Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия педагога-психолога и родителей

От редакции

  • -Поздравление с Днем психолога

Регламент работы

  • -Как организовать и провести родительское собрание
  • -Как сделать презентацию эффективной

Психологическая диагностика

  • -Выявляем готовность педагогов к работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Консультирование

  • -Детские провокации: что делать
  • -Как приучить ребенка к горшку

Коррекционная и развивающая работа

  • -Развивайте коммуникативные навыки старших дошкольников

Психопрофилактика

  • -Балинтовские группы: как организовать

Психологическая коммуникация

  • -Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда: потребности ребенка и педагога»

Литературная страничка

  • -Сказка про самого обыкновенного Психолога

Важный день календаря

  • -17 ноября – Международный день отказа от курения
  • -22 ноября – День психолога

От редакции

Поздравление с Днем психолога

 

Регламент работы

Как организовать и провести родительское собрание

С.Ю. Прохорова
канд. пед. наук, доцент, зам. директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ Центр образования и системных инноваций Ульяновской области

Е.Б. Хижова
педагог-психолог МДОУ детский сад № 173, г. Ульяновск



Родительское собрание — основной способ взаимодействия педагога-психолога с родителями дошкольников. Для молодых специалистов очень важно уметь правильно спланировать подобное мероприятие и эффективно провести его. Как подготовиться к родительскому собранию? Какие формы целесообразней выбрать? Как вывести родителей из пассивной позиции и активизировать их? Дадим рекомендации.

Родительское собрание — основная форма работы c родителями. На собрании педагог-психолог может обсудить наиболее важные вопросы жизнедеятельности детского сообщества и принять необходимые решения; повысить педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание своих детей, активизировать их роль в жизни детского коллектива и т. п.

Функции, которые выполняет педагог-психолог, когда работает с группой родителей:

  • руководящая — обеспечивает методическим материалом, предлагает программу работы;
  • экспертная — помогает участникам проанализировать работу;
  • аналитическая — обобщает и комментирует происходящее;
  • посредническая — организует общение родителей друг с другом. Это особенно важно, когда кто-либо из них негативно относится к тому или иному человеку в группе. Также помогает родителям в защите прав ребенка или отстаивает его права сам, если родители не в состоянии это сделать;
  • мобилизующая — привлекает родителей к решению проблем, создает в группе условия для эффективного взаимодействия;
  • консультирующая — обеспечивает родителей необходимой информацией и отвечает на возникающие вопросы.

На качество взаимодействия (в любых формах) педагога-психолога и родителей могут влиять как положительные, так и отрицательные факторы (таблица).

Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия педагога-психолога и родителей

Факторы

позитивные негативные
Высокий уровень развития коммуникативных навыков педагога-психолога: • он владеет вербальной коммуникацией (интонация, грамотность, богатство языка); • владеет невербальной коммуникацией (жесты, мимика, одежда, манера держать себя) Низкий уровень развития коммуникативных навыков педагога-психолога
Открытость для общения с родителями; создание атмосферы доверия; демонстрация доброжелательности, понимания и принятия Неравноправное соотношение в общении; позиция «прокурора»
Авторитет семьи в воспитании детей Недооценка роли семьи в воспитании детей
Уверенность родителей в необходимости совместных усилий и действий Низкая мотивация к сотрудничеству родителей и педагога-психолога
Воспитательные ошибки родителей (возможность для дальнейшего совершенствования и развития) Отсутствие у педагога-психолога знаний характеристик современной семьи, представлений об особенностях взаимодействия в семьях воспитанников
Учет интересов и запросов родителей Отрыв деятельности педагога-психолога от проблем и запросов родителей
Ясность для родителей целей ДОО Неясность для родителей целей и установок в воспитании детей в ДОО
Единство в подходе к воспитанию детей и работе с семьями воспитанников у педагогов, родителей, педагога-психолога и администрации ДОО Несистематичность, однообразность форм организации работы с родителями

Структура родительского собрания

Информацию о времени и месте проведения собрания донесите до родителей заранее: вывесите красочное объявление, позвоните тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно. Таким образом вы дадите родителям возможность скорректировать свои планы на вечер и найти время, чтобы посетить родительское собрание. Используйте объявление следующего образца.

Образец объявления

Уважаемые родители!

Если вы хотите:

• узнать о роли полноценного общения в развитии личности ребенка;

• овладеть приемами и методами развития коммуникативных способностей;

• выработать стиль поведения с застенчивыми детьми,

приходите на родительское собрание по теме «Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению» «___» _____________ 20 ______ года в _____ часов

Педагог-психолог ________________________________

Скачать образец в pdf

Продолжительность собрания не должна превышать 1 ч 20 мин. Предусмотрите занятость детей в данное время: это могут быть занятия со специалистами или вторым воспитателем, прогулки.

Родительское собрание традиционно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1. Выберите тему.

2. Определите цели.

3. Изучите научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.

4. Проведите микроисследования среди детей и родителей по теме собрания. Для этого можно использовать анкетирование, тестирование, беседы.

5. Определите вид, форму, этапы собрания, а также способы и приемы совместной работы его участников.

6. Пригласите родителей и других участников собрания.

7. Разработайте решения, рекомендации, памятки родителям.

8. Оформите место проведения собрания.

1. Вводная часть. Организуйте родителей, создайте атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрируйте их внимание, мотивируйте к совместному решению проблем. Сообщите тему собрания, расскажите о результатах анкетирования, которое вы проводили до собрания. Используйте музыкальный фон, мультимедийную презентацию.1

2. Основная часть. Разделите ее на 2–3 этапа. Представьте теоретические сведения об обсуждаемой проблеме. Учтите: сообщение должно быть коротким и понятным для родителей, поскольку к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Задайте родителям вопросы, приведите примеры из практики воспитания детей в ДОО и семье, проанализируйте педагогические ситуации, предложите посмотреть видеофрагменты занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: