Цветовая комбинация элементов | Оценка четкости |
Черные буквы на белом фоне | Отлично |
Черные буквы на желтом фоне. Зеленые на белом фоне. Синие на белом фоне | Хорошо |
Красные на белом фоне. Красные на желтом фоне | Удовлетворительно |
Зеленые на красном фоне. Красные на зеленом фоне. Оранжевые на белом фоне | Неудовлетворительно |
Цветовая гамма фона влияет на эффективность восприятия информации: чем темнее цвет, тем хуже восприятие.
Графические объекты. Сплошной текст без графической информации не располагают на слайде, т. к. нет смысла представлять в письменной форме все то, что докладчик собирается рассказать устно. Размещенные графические объекты должны быть четкими, с хорошим разрешением. Графику не располагают в середине текста — это тяжело для восприятия.
Что еще необходимо учитывать, чтобы сделать презентацию эффективной?
Объем текста на экране не должен превышать 1/3 площади слайда.
Взрослый человек воспринимает одновременно не более 5–9 объектов. Для ребенка количество объектов на одном слайде не должно превышать 4–5. Остальной материал останется за пределами возможностей анализа и сохранения в памяти. Превышение объема воспринимаемой информации вызывает утомление. Так же действует на восприятие и презентация с большим количеством слайдов.
Используя приведенные рекомендации, педагог-психолог сможет создать профессиональную презентацию, комфортную и понятную для слушателей.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
Психологическая диагностика
Выявляем готовность педагогов к работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В.В. Сатари
канд. психол. наук, педагог-психолог ОСП «Раменки», г. Москва
Своевременно выявить симптомы профессионального выгорания и определить профессиональные потребности педагогов в условиях работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата помогут диагностическая методика В.В. Бойко и анкета для педагогов. Из опыта работы ОСП «Раменки» ГБУ «Комплексный реабилитационный образовательный центр» г. Москвы.
Анализ кадровой политики ОСП «Раменки» ГБУ «Комплексный реабилитационный образовательный центр» (далее — ГБУ «КРОЦ») показал: педагоги, которые пришли из массовых образовательных организаций, часто, не проработав и трех лет, увольнялись. При этом они являлись исполнительными и добросовестными работниками.
Чтобы выявить причину данного феномена, нами было проведено исследование психологического здоровья педагогов. Для исследования использовались методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко (приложение 1) и анкета для педагогов «Готовность к работе с детьми с нарушениями ОДА» (приложение 2).
Методика диагностики уровня профессионального выгорания
В.В. Бойко
Опросник личностный, применяется для диагностики синдрома эмоционального выгорания, который возникает у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Эмоциональное выгорание, по мнению В.В. Бойко, — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Стимульный материал состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение, ответив однозначно «да» или «нет».
Методика выявляет три фазы развития стресса, для каждой из которых определены ведущие симптомы выгорания:
1) напряжение — переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия;
2) резистенция — неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей;
3) истощение — эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения.
Разработчиком теста применена трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз выгорания, определение итогового показателя синдрома эмоционального выгорания как сумма показателей всех 12 симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
В психодиагностическом заключении указывается:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и коллегам.