Развитие образования и науки

Развитие образования и науки в послевоенные годы было составной частью процесса послевоенного восстановления Украины. Восстановление разрушенных во время войны школ, учреждений культуры, научных учреждений началось после освобождения территории Украины от немецко-фашистских захватчиков. Распространение получило движение за восстановление разрушенных и строительство новых школьных помещений силами, средствами, руками самого населения - «методом народной стройки». В 1944-1945 гг. в республике было восстановлено и построено 1669 школ. В 1950 г. не только была восстановлена довоенная сеть, но и построено 1300 новых школ. И для налаживания нормальной системы образования этого не хватало: в середине 1950-х годов 16 тыс. школ (33,2 % от их общего количества), в которых обучалось 1,67 млн детей, вынуждены были организовывать занятия в две, а то и в три смены. Значительное количество школ, особенно в сельской местности и рабочих поселках, размещалась в помещениях, которые были мало приспособлены для занятий. Школы постоянно испытывали острую потребность в учебниках, тетрадях и учебном оборудовании. Для материальной поддержки тех, кого родители не могли обеспечить минимумом необходимого для обучения, создавался фонд всеобуча. Трудности, стоявшие перед образовательной системой, привели к введению вечерних школ. Были основаны также курсы для взрослых, профессиональные заочные школы. Реалии времени требовали образованных людей. В 1953 г. был осуществлен переход к обязательному семилетнему образованию. Эти меры создали дополнительные трудности: не хватало помещений, учителей, учебных пособий. Как и в довоенные годы, большевистская партия стремилась превратить школу в орудие сохранения и усиления своего контроля над учащейся молодежью. Была восстановлена работа пионерских и комсомольских организаций. Важнейшим призванием школы считалось воспитания преданности Сталину и идеалам коммунизма. В послевоенные годы начинается процесс неуклонного сокращения украинских школ и обучающихся в них учащихся. Так, с 1948 г. по 1954 г. количество украинских школ сократилось с 26 до 25 тыс., а российских - увеличилась с 2720 до 4051, или в 1,5 раза. В 1953 г. в украинских школах обучалось 1,4 млн детей, а в российских и смешанных - 3,9 млн. Закрывались национальные школы: польские, венгерские, румынские и т.д. Все они были перепрофилированы на российские. В течение четвертой пятилетки была восстановлена система высшего образования. В результате проведенной после войны реорганизации количество высших учебных заведений в УССР уменьшилась, тогда как количество студентов на 1956 г. выросла с 99 до 325 тыс. Правда, почти половина из них училась на заочных и вечерних отделениях. Преподавание в большинстве вузов велось на русском языке. В послевоенные годы возобновили работу научно-исследовательские учреждения Украины, был внесен ряд изменений в организацию научных исследований. Если в 1945 г. насчитывалось 267 научно-исследовательских учреждений, то в 1950 г. их количество возросло до 462, в том числе более 30 академических институтов. Укреплялась, хотя и медленно, материально-техническая база научно-исследовательских учреждений, рос их кадровый потенциал. Количество научных работников в 1950 г. достигла 22,3 тыс. человек. Главным научным учреждением Украины оставалась Академия наук УССР, которую возглавлял В. Палладин. Украинские ученые достигли значительных успехов в исследованиях фундаментальных наук, приближении их к потребностям хозяйства. • 1946 г. запуск первого экспериментального атомного реактора. • 1948-1951 гг. под руководством С.Лебедєва была создана первая в Европе и СССР малая электронно-вычислительная машина “МЕОМ”. • Усовершенствование и широкое применение метода автоматической сварки металла под флюсом разработанное под руководством Є.Патона. Новая технология была успешно применена при строительстве первого газопровода Дашава - Киев в 1949 г. (80% стыков труб было сварено этим методом). Также новые технологии сварки были применены при строительстве в 1953 г. цельносварного моста через Днепр длиной более 1,5 км (мост им. Патона в Киеве). • В 1956 г. генеральным конструктором строительства космических кораблей в СССР стал выходец из Житомирщины С. Королев. Однако почти все достижения науки и техники принадлежали отраслям, которые были связаны с военным или смежным с ним производством. Общественные же науки окончательно превратились в служанку существующей системы. Сталинская система не оставляла надежд и установила контроль над естественными науками. Ярким проявлением этого стало такое явление как «лысенковщина» засилье в науке посредственностей, людей потребительского качества, авантюристов.

Работа с термином «Л ы с е н к о в щ и н а» - условное название политической кампании, суть которой сводилась к преследованию и шельмованию группы генетиков, возражения генетики и временного запрета генетических испытаний в СССР. Эта кампания продолжалась примерно с середины 1930-х до конца 1950-х гг. Все это происходило под прямым руководством И. Сталина и Т. Лысенко.

Особого вреда “лысенковщина” нанесла биологической науке, в частности, генетике. В 1947-1948 гг. возобновились преследования генетиков. Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Т. Лысенко, поддержанный И. Сталиным, объявил ген мифической частицей. Он отрицал существование генов как материальных образований в клетке, носителей биологической информации о наследственности организмов. “Народный академик” (Лысенко) утверждал, что создание внешних условий для содержания, например, скота, не просто повышает надои... но и дает возможность рассчитывать на закрепление этих признаков в будущем. Фактически Лысенко перенес на биологическую науку коммунистические постулаты о воспитании нового человека строителя коммунизма. В Украине преследованиям подверглись ученые-биологи Д. Третьяков, Г. Гришко, И. Шмальгаузен, И. Поляков, С. Делоне, что на много лет затормозило развитие биологической науки.

Идеологическое наступление сталинизма в послевоенное время. «Ждановщина». В сложных условиях работали деятели литературы и искусства. Вопреки обстоятельствам, в 1940-1950-х годах было создано немало произведений, которые оставили заметный след в художественной культуре украинского народа. Особую популярность в послевоенные годы приобрело творчество В. Гончара, автора трилогии «Знаменосцы», повести «Земля гудит». Плодотворно творили также прозаики В. Козаченко, В. Собко, писатель и режиссер В. Довженко, юморист Остап Вишня (П. Губенко), поэты М. Рыльский, П. Тычина, В. Сосюра, А. Малышко, Л. Первомайский. Победное завершение войны способствовало укреплению личного авторитета И. Сталина. Но послевоенные реалии требовали укрепления сталинского режима и его нового идеологического обеспечения. Ведь немало людей, находясь за границей, увидели «загнивающий капитализм». Вернувшись на родину, они чувствовали себя победителями и мечтали о лучшей, достойной и свободной жизни. В присоединённых областях, которые накануне войны вошли в состав СССР, вообще относились враждебно или с недоверием к коммунистической идеологии, политической и экономической практике. К тому же, у людей осталась грозное оружие - свободомыслие и национальные чувства, выразителем которых была в первую очередь интеллигенция. Именно против неё и было направлено острие сталинских репрессий. Послевоенное время начинается со знаменитого сталинского тоста «за великий русский народ». Это свидетельствовало о стремлении И. Сталина совместить коммунистическую идеологию с идеей исключительной миссии русских в мировой истории. Для каждого изобретения западных ученых советские пропагандисты находили россиянина, который говорил об этой идее раньше, для каждого выдающегося западного автора был лучший от него российский автор, а для каждого выдающегося государственного деятеля находился российский с еще большими достижениями. В конце 1940-х гг. в СССР возникло явление, которое получило название «ждановщина», по имени его главного официального теоретика и проводника А. Жданова. Суть его заключалась в широком наступлении сталинского режима в области идеологии, культуры, науки, литературы, искусства с целью установления жесткого контроля над духовным развитием советского общества. Сталинское руководство развернуло борьбу против «безыдейности, беспринципности, формализма, космополитизма и низкопоклонства перед гнилым Западом», против «буржуазного национализма». За период с 1946 по 1951 г. было принято 12 партийных постановлений по идеологическим вопросам. Начало было положено постановлениями ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», направленные против творчества А. Ахматовой и М. Зощенко, «О кинофильме “Большая жизнь”» и другие.

В этом же 1946 г. ЦК КП(б)У принял несколько постановлений «Об искажении и ошибках в освещении украинской литературы в “Очерке истории украинской литературы”», «О журнал сатиры и юмора “Перец”», «О журнале “Отечество”», «О репертуаре драматических и других театров Украины» и другие. Для «укрепления руководства» украинской парторганизацией из Москвы был направлен Л. Кагановича, который развернул бурную деятельность по борьбе с «украинским буржуазным национализмом». Им фактически была подготовлена большое расстрельное дело, жертвами которого могли бы стать представители украинской интеллигенции того времени: А. Малышко, П. Панч, М. Рыльский, Ю. Яновский и другие. Но инициатива Л. Кагановича оказалась запоздалой, и он был отозван в Москву. Следующим этапом идеологического наступления сталинизма стала борьба с «низкопоклонством перед Западом, против «космополитизма». Объектом преследований были избраны литераторы, художники, ученые.

Работа с термином «К о с м о п о л и т и з м» (от древнегреческого - космополит, гражданин мира) - идеология мирового гражданства, которая приоритетное значение придает общечеловеческим ценностям и второстепенное - национальным проблемам. Эта кампания имела целью усилить культурно-идеологическую изоляцию советского общества, изолировать и противопоставить интеллигенцию другим слоям общества, разжечь националистические и антисемитские настроения, усилить процесс русификации восстановить образ «внутреннего врага» как необходимого атрибута тоталитарного режима. Сигналом к атаке против «космополитов» стала редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», опубликованная в январе 1949 г. в газете «Правда». Отголоском этой статьи в Украине стало навешивания ярлыков «безродных космополитов» на литературных и театральных критиков О. Борщаговского, А. Гозенпура и других. Кампания борьбы с «космополитами» имела негативные последствия для развития культуры: в литературе и театре, по сути, исчезло понятие художественной школы; углубилась изоляция от достижений западной культуры; театральная и литературная критика превратилась из средства стимулирования творческого развития на средство удержания художников в рамках официальной идеологии; ограничивалась свобода творчества. С начала 1950-х годов надвигается новая волна обвинений украинской интеллигенции. Преследованиям подверглись не только писатели, но и украинские композиторы Б. Лятошинский, Г. Колесса, Г. Вериковский, К. Данькевич (опера «Богдан Хмельницкий»), ученые. Особенно беспощадной критике подвергся В. Сосюра за стихотворение «Любите Украину»

(1944 г.), которое было объявлено «идейно порочным произведением». «Ждановщина» привела к торможению развития науки, литературы и искусства в стране, породила уродливые явления в среде советской интеллигенции, вызвала её разграничения. Сталинский режим окончательно противопоставил власть и народ, ликвидировал патриотический подъем периода войны, ростки возрождения украинской культуры. В международном плане «ждановщина» усилила оторванность советских художников от достижений мировой культуры, стала идеологическим обоснованием конфронтационной внешней политики СССР.

 

VI.. Обобщение и систематизация знаний

Ученики дают ответ на проблемный вопрос, прозвучавший в начале урока: • Что стало залогом быстрых темпов восстановления народного хозяйства?

Беседа

1. Когда началась восстановление хозяйства УССР? 2. Что усложняло процесс восстановления? 3. Какие отрасли хозяйства восстанавливались в первую очередь? 4. Чем был обусловлен голод 1946-1947 гг.? 5. Какие демографические потери понесла Украина? 6. Когда в основном было завершено восстановление?

7. Что советский режим понимал под “украинским буржуазным национализмом”? 8. Вокруг концепции Т.Лисенка шли официальные дискуссии ученых. Можно ли их считать действительно научными? Что такое “лысенковщина”? 9. Что такое космополитизм? В чем обвиняли так называемых космополитов?

V. ИТОГИ УРОКА

Вторая мировая война привела к значительным изменениям в судьбе Украины. УССР вышла на международную арену как субъект международного права, были международно признаны западные границы УССР, в корне изменился состав населения и, что самое важное, впервые за много веков почти все украинские земли оказались в пределах одного государства.

Хотя в войне Украина и понесла значительные потери (разрушен экономический потенциал, значительные человеческие потери), благодаря героическому и упорному труду её граждан в короткие сроки был восстановлен промышленный потенциал. Но украинцам, как и в 1930-е годы, довелось пережить голод, новые эксперименты над селом, которое, как оказалось, сталинский режим решил уничтожить дотла.

Домашнее задание: конспект, подготовить информацию к экзаменационному вопросу №53, прислать фото выполненного задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: