Значение истории Отечества в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения Донецкой Народной Республики

Саенко А.С.

Учитель истории муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя школа №29 г.Макеевка»,
студент исторического факультета Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Донецкий национальный университет»
saencko.anton.2015@yandex.ru

 

Изучение гуманитарных наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современной молодежи и способствует развитию личности и выработке ею творческого подхода к решению нынешних проблем. К важнейшим общественным наукам относится история, в частности, история Отечества.

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач школы так как воспитание патриотизма у подрастающего поколения является основой стабильного развития страны в будущем. Потому что каждый ребенок в будущем будет или экономистом, или юристом, или инженером, или врачом и если он будет настоящим патриотом своей Родины, то он будет работать здесь, чтобы обеспечить развитие своего края. Патриотическое воспитание в школе должно входить во все школьные дисциплины, особенно историю и осуществляться при обучении путем интеграции.

Гражданско-патриотическое воспитание - составная часть воспитания, главной целью которого является становление самодостаточного гражданина-патриота, готового к выполнению гражданских и конституционных обязанностей, к наследованию духовных и культурных ценностей народа, достижения высокой культуры взаимоотношений. Оно способствует единению, укреплению социально-экономических, духовных, культурных основ развития общества и молодого государства [1, с. 20].

В воспитании патриотизма колоссальная роль принадлежит изучению истории Отечества, краеведению, всему циклу общественных дисциплин, прежде всего их историческому сегменту, а также знаниям по всеобщей истории, в которых закодированы гражданские, национально-патриотические традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Преподавание исторических дисциплин должно быть направлено на воспитание в личности черт патриота Донецкой Народной Республики, активного компетентного гражданина, справедливого, ответственного человека с уверенной гражданской позицией.

Одной из причин сегодняшних проблем в обществе, отсутствия согласия, единства, является нехватка концепции государственной идеи, которая бы объединяла весь народ, всех граждан Республики на государственно-политическом уровне, создала бы условия для экономического и духовного возрождения. Государственная идея должна стать основой воспитания, сознания, самодостаточности гражданственности и уверенности нашей молодежи.

После окончания периода так называемого «застоя» искусственно стали создаваться противоречия с одной целью – дискредитировать социалистический строй и форму хозяйствования, вызвать раздражение и недовольство, постепенно создавая гремучую смесь огромной политической силы, которая была взорвана под мощными опорами социалистического государства.

Свою роль в развале СССР сыграла отмена 6-й статьи советской конституции 1977 года законом «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» в 1990 году. Вместе с ее отменой был признан политический плюрализм, деидеологизировано управление, внедрены рыночные механизмы в экономику и т.п.

Почти 30 лет наше общество живет без общей идеи. За эти годы, как отмечает абсолютное большинство воспитателей, учителей, преподавателей, ученых значительно снизился уровень общей культуры, социальной активности, заинтересованности молодежи, система воспитания и образования находится в глубоком кризисе, преодолеть который помогло бы в том числе создание концепции государственной идеи, качественное реформирование системы образования, внимательное отношение к истории и ее преподаванию в школе. Все это игнорировалось за годы существования независимой Украины или было поставлено в угоду правящей верхушки власти. За время существования Донецкой Народной Республики стали проявляться положительные моменты в изменении концепции преподавания истории в средней школе.

Важную роль в просветительской деятельности сегодня занимает восстановление исторической памяти о длительных государственных традициях нашего народа. 

Особое значение приобретает знакомство с историей героической борьбы народов России в годы Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, особе внимание уделяется событиям «Русской весны».

Программа по истории Отечества для общеобразовательных учебных заведений Донецкой Народной Республики предполагает воспитание у учащихся личностных черт юного гражданина, восприятие гуманизма и демократизма, патриотизма, взаимопонимания между народами на основе личностного осознания опыта истории. Программа способствует воспитанию гражданского сознания, достоинства и чести в гармоничном сочетании национальных и общечеловеческих ценностей, утверждению идеалов гуманизма, демократии, добра и справедливости. Программа дает широкие возможности дляформирование гражданской и национального сознания молодежи [2].

В ходе изучения истории Отечества формируется историческое сознание человека, что является одной из определяющих составляющей сознания подрастающего поколения. Формируется человек - гражданин с высоким гражданским достоинством, национальным характером, складом мышления. Курс истории Отечества призван донести до сознания понимание того, что славянские народы сформировались исторически, имеют свою самобытную культуру, свою государственность, прошли сложный трагический и героический путь борьбы за родную землю и сегодня должны быть единым целым. Никто, наверное, не будет отрицать того, что обучение истории - это первая ступень формирования духовной культуры личности, ее приобщения к общечеловеческим гуманитарным ценностям, ее гражданскому самосознанию.

Поэтому, одной из важнейших задач теории и практики является гражданско-патриотическое воспитания, которое должно осуществляться с раннего детства. Общественная активность личности должна постоянно повышаться в процессе воспитания, самовоспитания и самосовершенствования, перерастать в соответствии с возрастными особенностями, в общественно-политическую, государственную деятельность.

Познавая традиции, народную мудрость, народное творчество (песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, загадки и т.п.), расширяя представление о народных промыслах (вышивка, роспись, игрушка и т.д.), люди постепенно получают более или менее целостное представление о воплощении в художественном и предметном творчестве своеобразия народа [3, с. 67].

 

Список литературы:

1. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23

2. Методические рекомендации «Роль педагога в усилении патриотического воспитания в учебных заведениях» [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://osvitamk.org.ua/.

3. Фицула М.М. Правовое воспитание учащихся: Методическое пособие. /М.М. Фицула. – К.: ИЗМН, 2012. – 148 с.

УДК 355.233.231.1:94(47).084.8

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: