В отличие от четвертого этапа на шестом ответы на вопросы обязательны для всех участников группы

После высказывания любого члена группы «заказчик» может задать ему уточняющие вопросы, если что-то осталось неясным. В ходе обсуждения приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы — они могут помочь в понимании неосознанной составляющей коммуникации и характеризуют множественность восприятия ситуации. Все ответы и высказывания участников балинтовской группы помогают рассказчику увидеть свою ситуацию со стороны.

7. Обобщение ответов группы. Ведущий обобщает все услышанное, высказывает собственное видение ситуации, представленной «заказчиком» на обсуждение, предположений о причинах возникших трудностей и т. д. (к сведению — в различных видах социально-психологического тренинга ведущие, как правило, интерпретацию не дают). А также благодарит рассказчика за предоставленный случай и смелость при его разборе, а участников группы — за поддержку коллеги.

8. Обратная связь. «Заказчик» рассказывает о своих ощущениях, эмоциональном состоянии и впечатлениях от работы группы. Он может обратиться к конкретным участникам, высказать свое мнение об эффективности их деятельности, поблагодарить за поддержку. Встреча заканчивается высказываниями отдельных членов группы о своих ощущениях и впечатлениях, о том, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случай. Решаются также организационные вопросы, принимаются предложения.

Результаты участия в балинтовской группе: улучшается восприятие и понимание коммуникации с клиентом (ребенком, родителем, педагогом); специалист осознает терапевтическую значимость межличностных отношений и их границ, а также собственных психологических защит, переносов и контрпереносов; расширяет репертуар коммуникативных стереотипов.

Формы применения технологии «балинтовская группа» в ДОО

Формат балинтовской группы может использоваться: 1) в работе с родителями; 2) как форма взаимодействия узких специалистов и педагогов ДОО; 3) в рамках деятельности городского методического объединения педагогов-психологов.

Балинтовская группа как форма взаимодействия педагога-психолога с семьей — современный метод тренинговой групповой работы, альтернатива индивидуальной консультации.

Цели балинтовской группы в данном направлении:

  • повысить качество коммуникации между родителями и их детьми;
  • дать возможность родителям и детям осознать качества собственной личности;
  • помочь родителями освоить на практике психологически грамотные формы эффективного взаимодействия с детьми — чтобы разрешить существующие трудности в общении и развить доверительные отношения.

Каждая встреча посвящается обсуждению одного конкретного случая, о котором рассказывает родитель. Это может быть какое-то происшествие или постоянно повторяющееся событие, вызывающее беспокойство, удивление, злость. Например, маму расстраивает, что ее ребенок сильно грызет ногти или начал заикаться. При этом необходимо описывать конкретные проявления проблемы, обстоятельства ее появления, как сам родитель воспринимает эту ситуацию, какие чувства испытывает, какие мысли приходят. Далее работа балинтовской группы ведется по общему алгоритму.

Балинтовские встречи с родителями проводятся один раз в неделю. При этом занятий должно быть не меньше, чем количество участников в группе, чтобы каждый имел возможность посвятить одну из встреч разбору именно его случая.

Родительская балинтовская группа, которая функционирует в ДОО не может быть закрытой. Состав ее не постоянен в силу субъективных и объективных причин отсутствия отдельных участников.

Балинтовская группа как форма взаимодействия узких специалистов и педагогов ДОО выступает не только как средство непрерывного профессионального образования, но и как метод профилактики и снижения «синдрома эмоционального выгорания». Благодаря использованию данного формата работы педагоги отмечают улучшения в сфере общения с воспитанниками, их родителями и коллегами, снижение количества негативных установок в отношении своей личности и работы в целом. Участниками балинтовской группы могут быть педагог-психолог, тифлопедагоги, учитель-логопед, врач-офтальмолог, воспитатели.

В рамках деятельности городского методического образования педагогов-психологов ДОО может функционировать немецкая версия балинтовской группы — по методу «Аквариум». Этот вариант оптимально использовать в связи с тем, что общее количество практикующих психологов намного больше, чем это рекомендуется при организации балинтовской группы. Из собравшихся для участия в работе приглашаются 10–12 человек. Они располагаются на стульях внутри основного круга (в «аквариуме»), образуемого всей группой. Остальные психологи — наблюдатели. По окончании работы балинтовской группы слово предоставляется наблюдателям, смотревшим «в аквариум».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы

 

Психологическая коммуникация

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда: потребности ребенка и педагога»

Т.Н. Хорошая
педагог-психолог МКДОУ «Березка», г. Кодинск, Красноярский край



Большинство воспитателей считают, что развивающая предметно-пространственная среда — это только набор игрушек, игрового оборудования и дидактических материалов. Однако при организации пространства групп важно учитывать психологические особенности детей. Чтобы восполнить пробелы в знаниях воспитателей, проведите с ними семинар-практикум.

Цель: сформировать систему знаний об организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).

Задачи:

  • повысить компетентность педагогического коллектива в области организации РППС;
  • мотивировать педагогов к ее изменениям;
  • познакомить с инновационными подходами создания РППС в пространстве ДОО;
  • скорректировать РППС в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Продолжительность: 2 ч.

Количество человек в группе: 10–15.

Предварительная работа: фото групп и пространства ДОО до введения ФГОС ДО и после, презентация по материалам семинара-практикума.

Материалы и оборудование: мольберт и маркер; листы с заданиями; мягкая игрушка; критерии РППС; шаблоны чемоданов; компьютер, проектор, презентация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: