Мелехина Дарья Яковлевна, группа 030
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Руководитель: Булдакова О.И.
Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к «подростковой» теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности.
Цель работы: на литературном материале проследить круг проблем подростков и выявить, насколько они отражают подростковые проблемы в реальной жизни.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал об особенностях подросткового возраста в психологии
2. Рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе
|
|
3. Сравнить двух персонажей - подростков (отечественной и зарубежной литературы).
4. Провести анкетирование на выявление круга проблем подростков; сделать выводы.
В основной части исследования мы рассмотрели особенности подросткового возраста. В научной литературе подростковым считается возраст от 11 до 15 – 17 лет. Этот период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком, эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Именно поэтому, как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями.
Таковы психологические особенности подростка в реальной жизни, а каким предстает этот образ в художественной литературе?
В литературной традиции XX века подросток — это герой, который выходит из детства и пытается найти своё место в обществе. Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.
Литература для подростков отражает такие проблемы героев, как: попытка доказать свою значимость, замкнутость, обманчивое ощущение самостоятельности и взрослости, отношения с родителями, испытание первой любовью и др.
В ходе выполнения исследовательской работы мы сравнили образы подростка в русской и зарубежной литературе на примере двух произведений - повестей А. Лиханова «Никто» и К. Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс». Герои данных книг - подростки-сироты. Отрочество главного героя повести А. Лиханова Кольчи Топорова приходится на переломный момент в общественной и политической жизни родины - 1990-е годы. В это непростое время Кольча пытается начать самостоятельную жизнь. Галадриэле Хопкинс, героине книги К. Патерсона, везет больше, чем герою А. Лиханова, - она попадает в приемную семью. Однако семья неполная, ее глава - немолодая, больная женщина, на воспитании у которой малыш Уильям Эрнст, которого она любит больше жизни.
|
|
А. Лиханов и К. Патерсон изобразили разных героев, детей разных культур, но они похожи: им свойственен подростковый максимализм, они оба одиноки, ищут своих родителей, но при сравнении можно увидеть и различное, на которое прежде всего влияет воспитание в духе определенной культуры: отношение к таким ценностям, как дом, семья, дружба, патриотизм, деньги и другое.
В ходе проведения исследования, мы решили выяснить, какие подростковые проблемы можно рассмотреть и решить на примере художественных произведений. Мы провели опрос среди студентов 1 курса группы 030. Респондентам было задано три вопроса: Какие проблемы подростков являются актуальными? Обращались ли вы к книгам, чтобы решить свои проблемы? Есть ли книга, из которой вы вынесли какой-либо совет?
В ходе анализа анкет мы увидели, что основными подростковыми проблемами были названы:
А) Нежелание близких понять подростка.
Б) Непринятие его таким, какой он есть.
В) Родители не осознают (или не хотят осознавать), что их ребёнок (подросток) уже большой, и продолжается гиперопека со стороны родителей.
Результаты исследования показали, что подростки редко обращаются к книгам, чтобы решить свои проблемы, но у каждого есть книга, из которой он вынес какой-либо для себя совет. 60% не обращались к книгам, чтобы решить свои проблемы, и 40 % ответили «да, обращался».
Те, кто смогли найти ответы на волнующие их вопросы, назвали следующие произведения, которые были для них значимы: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом», Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», Иван Тургенев «Отцы и дети».
Можно сделать вывод, что студенты пытаются найти ответы на волнующие их вопросы с помощью художественной литературы, но не всегда знают, что прочитать, чтобы было полезно и поучительно. А специальная литература для подростков может помочь в решении некоторых возрастных проблем.
Проведя анализ литературы для подростков, мы выделили ряд произведений, которые хотели бы порекомендовать для студентов. Надеемся, что эти книги будут не только интересны, но и полезны. Например, Г.Щербакова «Отчаянная осень» (проблема «отцов и детей», испытания первой любовью, проблемы в учёбе); Е Мурашова «Класс коррекции» (проблемы с успеваемостью, особенности взаимоотношений друг с другом, безысходность); Т. Михеева «Не предавай меня!» (жестокость подростков, предательство); А.Лиханов «Никто» (тема личности в социуме); У. Голдинг «Повелитель мух» (межличностные и межгрупповые взаимоотношения); К. Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс» (одиночество, подростковый максимализм) т др.
Список литературы:
1. Аверинцев С.С. Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания // «Новый мир».
2. Бондарева А. По следам дикой собаки Динго, или О проблеме современного подросткового романа в России
3. Лиханов А.А. Никто. - М.: «Детство. Отрочество. Юность»
4.https://mirznanii.com/a/284423/problemy-podrostkov-i-ikh-otrazhenie-v-russkoy-literature/
5.https://multiurok.ru/files/tema-problemy-podrostkov-v-proizvedeniiakh-sovreme.html