Севостьянов Д.А.
канд. мед.наук, доцент
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»
E-mail: dimasev@ngs.ru
Патриотическое воспитание представляет собой важнейшую сторону формирования ценностей современной молодежи [3]. Однако для того чтобы вполне оценить роль и значение патриотического воспитания, необходимо обратиться к анализу системы ценностей, выявить проявляющиеся в ней общесистемные свойства и определить, какое место занимает патриотическое воспитание в поддержании жизнеспособности данной системы.
Будучи иерархической системой, система ценностей проявляет именно те общесистемные свойства, которые присущи всем сложным иерархиям. Одно из таких свойств состоит в способности к формированию системных инверсий, или инверсивных отношений.
Системная инверсия представляет собой форму отношений в иерархической системе, при которой какой-либо низший элемент приобретает в данной системе главенствующее значение, оставаясь при этом в своем прежнем, подчиненном положении. Соответственно, и тот элемент, который до настоящего времени возглавлял данную систему, частично утрачивает свое значение, хотя формально и остается на высшей иерархической позиции [2].
|
|
Возможность таких пертурбаций в иерархических системах возникает вследствие того, что в сложных иерархиях действует сразу несколько организационных принципов, определяющих взаимное положение и соподчинение элементов. Например, если рассматривать иерархию ценностей, то здесь таких принципов минимум два: конституциональный (в соответствии с которым высшую позицию занимает та ценность, которая обеспечивает сохранность социума, а, следовательно, и самой возможности существования какой бы то ни было ценностной системы), и мажоритарный (в соответствии с этим принципом, вершина иерархии должна достаться той ценности, которую в данном обществе разделяет большинство).
Пока \эти два организационных принципа действуют согласованно, в одном направлении, в иерархии сохраняются изначальные, исходные отношения (по принятой применительно к данной теме терминологии – отношения ордера). Однако нередко бывает так, что некоторая ценность согласно одному организационному принципу – конституциональному – все еще находится в подчиненном положении, но согласно другому принципу – мажоритарному – стремится занять главенствующее положение. Таким образом, возникает системная инверсия, противоречие, способное разрушить ценностную иерархию. Примечательно, что такая инверсия разрушает и породившую эти ценности систему, а именно само общество.
|
|
Как правило, даже пораженные тяжелыми противоречиями системы не разрушаются сами по себе; они становятся жертвами межсистемного взаимодействия. Когда между двумя сообществами людей происходит соперничество и ведется информационная война, то каждая из сторон в первую очередь стремится поразить систему ценностей противоположной стороны. Шансы на победу имеет та сторона, у которой просоциальные ценности занимают в иерархической системе более высокое положение –благодаря не только конституциональному, но и мажоритарному принципу. Отягощенная системной аксиологической инверсией сторона обречена на поражение; в ее ценностной системе на первое место фактически выходят сугубо эгоистические (потребительские) ценности.
Патриотизм олицетворяет собой одну из важнейших просоциальных ценностей, и этим обусловлена и его значимость, и то, что он (как понятие) становится объектом постоянного идеологического воздействия. Рупором такого воздействия в нашей стране являются представители так называемой либеральной (точнее, неолиберальной) «интеллигенции» – последнее слово взято в кавычки здесь неслучайно; если интеллигент есть прежде всего лицо умственного труда, то многие представители данного идеологического лагеря меньше всего склонны обременять себя умственным трудом.
Неолиберальная общественность, питаемая в основном воспринимаемыми «на слух» западными ценностями, осознавая, что воевать против самого понятия патриотизма бессмысленно и глупо, стремится выхолостить данное понятие, подменив его содержание, заменив на противоположное. Так, с транслируемой сторонниками таких взглядов точки зрения, нельзя отождествлять Родину и государство [1]. Действительно, понятия это разные; однако государство представляет собой необходимый атрибут существования страны, особенно актуальный именно в России, поскольку обширность и разнообразие территорий требуют серьезной централизации власти и управления. Разумеется, если интересы государства подменяются частными интересами представителей государственного аппарата, то в данной системе наблюдается системная инверсия; разрешением подобной инверсии стала, например, революция 1917 года. Верно и то, что игнорирование инверсивных отношений в системе, когда в ней признается наличие одних только отношений ордера, всегда приводит к формированию искаженного образа данной системы. Однако признавать только наличие инверсивных отношений и игнорировать отношения ордера – значит еще дальше (причем намеренно) уходить от истины. Иными словами, представлять дело так, что интересы государства и общества всегда диаметрально противостоят друг другу, значит целенаправленно лишать общество главнейшей и жизненно необходимой формы его системной самоорганизации.
Категорически возражая против «монополизации» патриотизма, неолибералы в то же время стремятся монополизировать его сами, причем в весьма своеобразной форме. В своих трактовках патриотизма представители неолиберального лагеря утверждают, что патриотически настроенный индивид должен о своей стране «беспокоиться» (с чем, в принципе, спорить трудно), а потому (делается дальнейший вывод) он обязан свою страну критиковать; а далее эта обязанность непринужденно трансформируется в необходимость всячески поносить и свою страну, и свой народ. Последнее, по факту, уже крайне трудно отнести к какой бы то ни было форме патриотизма, даже при самой вольной трактовке данного понятия. Все это сопровождается постоянными «объяснениями в любви» уже не к своему, а к чужому отечеству – к странам, относящимся, по мнению неолибералов, в отличие от России, к «цивилизованному миру».
Патриотизм вполне может перерождаться из любви к своему отечеству в ненависть и презрение к другим странам и народам; именно такую метаморфозу он претерпел на постмайданной Украине. В данном случае также можно наблюдать системную инверсию, приводящую к подмене понятий. Однако обвинение в подобной же подмене понятий часто можно слышать из уст неолибералов в адрес любого лица, занимающего патриотическую позицию. Здесь также проявляется стремление видеть системную инверсию там, где ее нет. Действительно, проявления ксенофобии не красят никого, в том числе и патриота; однако этот факт никого не обязывает проявлять любовь исключительно к другим народам и странам, а свой собственный народ лишь награждать нелестными эпитетами.
|
|
Из вышесказанного видно, насколько серьезную роль играет привитие молодежи просоциальных ценностей, среди которых ведущее место занимают ценности патриотические. Инструментом для такой работы служит анализ инверсивных отношений в иерархических системах.
Список литературы:
1. Лебедев А. А. Понятие «патриотизм» в современном прочтении: этимология и семантика / А. А. Лебедев, Л. А. Коханова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». – 2015. – Т. 12, – № 1. – С. 29–34
2. Севостьянов, Д. А. Противоречие и инверсия / Д. А. Севостьянов. – Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2015. – 245 с.
3. Томилина С. Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / С. Н. Томилина, С. В. Манецкая // Научный журнал КубГАУ, 2015 №110 (06), URL: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf (дата обращения 18.04.2020).
УДК 615.851.82:93