Особенности применениея методов патриотического воспитания с учетом целей информационного противоборства

Белюрко Н.М.

Преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики

ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия»;аспирантка кафедрыфилософииГОУ ВПО «Донецкий Национальный Университет»

nadegda_3377@mail.ua

Одной из важнейших сторон информационного противоборства государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения, активизация воспитательной работы с молодёжью. Главной целью информационного противоборства в отношении патриотизма и патриотического воспитания является противостояние враждебно-деструктивному внешнему влиянию на подрастающее поколение с целью защиты и обеспечения национальных интересов и воспитания патриотично настроенного будущего поколения.

Воспитательно-патриотическая работа с подрастающим поколением должна быть направлена на решение следующих задач:

-воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма;

-совершенствование научного поиска форм и методов воспитательного воздействия на юношей и девушек с целью формирования у них устойчивой патриотической позиции;

-улучшение качества воспитательной работы по противодействию противоборствующим сторонам;

-развитие и поддержание интереса и желания к изучению героической истории с приведением примеров лучших полководцев Киевской Руси, СССР, России, ознакомление с боевым опытом и героическими подвигами защитников ДНР;

-поддержание интереса у подрастающего поколения к патриотической тематике, к образу патриота и защитника Отечества;

-формирование и поддержание у современной молодёжи уважения к ветеранам ВОВ, поколению победителей фашизма;

-пресечение и освещение попыток реабилитации нацизма, пропаганды всех видов фашизма[2,с.46].

Несмотря на то, что в разные эпохи кардинально изменяется облик людей, городов и стран, идея самоотверженного служения воинов своему Отечеству, готовности с оружием в руках выступить на защиту народа остается важнейшей в любом обществе. Поэтому в последнее время все чаще становится актуальным изучение опыта предыдущих поколений для того, чтобы в современных условиях использовать отдельные методы для воспитания достойных своего Отечества граждан, которых по праву можно было бы назвать патриотами.

Примером патриотизма на все времена является героическое противостояние жителей Спарты противоборствующим сторонам, в частности персам. Одним из наиболее знаковых сражений, наглядно иллюстрирующих стойкость и мужество воинов Спарты, является битва под Фермопилами, в которой участвовали легендарные 300 спартанцев. Эта битва также показала благородство воинов и их царя- Леонида, ведь сражаясь до последнего, они прикрыли отступление из ущелья других представителей Древней Эллады, тогда, когда ситуация, из-за предательства местного жителя, стала уже безнадежной. Надо отметить, что рядом со спартанцами сражалось и совсем небольшое войско феспийцев, о которых часто забывают упомянуть- они добровольно решили остаться рядом со спартанцами и сохранить жизнь отступающим отрядам греков. Сам Леонид, возглавлявший спартанцев и отпустивший других греков ввиду безнадежности положения, сказал, что «ему же самому и его спартанцам не подобает, покидать место, на защиту которого их как раз и послали». Царь хорошо понимал, что ожидает его самого и воинов и на рассвете третьего дня сражения Леонид обратился к своим воинам: «Давайте-ка завтракать, соратники: ведь ужинать мы будем в преисподней!» [3,с.317].

В исторических материалах сражение под Фермопилами называется Пирровой победой Ксеркса из-за огромных потерь его воинов. Самопожертвование греков оказало значительное деморализующее влияние на войска персов.

Легендарная Спарта оставила свой след в мировой истории, а спартанская военная организация спустя 2 тысячелетия считается одной из наиболее эффективных в истории. Философы Сократ, Платон, Ксенофонт считали спартанское государственное устройство идеалом. Античный ритор Исократ утверждал, что «лакедемоняне наилучшим образом управляют своей страной потому, что они как раз и являются наиболее демократичными».

Чтобы понять, что позволяло добиваться спартанцам стремительных успехов на поле боя необходимо рассмотреть особенности их обучения и воспитания.

Основной целью системы спартанского военно-патриотического образования было сделать из каждого спартанца настоящего, совершенного воина, которому не было бы равных в бою. Спарта славилась талантливыми полководцами, и, по словам Плутарха, остальные эллины у них «просили не кораблей, не денег, не гоплитов, а единственно лишь спартанского полководца…»[4,с.38].

С 7 лет мальчиков воспитывали в военных лагерях, где они оставались до прохождения обряда инициации в храме Артемиды. В процессе воспитания спартанских юношей делали акцент на развитии физической силы, выносливости и смелости. Привитию общекультурных навыков, соответственно уделялось меньше времени и все что касалось этих навыков, было так или иначе связано с военным делом. В песнях, например, прославлялись подвиги храбрых воинов в бою и порицались проявлению трусости, как наихудшее, что может случиться с воином. Спартанцев с детства учили: «смерть и жизнь — дело природы, честь или бесчестие — дело человека»[1,с.24]. 

Юношей и девушек Спарты с детства учили говорить кратко, давать конкретные и четкие ответы — по названию области Лакония такая речь стала называться лаконичной.

Все предметы, которые изучались, так или иначе были направлены на привитие необходимых для совершенного воина качеств. Много времени уделялось выполнению воспитанниками разного рода физических упражнений, проводились военные игры, имитирующие ситуации из реальных сражений, то есть, по сути, это были военные учения. Подростков воспитывали в суровых условиях: они нередко голодали, их часто наказывали, иногда приемы воспитания были жестокими и неприемлемыми для современного времени. Однако необходимо признать, что спартанцы вырастали мужественными, выносливыми и смелыми и в совершенстве владели оружием. В Спарте мужчины считались военнообязанными с 20 до 60 лет.

О том, насколько все общество Спарты было нацелено на победу своего государства и какую цену спартанцы были готовы платить за нее, иллюстрирует следующий пример. В работе «Высказывания неизвестных лакедемонянок» Плутарха описана история спартанки, которая отправила на войну пятерых сыновей. «У городских ворот она ожидала исхода сражения. «Обратившись с вопросом к первому проходящему, она узнала, что все ее сыновья погибли: „Я не об этом спрашиваю тебя: в каком состоянии находятся дела нашей родины?" — „Спарта победила". — „Хорошо, в этом случае я с радостью примиряюсь со смертью моих сыновей"»[4,с.438].

Пример самоотверженности и владения военным искусством спартанцев вошел в мировую историю и пусть спустя тысячелетия многое из воспитательных приемов Спарты кажется уже неприемлемым для нашего времени, мы можем и должны научиться у них главному для патриота - любить свое Отечество и быть ему полезным.

 

 

Список литературы:

1. Волков, А. В. Спарта. Со щитом и на щите / А. В. Волков. - М.: Вече, 2005. 352 с.

2. Информационная безопасность государства: Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. В.М.Герасимова, А.А. Прохожева, Б.П. Елисеева. М.: Мысль, 2003.-237 с.

3. Печатнова Л.Г - Формирование спартанского государства. - СПб 2006

4.Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - М: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.

УДК 378.4:37.015.31

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: