От редакции
- -Поздравление с Днем психолога
Регламент работы
- -Как организовать и провести родительское собрание
- -Как сделать презентацию эффективной
Психологическая диагностика
- -Выявляем готовность педагогов к работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Консультирование
- -Детские провокации: что делать
- -Как приучить ребенка к горшку
Коррекционная и развивающая работа
- -Развивайте коммуникативные навыки старших дошкольников
Психопрофилактика
- -Балинтовские группы: как организовать
Психологическая коммуникация
- -Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда: потребности ребенка и педагога»
Литературная страничка
- -Сказка про самого обыкновенного Психолога
Важный день календаря
- -17 ноября – Международный день отказа от курения
- -22 ноября – День психолога
От редакции
Поздравление с Днем психолога
Регламент работы
Как организовать и провести родительское собрание
|
|
С.Ю. Прохорова
канд. пед. наук, доцент, зам. директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ Центр образования и системных инноваций Ульяновской области
Е.Б. Хижова
педагог-психолог МДОУ детский сад № 173, г. Ульяновск
Родительское собрание — основной способ взаимодействия педагога-психолога с родителями дошкольников. Для молодых специалистов очень важно уметь правильно спланировать подобное мероприятие и эффективно провести его. Как подготовиться к родительскому собранию? Какие формы целесообразней выбрать? Как вывести родителей из пассивной позиции и активизировать их? Дадим рекомендации.
Родительское собрание — основная форма работы c родителями. На собрании педагог-психолог может обсудить наиболее важные вопросы жизнедеятельности детского сообщества и принять необходимые решения; повысить педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание своих детей, активизировать их роль в жизни детского коллектива и т. п.
Функции, которые выполняет педагог-психолог, когда работает с группой родителей:
- руководящая — обеспечивает методическим материалом, предлагает программу работы;
- экспертная — помогает участникам проанализировать работу;
- аналитическая — обобщает и комментирует происходящее;
- посредническая — организует общение родителей друг с другом. Это особенно важно, когда кто-либо из них негативно относится к тому или иному человеку в группе. Также помогает родителям в защите прав ребенка или отстаивает его права сам, если родители не в состоянии это сделать;
- мобилизующая — привлекает родителей к решению проблем, создает в группе условия для эффективного взаимодействия;
- консультирующая — обеспечивает родителей необходимой информацией и отвечает на возникающие вопросы.
На качество взаимодействия (в любых формах) педагога-психолога и родителей могут влиять как положительные, так и отрицательные факторы (таблица).
|
|
Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия педагога-психолога и родителей
Факторы | |
позитивные | негативные |
Высокий уровень развития коммуникативных навыков педагога-психолога: • он владеет вербальной коммуникацией (интонация, грамотность, богатство языка); • владеет невербальной коммуникацией (жесты, мимика, одежда, манера держать себя) | Низкий уровень развития коммуникативных навыков педагога-психолога |
Открытость для общения с родителями; создание атмосферы доверия; демонстрация доброжелательности, понимания и принятия | Неравноправное соотношение в общении; позиция «прокурора» |
Авторитет семьи в воспитании детей | Недооценка роли семьи в воспитании детей |
Уверенность родителей в необходимости совместных усилий и действий | Низкая мотивация к сотрудничеству родителей и педагога-психолога |
Воспитательные ошибки родителей (возможность для дальнейшего совершенствования и развития) | Отсутствие у педагога-психолога знаний характеристик современной семьи, представлений об особенностях взаимодействия в семьях воспитанников |
Учет интересов и запросов родителей | Отрыв деятельности педагога-психолога от проблем и запросов родителей |
Ясность для родителей целей ДОО | Неясность для родителей целей и установок в воспитании детей в ДОО |
Единство в подходе к воспитанию детей и работе с семьями воспитанников у педагогов, родителей, педагога-психолога и администрации ДОО | Несистематичность, однообразность форм организации работы с родителями |
Структура родительского собрания
Информацию о времени и месте проведения собрания донесите до родителей заранее: вывесите красочное объявление, позвоните тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно. Таким образом вы дадите родителям возможность скорректировать свои планы на вечер и найти время, чтобы посетить родительское собрание. Используйте объявление следующего образца.
Образец объявления
Уважаемые родители!
Если вы хотите:
• узнать о роли полноценного общения в развитии личности ребенка;
• овладеть приемами и методами развития коммуникативных способностей;
• выработать стиль поведения с застенчивыми детьми,
приходите на родительское собрание по теме «Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению» «___» _____________ 20 ______ года в _____ часов
Педагог-психолог ________________________________
Скачать образец в pdf
Продолжительность собрания не должна превышать 1 ч 20 мин. Предусмотрите занятость детей в данное время: это могут быть занятия со специалистами или вторым воспитателем, прогулки.
Родительское собрание традиционно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
1. Выберите тему.
2. Определите цели.
3. Изучите научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.
4. Проведите микроисследования среди детей и родителей по теме собрания. Для этого можно использовать анкетирование, тестирование, беседы.
5. Определите вид, форму, этапы собрания, а также способы и приемы совместной работы его участников.
6. Пригласите родителей и других участников собрания.
7. Разработайте решения, рекомендации, памятки родителям.
8. Оформите место проведения собрания.
1. Вводная часть. Организуйте родителей, создайте атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрируйте их внимание, мотивируйте к совместному решению проблем. Сообщите тему собрания, расскажите о результатах анкетирования, которое вы проводили до собрания. Используйте музыкальный фон, мультимедийную презентацию.1
|
|
2. Основная часть. Разделите ее на 2–3 этапа. Представьте теоретические сведения об обсуждаемой проблеме. Учтите: сообщение должно быть коротким и понятным для родителей, поскольку к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Задайте родителям вопросы, приведите примеры из практики воспитания детей в ДОО и семье, проанализируйте педагогические ситуации, предложите посмотреть видеофрагменты занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.