Цель: вспомнить особенности организации РППС для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Инструкция. Участники делятся на три группы. Задача — вписать на месте пропусков подходящие по смыслу слова и сочетания (в тексте они выделены полужирным). Ответы участники сверяют с 5–7 слайдами презентации.
Материал к упражнению
1) Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста необходимо большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
2) Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3) Старший дошкольный возраст
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Большое значение имеют материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Упражнение «Стул»
Цели: формировать понимание о просьбе, помощи; совместно найти выход из проблемной ситуации.
Инструкция. Один участник стоит со «стульчиком» (мягкой игрушкой) в руках, руки вытянуты. Задача — не приседая, не сгибая колени, поставить «стул» на пол. Бросать нельзя.
Вывод: сам не можешь, попроси помощи.
Уголок для релаксации
Критерии РППС
Примерные критерии оценивания РППС:
- содержательная насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
Инструкция. Используя презентацию (слайды 9, 10), педагог-психолог показывает участникам фотографии предметно-пространственной среды ДОО до введения ФГОС ДО и после. Задача педагогов — сравнить фотографии, оценить в соответствии с критериями содержание предметно-пространственной среды ДОО, определить плюсы и минусы, привести аргументы.