбы ртутью, вызванное отходами с завода. Потребление отравленной рыбы повлекло 860 жертв. Пролив Ла-Манш (1967 год) – катастрофа танкера. Авария танкера у берегов Аляски (1989 год) – вызвала выброс в залив 46 тысяч тонн нефти, в результате чего погибли тысячи тюленей, моржей и других животных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: